«Мы все поклонники Хабиба. Мои сыновья занимаются джиу-джитсу и борьбой». Марк Дакаскос – о молодости в 60 и боях
Поговорили с легендой.
Марк Дакаскос – звезда боевиков 90-х. До того как стать актером, он с детства постигал боевые искусства: смешивал стили (даже использовал приемы из капоэйры) и многое получил от отца-тренера.
В 17 лет, вдохновившись фильмами с Брюсом Ли, Дакаскос отправился на Тайвань, чтобы постигать буддизм и боевые искусства. Это заложило базу для дальнейшей актерской карьеры – по образам бойцов его помнят до сих пор.
Мы встретились с Дакаскосом на III Международном буддийском форуме в Элисте и узнали, какое место буддизм и боевые искусства занимают в его жизни сейчас.
«Мне посчастливилось, что мои родители преподавали боевые искусства. Мама в 82 года может сесть на шпагат»
– Какие жизненные смыслы для вас открыл буддизм?
– Все временно. Мне нравится эта идея, потому что поначалу, когда ты о ней задумываешься, она несколько опечаливает. Я потеряю семью, не смогу остановить мгновение. Но, с другой стороны, ты учишься быть благодарным, что хотя бы ненадолго у тебя есть это мгновение. Чудесная мысль.
В моем понимании буддизма, эта традиция не дает ответы на все вопросы, и это меня очень привлекает. Вопросы – признак любопытства, а следовательно, и смирения. Мне нравится, что можно просто сказать «я не знаю». Это позволяет оставаться открытым к мнению других людей, крайне уверенных в себе.

Если я знаю, что существует хоть малейшая вероятность моей неправоты, у нас может возникнуть дискуссия и мы можем прийти к общей точке зрения, посмотреть на проблему под новым ракурсом. Потрясающе! Мир нуждается в уважении, добре. Доброта, любопытство, уважение и смирение – самые важные добродетели. Именно этому буддизм меня научил.
Не знаю, может ли кто-то назвать себя буддистом в строгом, формальном смысле слова. Не могу сказать, что я истинный буддист, мне просто нравится буддизм и его философия. Я практикую медитативные прогулки. Хотя даже не знал, что они так называются. Но всю жизнь я любил пешие прогулки: в горах, просто по улицам, наблюдать за людьми. Без наушников, только смотрю, слушаю, чувствую, наблюдаю за людьми. Может, вам понравится, может – нет.
Про начало моего дня. Я просыпаюсь и принимаю холодный душ. Полгода назад принимал ледяные ванны. По Цельсию [температура], наверное, 3-4 градуса. Так вот, я принимаю такой душ каждый день по 10 минут. Я просто чувствую холод [во время душа], дышу. А потом выхожу. Знаете, ощущения [от контраста температур] накрывают позже. Я делаю это постоянно. И стараюсь так контролировать сознание.
Стараюсь быть «в моменте». Как и учит буддизм, стараюсь быть осознанным, отдавать полное внимание моменту здесь и сейчас. Стараюсь следовать этому как можно больше.
– Вы занимались разными боевыми искусствами. В 61 год их по-прежнему практикуете?
– Кунг-фу и боевые искусства со мной всю жизнь. Мне посчастливилось, что мои родители преподавали боевые искусства. И то, как они жили, научило жить меня. Моей маме 82 года, и она до сих пор может сесть на шпагат, до сих пор бегает, до сих пор может сделать стойку всадника. Отец преподает до сих пор.

Они оба заботились о теле, но оба заботились и о разуме, они постоянно читают. Оба до сих пор преподают. Правильный сон очень важен. Важно пить много воды. Они не употребляют алкоголь, но если вы будете пить, то все равно воды должно быть больше, чем алкоголя.
– Какому принципу буддизма нужно обучать молодежь, чтобы она ему следовала?
– Будьте добрыми. Это главное. Второе – дыхание. Многие дышат поверхностно. А надо дышать так, чтобы идеи поступали, а эмоции выходили. Быть добрыми, проявлять уважение – не только по отношению к другим, но и к себе.
«Мне нравится, как дрался праймовый Андерсон Сильва. Он умел бороться, бить ногами, руками – как раз для кино»
– Следите за профессиональными боями? Какой последний бой смотрели? Нравится кто-то из бойцов?
– Немного смотрю. Сыновья смотрят все – и рассказывают мне все, что я пропустил. Я олдскульный, так что не смотрел уже давно. Но, конечно, все смотрели бой Хабиба и Конора – это было очень интересно. Конечно, мы все поклонники Хабиба. Мои сыновья занимаются джиу-джитсу и борьбой.
– Кого из бойцов хотели бы снять в кино? Может, даже из прошлого?
– Помню лица, но не знаю имена. Опять же, старая школа. Мне нравится, как дрался праймовый Андерсон Сильва. Он умел бороться, бить ногами, руками. Это все очень динамично – как раз для кино.
Борцы и ребята из джиу-джитсу – потрясающие бойцы. Джон Уик занимается джиу-джитсу и дзюдо, мы знаем, что это работает. Но мне нравится комбинация с ударной техникой.

– Если бы вам предложили профессиональный бой, кого бы выбрали в соперники? Можно, например, актера – как Джеки Чан.
– Мы хотим хороший бой? Хотим, чтобы меня вырубили?
– Мы хотим интересный бой.
– Мне 61? Или снова 30?
– 61, но сопернику может быть 50.
– Чаку Норрису за 80 – может быть, у меня будет шанс. Но он до сих пор хорошо двигается, тренируется. Не знаю. А вы кого хотели мне в соперники?
– Думаю, справитесь с любым.
– Да ладно вам.
Шпагат Ван Дамма – главный прием в культуре боевиков. Он возник на смеси единоборств и балета