11 мин.

Где сейчас корейский гигант, дравшийся с Федором? Стал социофобом, получил судимость и сбежал на остров

Тяжелая судьба Хонг Ман Чоя.

Федор Емельяненко побеждал топов, но в рунете прославился схватками с великанами – Зулузиньо и Хонг Ман Чоем. И если Зулу был фриком, то Чой – профессиональным кикбоксером, побеждавшим легенд.

Куда пропал Хонг Ман Чой и почему он избегает людей?

Чой начинал в корейской борьбе, где соперничал с другим великаном. Но прославился в кикбоксинге – в К-1 молотил бойцов коленями

Хонг Ман Чой поражал не только ростом (218 см), но и весом (160 кг). Начинал с национальной корейской борьбы ссирым, где выступал до 2004-го. В ссирыме участники борются на поясах, чтобы приемами заставить соперника коснуться песка любой частью тела выше колена.

В ссирыме Чой получил знаменитое прозвище «Техно Голиаф» – после побед он танцевал под электронную музыку. Хитом той поры стала схватка Чоя с другим молодым корейским великаном – Ким Ен Хеном (рост – 217 см, вес – 167 кг). Они дважды встречались в финале национальных турниров – каждый победил по разу.

Хотя Чой был гигантом, Ким Ен Хен не уступал в мощи. Во время реванша на чемпионате-2004 он умудрился по-сумоистски вытолкнуть его с песка:

В 2006-м Чой перешел в популярный тогда в Японии кикбоксинг. Через год за ним последовал Ким Ен Хен, но быстро завязал, не добившись успеха. А вот Чой задержался, став звездой японского К-1, а в будущем – и Pride.

В начале карьеры Чой не был фриком вроде Зулузиньо, как считают многие. Перейдя в кикбоксинг, говорил, что имеет черный пояс второго дана по тхэквондо, но подтверждений не было. И хотя окружение сомневалось, что Чой справится, он ушел в кикбоксинг, заключив двухлетний контракт на шесть боев в год в К-1.

Японцы обожали фриков, а Чой еще и умел драться. В К-1 он победил легендарных Сэмми Шилта и Гари Гудриджа, а Ле Баннера чуть не нокаутировал – проиграв раздельным решением судей.

Но габариты мешали: имея такие длинные и тяжелые конечности, Чой не мог работать серийно и быстро уставал. Да и вообще не дрался в классическом стиле: не бил хай-кики, а руки выбрасывал так, словно к ним привязаны гири.

Из-за медлительности Чой налегал на любимый прием – удар коленом из клинча. Он хватал соперника, чтобы зафиксировать, и бил коленом, пользуясь преимуществом в росте. Так в июне-2005 он вырубил американского рестлера Тома Ховарда, разбив ему лицо:

Легендарному Ле Баннеру в сентябре-2006 тоже досталось – Чой дважды попал по нему коленом. Сначала ударил им в серии:

Потом попал одиночным – выглядело страшно, но Ле Баннер устоял:

«Он опасен, его колени почти на уровне моей головы, он не человек! Но он хороший парень, мне нравится. Очень крепкий, возможно, самый сильный в К-1. У него крепкие кости – когда я его ударил, у меня заболела нога! Уверен, что с опытом, через два года, его никто не победит», – сказал Ле Баннер после боя.

Чой дрался против Емельяненко с опухолью в мозге. После операции получил отсрочку от армии, похудел на 20 кг и больше не был прежним

Чой отлично выступал в К-1, за первые 10 боев набив рекорд 9-1. Он прославился в Японии, поэтому стал выступать в ММА, где рассчитывал на базу корейской борьбы. Но в ММА было трудно: он плохо владел телом и терялся в партере. Несмотря на неуклюжесть, уже во втором бою Чой попал под Федора Емельяненко.

В дебюте в ММА Чой нокаутировал нигерийского телеведущего Бобби Ологуна, который не был бойцом. А в декабре-2007, на Новый год, встретился с Федором – уже легендарным чемпионом Pride, не проигрывавшим 24 боя подряд. Это было самоубийство: Чой закономерно проиграл арбмаром – в корейской борьбе нет сабмишенов.

В апреле-2008 – через три месяца после поражения Федору – Чой призвали на два года в корейскую армию. Медиа писали, что это будет самый высокий солдат в истории Южной Кореи. Он поступил в учебный лагерь 36-й пехотной дивизии, чтобы пройти четырехнедельный курс подготовки. Чою сшили специальную униформу и ботинки – для его 38-сантиметровой стопы.

Ожидалось, что Чой пройдет альтернативную службу и будет помогать чиновникам с административными задачами в местном правительственном учреждении. Но 27-летний боец не прошел медобследование – из-за проблем с левым глазом, вызванных опухолью головного мозга. 

Чой провел в армейском лагере всего три дня, когда предоставил медицинское подтверждение, что аденома гипофиза сдавливает ему зрительный нерв. Проблемы начались в 2007-м, когда кореец признался после боя с кикбоксером Майти Мо: «Я не видел его правый хук, когда дрался».

Состояние Чоя признали неподходящим для армейской подготовки. Выяснилось, что еще в июне-2007 июне Атлетическая комиссия штата Калифорния (CSAC) сняла его с боя против Брока Леснара из-за найденной опухоли. CSAC признала Чоя непригодным к соревнованиям и отказала в выдаче лицензии. Несмотря на это, спустя полгода он подрался с Федором – имея в голове опухоль и проблемы со зрением.

Получив отсрочку от армии, Чой в июне-2008 решился на операцию по удалению опухоли гипофиза. Она появилась в детстве и вызвала гигантизм – аномальное увеличение тела из-за гиперсекреции гормонов. Операция прошла успешно, но Чой похудел на 20 кг. Фанаты предполагали, что он просто слез со стероидов, но врачи подтвердили: корейцу требовался целый год, чтобы восстановить мускулатуру и прежнюю силу.

Чой вернулся на ринг уже через три месяца после операции. Он выглядел слабым и не имел прежней мощи. Хотя Чой отправил в нокдаун Бадра Хари, тот избил его и выиграл остановкой угла. До операции рекорд корейца в кикбоксинге был 12-4, после – два поражения и пауза в карьере. В ММА тоже не получалось: после операции два поражения и лишь одна победа – над бейсболистом Хосе Кансеко.

Чой мечтал о шоу-бизнесе, но сломался из-за буллинга. После этого уехал жить на остров, чуть не сел в тюрьму и страдает от социофобии

В 2009-м Чой бросил бои и ушел в шоу-бизнес, пытаясь использовать медийность – в начале 2010-го всерьез планировался его бой с баскетболистом Шакилом О’Нилом. Не случилось, зато Чой продвинулся в шоу-бизнесе: снимался в эпизодических ролях в кино и занимался музыкой – создав дуэт «Красавица и чудовище» с супермоделью Хан Со-хи, где он читал рэп, а она – пела.

Чой пробовал себя и в бизнесе – купил бар в Сеуле, что чуть не разрушило ему жизнь. В 2011-м корейские медиа написали, что Чой, считавшийся тогда большой звездой, избил в баре студентку. Она написала об этом в соцсетях: «Хонг Ман Чой подошел ко мне вплотную и ударил по голове». 

Полиция провела расследование и выяснила, что это была клевета. Во время допроса в полиции Чой заявил, что его ударили первым. Но общественность уже начала отменять Чоя, тщетно говорившего о невиновности.

«Это место, где можно было свободно встречаться с кем угодно. Если вы выпивали вместе, нужно было рассчитаться за алкоголь, но в тот вечер мужчины ушли, не заплатив. Пьяные женщины разозлились, тоже отказались платить и стали хватать меня за одежду. Я оттолкнул их, но они заявили в полицию, хотя я никого не бил», – объяснил позже боец.

После этого Чой исчез из медиа: мечты о карьере в шоу-бизнесе рухнули – начались проблемы с финансами, которые чуть не привели Чоя в тюрьму. В 2013-м в Гонконге он занял у знакомого около $110 тысяч – сказал, что на покупку часов себе и девушке. В следующем году снова занял денег, но уже у другого знакомого в Корее.

В 2016-м суд признал Чоя виновным в мошенничестве – обоим знакомым он не отдал долг. Они попросили суд не отправлять бойца в тюрьму, поэтому тот отделался условным сроком: «Подсудимый признал вину и договорился с двумя знакомыми уладить конфликт. Суд принял во внимание, что потерпевшие не хотят, чтобы Чой наказывали, к тому же у него нет других судимостей».

Из-за финансовых проблем Чой с 2015-го вернулся в бои: выходил в ужасной форме и много проигрывал (рекорд в ММА – 2-2, в кикбоксинге – 1-3). Он совсем не держал удар: падал в жесткие нокауты, а редкие победы выглядели договорняком.

В китайской лиге Road FC Чою подложили двух соперников, чтобы по Гран-при провести до финала с давним соперником из кикбоксинга Майти Мо. Счет в их противостоянии был 1-1, но в этот раз интриги не вышло: Чой с трудом выбрасывал удары, в итоге упав в глухой нокаут.

На родине Чоя высмеивали из-за поражений. Из-за этого он начал страдать от социофобии, расстался с любимой девушкой и боялся людей. Чой уехал на родной остров Чеджу, где провел около пяти лет, окончательно разучившись общаться с людьми.

Чой сбежал на самый удаленный остров Южной Кореи, но даже там не спрятался от людей. Поэтому выходил только на рассвете, когда на улицах никого не было: «Самое сложное – взгляды и внимание людей. Я боялся, что ко мне придут домой. Если я проигрывал бой в Японии, меня жестоко критиковали, говорили, что я позор Кореи. Поэтому мне было тяжело морально. Из-за злых комментариев у меня диагностировали социофобию».

В 2021-м Чой признался, что перебрался в японскую Осаку – он не мог жить среди корейцев. «Я уехал из Кореи из-за злобных комментариев и теперь живу в Японии. Меня спасли жители Осаки – когда я иду поесть, они с радостью меня обслуживают. Когда беру такси – бывает, даже не приходится платить. Я чувствую теплоту людей».

Где Чой сейчас? Великан стал мемом для зумеров и попал в соцсети «Тоттенхэма» – теперь хочет вернуться на ринг

В 2024-м Чой неожиданно вернулся в медиа: стал вести соцсети и появляться в ТВ-шоу. В одном из них рассказал, почему ходит по улицам в маске: «Мне без нее некомфортно. Не хочу ни с кем встречаться и никогда не снимаю маску. Раньше я очень любил людей, но теперь все наоборот. Мне трудно ходить на свидания и разговаривать с женщинами. Из-за того, что люди причиняли мне боль, я стал отдаляться от них все больше. Все говорили, что мне нужно что-то сделать со своей жизнью, но я никого не слушал».

Чой пережил вторую волну популярности – причем среди молодежи, а не старых фанатов. Великан стал мемом, чем активно пользуется. В соцсетях он снял видео, как ест рамен, держа большую тарелку одной рукой, подписав: «Мой любимый рамен. Вкусный, сколько бы я его ни ел – с детства и до сих пор».

В другом видео показал, как держит в одной руке пять мандаринов, а в другом – 20 упаковок йогурта. В ТВ-шоу Чоя просят повторить победный техно-танец. А поклонники заваливают сообщениями в соцсетях, окружая на улицах: «Теперь фанаты-подростки узнают меня так часто, что я не могу пройти в аэропорт».

Теперь Чой не похож на социофоба. Перед камерами он расцветает: шутит, танцует и поет. В июле появился в соцсетях футбольного «Тоттенхэма», где знакомился с игроками – в том числе с соотечественником Сон Хын Мином. И снова стал мемом, когда поднял 33-летнего Сон Хын Мина на руки и качал, как ребенка, заставив закрыть лицо от смущения.

Хотя Чою уже 44, он хочет вернуться в бои. Заверяет, что набрал прежнюю форму – снова весит 160 кг, как и в молодости. В соцсетях он пообещал фанатам, что скоро подерется – но точной даты не назвал.

«Якудза приставили к моей голове пистолет». Как мафия управляла Pride во времена Федора и КроКопа

Фото: Gettyimages/Bob Riha Jr/WireImage; YONHAP