Без него не было бы Хабиба и Махачева и одного из самых сильных MMA-залов. Кто такой Хавьер Мендес?
Легенда.
Хавьер Мендес – самый уважаемый тренер из США в российских ММА и важнейший человек в карьерах Хабиба Нурмагомедова, Ислама Махачева и других воспитанников Абдулманапа Нурмагомедова, приезжавших в легендарный зал AKA для проведения финального этапа подготовки к поединкам.
На UFC 311 Мендес вместе с Хабибом будет в углу Ислама Махачева, Умара Нурмагомедова и Тагира Уланбекова. Кто он такой и в чем его сила?
Мендес не смог побить наркодилера перед девушкой – застыдился и пошел в единоборства. А потом совмещал карьеру с работой агентом по недвижимости
70-е. 18-летний болтливый Хавьер Мендес гулял с девушкой по улицам Сан-Хосе. Все шло гладко, пока по дороге пара не столкнулась с парнем, похожим на типичного драгдилера. Девушка подначивала Мендеса показать силу и побить маргинала. «Черт, я же вообще не умею драться», – подумал Мендес. Тогда же в голове щелкнуло: пора заняться боевыми искусствами для самообороны.
Другая версия прихода Мендеса в восточные боевые искусства – классическая и более прозрачная: влияние фильмов с Брюсом Ли, который в те времена был настоящим супергероем для американских подростков – особенно для тех, кто рос в тяжелых условиях.
В детстве Мендесу приходилось тяжело. Его семья легально иммигрировала в США из Мексики, когда ему самому было шесть лет. Из-за отсутствия денег семья часто ела только тортилью и бобы.
Но это не главная проблема. Отец, единственный кормилец в семье, работал водителем вилочного погрузчика и спускал деньги на алкоголь и азартные игры. «У меня не самый лучший отец. Он редко проводил время с нами, хоть и любил. И был ужасным примером для нас, детей», – вспоминал Мендес.
Адаптации в новой стране мешал языковой барьер. На момент переезда в США Мендес совсем не говорил по-английски. Первое время в школе он даже не знал, как попроситься в туалет, из-за чего один раз сходил прямо в штаны.
В 1978 году 18-летний Мендес – после случая с наркодилером – попал на тансудо к Джеффу Скотту, а затем перешел в зал тхэквондо Скотта Кокера – да, того самого промоутера, основавшего Strikeforce и руководившего Bellator. Тогда Мендес действительно занимался боевыми искусствами лишь для самообороны и не собирался выступать.
В 80-х Мендес вообще стал агентом по недвижимости, но по-прежнему тренировался у Кокера и помогал его бойцам с соревнованиями: собирал документы, подвозил и координировал поединки. С каждым днем желание самому провести бой становилось все более навязчивым.
В 1985-м все сложилось. Кокер запустил новый кикбоксерский промоушен и предложил Мендесу поучаствовать в выставочном поединке против Билла Уоллеса – чемпиона мира по полноконтактному каратэ и кикбоксингу. Мендес неплохо себя показал и почувствовал уверенность в навыках. В том же году он открыл зал в помещении стекольного цеха одного из друзей. Именно там началась история American Kickboxing Academy.
Следующие 11 лет Мендес совмещал тренерскую и собственную спортивную карьеру – преуспевал везде. В профессиональном кикбоксинге Мендес вышел на высокий уровень: стал чемпионом мира по версии ISKA в 1992 году, а затем поднялся на одну весовую категорию и завоевал второй пояс.
Как тренер Мендес достаточно скоро переехал из стекольного цеха в бывшее помещение Скотта Кокера, сосредоточившегося на карьере промоутера. Его собственные успехи в кикбоксинге притянули в зал солидных бойцов: в разные времена в AKA тренировались Трэвис Джонсон, Жером Теркан, Жан-Клод Лейе и другие мощные кикбоксеры.
Как бывший кикбоксер Мендес создал один из самых сильных ММА-залов и собрал в нем лучших борцов?
В 1995-м Мендес завершил спортивную карьеру и полностью сосредоточился на тренерской деятельности. Примерно в то же время он познакомился с Артом Дэйви – одним из создателей UFC. В то время Дэйви параллельно проводил кикбоксерские турниры К-1 в США – через него Мендес организовал поединки для Лейе и Теркана.
В 1996-м к Мендесу в зал пришел Брайан Джонстон – бывший борец, который хотел подтянуть ударную технику для выступлений в турнирах по смешанным единоборствам. Пригодилось знакомство с Дэйви: Мендес пристроил Джонстона в UFC. Несмотря на неудачный дебют Джонстона, Мендес не отступил, а еще больше сконцентрировался на ММА.
Год спустя большим шагом в становлении АКА как зала смешанных единоборств стал приход Фрэнка Шемрока. Тогда Шемрок покинул зал Lion’s Den из-за разногласий с менеджментом и переехал в Сан-Хосе, где начал работать над кикбоксингом у Мендеса. Партнерство получилось удачным для всех сторон: Шемрок получил зал и главного тренера, с которым работал до конца карьеры, а Мендес – опытного бойца, помогавшего ему с борцовским аспектом ММА.
Позже в зал Мендеса попало еще много борцов, но он сам так и не изучил борьбу и грэпплинг на достаточно серьезном уровне. Объяснял так: «У меня не было достаточных знаний в джиу-джитсу, но я нанял хорошего тренера. Я ничего не знал о борьбе, но нашел борца с нужными знаниями. Я ставил нужных людей на нужные места, собирая пазл».
Следующим большим бойцом Мендеса стал Би Джей Пенн. Его пригласил Бобби Салфорд – на тот момент тренер по джиу-джитсу. Пенн пришел к Мендесу после того, как победил на чемпионате мира по БЖЖ и впечатлился работой тренера с Шемроком. С Мендесом Пенн провел четыре поединка на старте карьеры в UFC: трижды победил, после чего проиграл в титульном поединке Дженсу Палверу.
Успехи Пенна и Шемрока серьезно подняли акции АКА в мире ММА. Туда шли все новые и новые бойцы, но большой успех пришел только через 10 лет. Его принес Кейн Веласкес.
«Впервые я увидел Кейна Веласкеса в 2006-м. Его менеджер позвонил мне и сказал: «Эй, у меня есть отличный тяжеловес с шикарным кардио. Тебе точно понравится этот парень!» Я такой: «Да, супер». Но потом менеджер сказал, что тот из Мексики, и я немного потерял интерес, так как подумал, что это очередной мексиканский жирный пацан, который, может быть, хороший боец, но слишком тяжелый для своих габаритов», – рассказывал Веласкес.
Но в итоге Веласкес оказался невероятно атлетичным борцом-кардиомашиной. Благодаря Мендесу он добавил в ударке, из-за чего превратился в самого разностороннего тяжеловеса в истории UFC. Пикового Веласкеса, кажется, не остановил бы ни один другой тяж в истории ММА.
Следующее большое подписание для Мендеса – Люк Рокхолд. Его путь в АКА похож на маршрут Би Джей Пенна. После нескольких побед в крупных турнирах по БЖЖ он искал зал, в котором ему подтянут ударку и помогут подготовиться к выступлениям по правилам ММА. Получилось суперудачно: Рокхолд провел первый поединок по правилам смешанных единоборств в 2007-м, перешел в Strikeforce всего год спустя, а уже в 2011-м стал чемпионом организации в среднем весе.
Самый успешный боец АКА пришел в команду в 2008-м. «Про Даниэля мне рассказывали, что он лучший олимпиец, капитан команды борцов и один из самых талантливых парней в США. Но когда я его встретил, то увидел, что он достаточно пухлый. Я подумал: «Этот парень – лучший олимпиец? Он точно не так хорош».
Но уже на следующей неделе я посмотрел его спарринги и увидел, как он бросает и размазывает профессиональных бойцов. Я тогда сказал менеджменту, что не уверен в нем как в бойце ММА, но нам точно нужен такой тренер по борьбе», – рассказывал Мендес про Даниэля Кормье.
Кормье стал идеальным попаданием для зала. Он добился огромного успеха как боец, завоевав пояса в двух лигах и двух весовых категориях, повел команду за собой как капитан, стал примером топовой рабочей этики и отличным тренером. По словам Мендеса, именно благодаря ему АКА вышел на новый уровень в подготовке борцов и грэпплеров.
Как Мендес собрал такую сильную команду, не имея совершенно никакого опыта в смешанных единоборствах? Кажется, самое главное – великолепные социальные навыки. Мендес выстроил идеальную систему взаимодействия с бойцами, при которой каждый спортсмен всегда чувствовал себя услышанным. Например, перед приходом в команду новичка каждый действующий боец должен это одобрить на общем собрании.
Хорошее отношение со стороны тренера мотивировало бойцов показывать результат на тренировках – им просто не хотелось разочаровывать Мендеса. При этом он никогда не давил на бойцов, хоть и всегда следил за дисциплиной и выкладкой. За счет этого в зале выстраивалась идеальная атмосфера: бойцов никто не прессинговал – они сами хотели показать максимум.
Мендес – отличный скаут. Кажется, он прекрасно знал сильные и слабые стороны, поэтому в его команду часто попадали именно борцы – они могли помочь по борцовской части другим, а взамен получали классные базовые знания кикбоксинга от топового тренера-ударника.
Важнейшие принципы обучение ударке по Мендесу: баланс, движение и расслабленность – все, чтобы боец не был статичной целью в октагоне. В абсолютном большинстве эти принципы работают на отлично, но иногда излишняя расслабленность приводит к поражениям, как в случае с Исламом Махачевым, который в 2015 улетел в нокаут от Адриано Мартинса.
«В том бою я думал, буду бежать на него, бороться, бить. Я был в очень хорошей форме: по 15 минут меня никто не загонит, ни с кем не устану. Смотрел его [Мартинса] бои, он дрался с Рустамом Хабиловым, одна завязка – и все, он две минуты бегает, отдыхает. Думал просто взять его напором. И так получилось, что я пропустил удар. После этого понял, что не надо спешить, надо аккуратно драться», – вспоминал Махачев.
Мендес стал вторым отцом для Хабиба и прокачал Махачева, но сейчас тренирует меньше
«Кинг Мо [Мухаммед Лаваль, бывший полутяжеловес UFC] спросил: «Тренер, могу ли я пригласить одного мусульманина-бойца в зал?» Я ответил: «Мо, ты можешь приглашать кого захочешь, без проблем». И так получилось, что именно Мо Лаваль пригласил Хабиба к нам в зал», – вспоминал Мендес.
Нурмагомедов – первый россиянин в истории зала AKA. Хавьер Мендес всегда отмечал, что Хабиб пришел к нему в зал уже готовым бойцом с невероятным уровнем борьбы, прессинга и кардио. По его словам, Нурмагомедова создал его отец, а он лишь отточил его ударку и помог адаптироваться к американским условиям.
«Я смотрю на это так: стоит прекрасный дом, я захожу в него и вижу, что он может выглядеть еще лучше в другом оттенке, с другой люстрой или обоями другого цвета. Дом построил его отец, а я лишь сделал его немного красивее. Провел небольшой косметический ремонт», – объяснял Мендес.
При этом сам Хабиб всегда очень высоко оценивал Мендеса. «С 2012 года он один из важнейших людей в моей карьере. Мы всегда говорим, что Хавьер – номер два, а отец – номер один. У нас хорошие, теплые и дружеские отношения, но когда наступает тренировочный лагерь и время сборов, то мы относимся к этому очень ответственно, а друг к другу – критически», – говорил Нурмагомедов.
Начиная с 2012 года, кроме Хабиба Нурмагомедова, к Мендесу на финальный этап подготовки приезжали Ислам Махачев, Зубайра Тухугов, Абубакар Нурмагомедов, Тагир Уланбеков, Умар и Усман Нурмагомедовы и другие бойцы школы Абдулманапа Нурмагомедова.
Тренеры созванивались между собой по видеосвязи, обсуждали заключительные тренировки и геймпланы на поединки. А после смерти Абдулманапа Мендес признался, что за время работы с Хабибом его отец стал для него не только коллегой, но и другом.
Сейчас Хавьер Мендес отошел от тренерской работы в АКА. По его словам, в последние годы он больше ментор, чем активный тренер. Его место в команде заняли бывший боец АКА Рон Кеслар, Кейн Веласкес и сын Джереми. Сам Мендес в основном помогает в подготовке бойцам команды Хабиба и занимается различными бизнес-проектами.
«Я больше не тренирую большое количество людей. Теперь я тренер команды Хабиба, работаю с Умаром, Исламом, Усманом, Шафи [Имамшафи Алиевым], Амру [Магомедовым], Касумом [Касумовым]. За них я ответственен, но на этом все».
Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen; instagram.com/akajav; instagram.com/khabib_nurmagomedov
Что по сабжу: мужик весьма харизматичный, за своих всегда горой, уважителен - это плюсы. В то же время к соперникам своих бойцов он, скорее, пренебрежителен и натурально безапелляционные речи "да мой файтер на другом уровне" слышатся чуть чаще, чем всегда. И после поражений акашников так и хочется попросить чувака чуть патетики скрутить.
Кейн великий. Но его останавливал Дос Сантос. Да, потом Кейн взял 2 реванша, но на момент первого боя с ДДС Кейн уже был страшным бойцом, который просто убил Леснара.
Ну и Веласкес не самый разносторонний тяж. Аспиналл выглядит, наверное, самым универсальным и интересным. Да и Джонни Боунс тоже уже тяж.
Пардон за сумбурность. Телефон не для длинных текстов.