9 мин.

Перестраивайся или сдохни: 10 шагов, которые могут спасти PFL

Доброго времени суток! Сегодня мы спасаем PFL, который по праву может претендовать на звание «худшего промоушена года» в ММА.

Прошло больше года с тех пор, как PFL купил Bellator, став полноценной второй силой в смешанных единоборствах. Президент компании Дон Дэвис заявил, что эта сделка сделает PFL «глобальной силой и потенциальным лидером». Но слова так и остались словами. Никакими реальными достижениями в PFL и не пахнет.

За год они провели 19 турниров, один из которых получил громкое название PFL Super Fights: Battle of the Giants и был знаменателен возвращением Фрэнсиса Нганну. Несмотря на широкую рекламную компанию, два супербоя и заявления Дона Дэвиса о том, какие гигантские деньги они вложили в организацию турнира, PFL, по слухам, удалось продать всего 10 тысяч PPV. Это катастрофический результат. Едва ли PFL такими продажами отбили хотя бы пятидесятую часть расходов. А, учитывая то, что, по свидетельству очевидцев, трибуны были пустыми, заработать на продаже билетов PFL также не смогли.

И если у самого звездного турнира года такие показатели, то что уж говорить о рядовых «ивентах»?

Очевидно, что концепция PFL, которую можно описать, как «чем больше денег запихнешь, тем сильнее будет выхлоп», не работает. Владельцам компании необходимо принимать срочные меры, чтобы спасти свои инвестиции. Что для этого нужно сделать? У меня есть несколько мыслей, и я готов ими с вами поделиться.

1. Гнать взашей Дона Дэвиса и весь руководящий состав

Прошедший год доказал, что этот человек, как руководитель ММА-промоушена, абсолютно некомпетентен. Было «слито» огромное количество денег, а результата – хуже чем нулевой. Если год назад еще были надежды на то, что PFL пойдет в верном направлении, то теперь очевидно – при нынешнем руководстве этого не случится. Вместо того, чтобы заниматься «латанием дыр», Дэвис делал заявления и пытался раздуть «хайп» на пустом месте. Это привело к тому, что PFL перестали воспринимать всерьез.

2. Нанять команду опытных менеджеров и маркетологов

Каждому мало-мальски разбирающемуся в бизнесе человеку понятно, что развитие компании невозможно без команды сильных менеджеров и маркетологов. Если ты вкладываешь десятки миллионов долларов, но в руководстве у тебя сидят люди, совершенно не понимающие, как работает бизнес смешанных единоборств, то на выходе получится тот PFL, который мы имеем сейчас. Очевидно, до Дэвиса (и людей вокруг него) не доходит, что люди включают бои не для того, чтобы увидеть Криштиано Роналдо на трибуне. Цель: увидеть полноценное шоу. Впрочем, об этом мы поговорим ниже, а пока сосредоточимся на просто мысли: бизнесом должны управлять настоящие профессионалы, способные генерировать идеи и принимать верные решения. Возможно, когда-то и было возможно прийти в этот бизнес и с нуля построить UFC, но теперь это так не работает.

3. Озаботиться привлечением известных бойцов

Подписание Фрэнсиса Нганну в свое время наделало шуму. Это помогло привлечь внимание к PFL. Обидно только, что такой медийный импульс был бесполезно растрачен. Нганну не дрался в клетке, готовясь к поединкам по правилам бокса, так что медийный ресурс был растрачен впустую.

Я всегда считал, что переманивание звезд у конкурентов – не лучшая стратегия развития. Такого мнения я придерживаюсь и сейчас. Яркий пример тому Ballator, который активно подписывал ветеранов, давал им огромные зарплаты и бонусы и, в результате, ушел «с молотка» (тут я, конечно, утрирую, но и такой исход был не исключен, учитывая, что бывшим владельцам надоело вкладывать деньги). Однако у PFL ситуация другая. У них есть деньги. Следовательно, почему бы не подписать «пяток» именитых бойцов, которым ничего не светит в UFC. Это позволило бы усилить узнаваемость лиге и привлекло фанатов.

4. Наладить рекрутинг

Для того, чтобы сформировать приличный ростер, перекупки звезд мало. Необходимо позаботиться о том, чтобы талантливые бойцы из региональных лиг хотели у тебя драться. Если UFC организовали шоу вроде «Бойцовской серии» и The Ultimate Fighter, то непонятно, что мешает PFL пойти тем же путем? Если Дана Уайт не стеснялся разъезжать по всей Америке в поисках талантливых ребят, то почему бы руководству PFL так не делать? Почему PFL, которые, судя по всему, денег не считают, не платить перспективным бойцам не 10-20 тысяч, как UFC, а 30 или 40. Когда в PFL появится достойный ростер, уже не нужно будет никому платить, чтобы заманить бойца. Он сам придет, если ему будет с кем драться, как это происходит в UFC.

5. Изменить формат

С каждым годом становится все очевиднее, что традиционный формат PFL сильно просел и уже мало кому интересен. Причем как зрителям, так и бойцам. Какой интерес Кайле Харрис год за годом избивать одних и тех же соперниц? Какой интерес зрителям следить за тем, как Магомед МагомедКеримов в очередной раз проходит в финал? Это скучно, уныло, безрадостно. Если PFL хотят добиться успеха, то им необходимо проводить традиционные турнире вкупе с Гран-При, как это делали те же Pride FC. Если у японцев это работало, то почему не сработает у PFL?

6. Поработать над телекартинкой

Несмотря на то, что в PFL вливаются миллионы долларов, качеством телекартинки они больше напоминают какой-нибудь LFA. Если боссы PFL хотят, чтобы их шоу смотрели, а трансляции – покупали, то качество трансляций – это последнее, на чем нужно экономить. Следует взять пример с UFC или хотя бы с WWE (крупнейший рестлинг-промоушен), в которых этот параметр всегда на высшем уровне.

7. Развиваться без оглядки на UFC

Отношение PFL к UFC немного напоминает то, как пытается позиционировать себя Xiaomi в сравнении с Apple на рынке смартфонов. Вечные сравнения, истории о том, что «мы тратим больше денег, наши камеры на 5 процентов лучше, наши бойцы на 10 кг тяжелее», попытки убедить кого-то в том, что «у нас не хуже, чем у них», к лицу школьнику, но не серьезной компании. В самом деле, как можно серьезно относиться к заявлению Дона Дэвиса о том, что PFL собирается потратить на турнир в «Сфере» больше денег, чем UFC? Иначе, как идиотизмом, это не назовешь. Впрочем, с Дэвисом все понятно. Если в PFL придут толковые менеджеры, им придется хорошо поработать над позиционированием промоушена. Может быть, стоит примерить на себя роль андердога? Или вообще абстрагироваться от UFC и развиваться своим путем? Есть много способов. Вопрос лишь в том, чтобы выбрать самый верный.

8. Искать свой формат

В то время, как даже в России создаются ток-шоу, PFL демонстрируют удивительное безразличие к данному формату. Напомню, что даже UFC выжило благодаря TUF. Почему бы PFL не попробовать повторить успех? Один из самых успешных независимых промоушенов Европы, чешский Octagon, стартовал как раз с ток-шоу, благодаря чему и привлек внимание публики.

Можно попробовать применять другие форматы на постоянной основе. Не делать турниры по примеру UFC, а попробовать применить креатив и поэкспериментировать. В России долгое время неплохо заходил формат Hardcore. Чтобы конкурировать c лидером рынка, нужно быть креативными, изобретательными и привносить что-то новое, а не вбухивать миллионы в никому не нужные и неинтересные турниры.

9. Забыть о саудовских нефтедолларах

Когда на тебя льется дождь из денег, то велико искушение начать их тратить без счета. Именно этим занимаются Дэвис и компания. Этим грешили многие. В футболе можно привести в пример китайские, а сейчас – саудовские клубы. В ММА – промоушен Afflication, который прекратил свое существование после двух турниров. Чтобы быть успешным, нужно учиться жить по средствам. Долгое время тот же предшественник PFL, WSOF, руководствовался этим принципом. Однако с приходом новых владельцев компания утратила тормоза и начала тратить, не считая.

Если у PFL и есть шанс навязать конкуренцию UFC, то благодаря грамотному менеджменту, а не бессчетному количеству денег. Важно чтобы это понимали не только директора, но и владельцы. Впрочем, учитывая происхождение инвесторов, ждать этого не приходится. Саудовской Аравии самой не мешало бы сменить маркетологов. Может быть, тогда деньги шли бы на развитие страны, а не в карман футбольных пенсионеров.

10. Набраться терпения

Согласно известной поговорке, Москва не сразу строилась. Построить успешный бизнес на рынке, где царствует гегемон, тоже не просто. И не быстро. Такими подписаниями, как Джейк Пол и Нганну, можно поднять волну хайпа, но вот унестись на этой волне в светлое будущее, скорее всего, не удастся. Для победы в войне промоушенов необходимо набраться терпения и не спеша выстраивать систему маркетинга, рекрутинга, экспериментировать с форматами, набивать шишки и набираться опыта. Так работал UFC, так действовали все успешные компании. Мало кто врывался в рынок и завоевывал долю конкурента. Успешный бизнес – это про процесс, а не мгновенную отдачу.

P.S. Собственно, таковы рекомендации, которые я бы мог дать владельцам PFL, если бы они обратились ко мне за советом. Уверен, если они захотят светлого будущего своему промоушену, то смогут найти людей, которые в миллион раз лучше меня понимают, как это сделать. Если у вас есть свои предложения, пишите в комментарии.