Трибуна
10 мин.

Эра уныния. Как UFC захватили «серые» чемпионы

В субботу ночной кошмар Даны Уайта стали реальностью: Мераб Двалишвили сумел одолеть судейским решением Шона О’Мэлли и завоевал титул UFC в легчайшем весе. И в то время, когда новоиспеченный чемпион кричал от счастья, маркетологи сильнейшей лиги в мире, наверняка, испытывали прямо противоположные эмоции. На фоне яркого и экспрессивного экс-чемпиона, Мераб смотрится «Москвичом» на фоне «Ламборгини». Как продать такого публике – совершенно непонятно.

Не так страшно, когда среди твоих чемпионов один-два безликих. В ко-мэйнивентах тоже нужно кому-то выступать. Деметриус Джонсов, в свое время, возглавлял рейтинг P4P, что не мешало UFC ставить его бои в турниры серии Fight Night, либо «затыкать» им дырки в номерных турнирах. Однако проблема в том, что серых и не харизматичных чемпионов теперь подавляющее большинство.

Взгляните на это фото

На нем изображены величайшие чемпионы UFC. Кейн Веласкес в то время – несокрушимая машина, Джон- Джонс – самый молодой чемпион в истории с невероятным талантом, Андерсон Силва – просто величайший, Жорж Сент-Пьер, Жозе Алдо и Доминик Круз – вероятно, лучшие чемпионы своих весовых. Даже Фрэнки Эдгар, чья популярность вызывала вопросы, пользовался большим уважением за силу духа, проявленного в поединке против Грея Мейнарда.

То была «золотая эра» в истории UFC. До прихода Конора со всеми его коммерческими рекордами оставалось еще несколько лет, но дела промоушена явно шли в гору. Интерес к смешанным единоборствам рос, множество парней и девушек, которые в наши дни на виду, полюбили MMA именно в то время.

А теперь перенесемся на 13 лет вперед. Казалось бы, за это время промоушен должен был вырасти: как финансово, так и с точки зрения маркетинга. И если с первым проблем нет (стоимость акций дочерней компании выросла в несколько раз с момента покупки UFC в 2016-м году), то маркетинг вызывает вопросы.

Взглянем на список чемпионов. В наилегчайшем весе трон захватил Алешандро Пантожа. Это, пожалуй, самый не харизматичный и неинтересный чемпион во всем ростере. Мало того, что Пантожа чемпионит в самой легкой весовой категории, традиционно не привлекающей интереса, так он еще и лишен какой-то «фишки», делающей его уникальным. Трудно поверить, но предыдущие чемпионы наилегчайшего веса «фишкой» обладали. Деметриус Джонсон был доминирующим чемпионом и одним из лидеров P4P, Дэйвисон Фигейредо привлекал внимание яркими выступлениями и прической, Брендон Морено был первым мексиканским чемпионом UFC.

А что уникального в Пантоже?

Можно попытаться «давить» на его долгий и трудный путь к чемпионству, но кому это интересно?

В легчайшем весе на замену яркому Шону О’Мэлли пришел чемпион, чью фамилию американцы даже выговорить не может. Вы возразите: фамилию Хабиба Нурмагомедова тоже выговорить не могли, но он же стал «звездой». Ну, во-первых, Хабиб был доминатором, монстром, выбивающим душу из противников (достаточно вспомнить потерянный взгляд Эдсона Барбозы). А во-вторых, вся его популярность зиждется на конфликте с Конором МакГрегором. Давайте начистоту: без Мака, если перейти на сказочные аналогии, тыква Хабиба не превратилась бы в карету, а так и осталась бы тыквой.

Мераб – не тот человек, который способен привлечь внимание фанатов. В последнее время, он активно работает над этим, снимая смешные видео, и вроде бы небезуспешно, но едва ли это позволит ему хотя бы приблизиться к тому, чтобы считаться популярным. Хорошая для UFC новость в том, что он едва ли долго проносит титул. Плохая – одолеет его, скорее всего, Умар Нурмагомедов, у которого нет ничего, кроме известной фамилии.

В полулегком весе чемпионит Илия Тупурия. Испанец грузинского происхождения молодой, хорошо выглядит, активен в соцсетях и обладает той самой харизмой, которая так важна в достижении медийного успеха. Пожалуй, из всех чемпионов, прямо сейчас, Тупурия больше всех соответствует статусу «звезды». Правда, ему еще предстоит доказать, что этот статус позволит ему приносить компании прибыль.

Однако и здесь UFC есть о чем волноваться. За Илией идет его старый враг – Мовсар Евлоев. И если бы у Даны Уайта на голове еще оставались волосы, он бы выдрал их все от мысли, что Евлоев возьмет пояс. А это вполне вероятно, если, конечно, Евлоеву дадут титульник.

В легком весе пока доминирует Ислам Махачев. Его вполне можно назвать «звездой», учитывая статус, доминацию и близость к Хабибу. Как минимум, на арабском рынке на нем можно хорошо заработать. К тому же, его статус позволяет возглавить абсолютно любой турнир в США, что также является плюсом для промошена.

Пожалуй, легкая весовая категория – самая безопасная с точки зрения маркетинга. Даже если вдруг чемпионом станет тот же Царукян, UFC не сильно проиграют, поскольку сам факт победы над таким монстром, как Махачев, даст Царукяну «буст» к славе

Куда печальнее ситуация в полусреднем весе – некогда самом интересном и конкурентном в UFC. Конкуренция сохранилась, а вот зрительский интерес наверняка поугас. Все потому, что одного скучного чемпиона недавно сменил другой скучный боец по имели Белал Мухаммад.

Пожалуй, прямо сейчас, это один из самых непопулярных чемпионов. Человек, который всегда побеждает решениями, и чьи «хайлайты» можно уместить в трехсекундное видео – совсем не годится на роль «магнита» для зрителей. Скорее всего, UFC не станут его беречь и сразу бросят под танк по имени Шавкат Рахмонов. Проблема в том, что сам Рахмонов едва ли не менее популярен, чем Белал. Но Рахмонов младше и побеждает досрочно, а не мучает зрителя двадцатипятиминутными «обнимашками» с соперником.

В среднем весе все тоже не так благополучно. Конечно, сравнивать Дрикуса дю Плесси с Белалом просто язык не повернется, однако и до уровня популярности Исраэля Адесаньи он недотягивает. Дрикус – не «звезда», но такой крепкий середняк. Может выдать скучный пятираундовый бой, как со Стрикландом, или порадовать неожиданным нокаутом, как в недавней схватке с Адесаньей. Дрикус непредсказуемый, и это его особенность привлекает внимание.

Трудно сказать, кто может перехватить «эстафету» у Дрикуса. Из потенциальных претендентов самым медийным является Хамхат Чимаев. Однако с ним есть одна большая проблема: Чимаев не сможет драться в США. А место в главном бою номерных турниров в Абу-Даби занято Махачевым. У Чимаева есть потенциал, и UFC стараются его продвигать, но пока непонятно, сможет ли Чимаев подтвердить щедрые авансы победами в октагоне над лучшими бойцами

Прочитав все вышесказанное, вы не удивитесь, что UFC так настойчиво защищают Алекса Перейру от посягательств Магомеда Анкалаева. Чемпион-полутяжеловес находится на пике популярности. А те, кто недовольны ситуацией вокруг Анкалаева, должны задаться вопросом: кто, с точки зрения бизнеса, более выгоден UFC – праймовый Алекс Перейра, проводящий по три защиты пояса в год и обзаведшийся огромной фан-базой, или Магомед Анкалаев – не знающий английского, не харизматичный, не медийный и никому не интересный? В ситуации, где популярных чемпионов кот наплакал, UFC потерять еще и Перейру.

В тяжелом весе ситуация более сложная. С одной стороны, у нас есть чемпион – Джон Джонс, один из лучших бойцов всех времен. С другой – временный чемпион, Том Аспинелл, сносящий всех на своем пути. Джонс хочет драться только со Стипе Миочичем, ветераном, которого все списали со счетов. Бой с Аспинеллом в его планы не входит. Из-за этого его «хейтят». Как бы то ни было, к этому дивизиону приковано хоть какое-то внимание. И на «твиттерные войны» чемпионов – действующего и временного – привлекают куда больше зрителей, чем Двалишвили и Мухаммад вместе взятые.

Касаемо женских чемпионок, буду краток: Вэйли Чжан популярна в Китае, Ракель Пеннингтон – не популярна нигде. Валентина Шевченко никогда не привлекала много внимания и всего раз возглавляла номерной турнир (да и тот в паре с Нуньес), так что «звездой» ее можно считать лишь на фоне безликой Ракель Пеннингтон.

Таким образом, из чемпионов 11 дивизионов, женских и мужских, лишь троих можно считать «звездами», да и то по нынешним невзыскательным лекалам. Это Перейра, Махачев и Топурия. Каковы могут быть последствия у такой ситуации? Да и будут ли вообще?

Но, пожалуй, самым неприятным моментом для UFC может стать то, что смешанные единоборства потеряют то место в поп-культуре, которые они завоевали благодаря одному одиозному ирландцу. Второго Конора в UFC не случилось, это нужно признать. Но беда в том, что второго Сент-Пьера или Андерсона Силвы тоже не случилось. В UFC нет бойца, который был гарантированно привлекал внимание и генерировал прибыль. И это недоработка не только бойцов, но и промоушена, который просто-напросто «забивает» на своих чемпионов. Ведь можно для Мераба или Белала придумать какую-нибудь «фишку». Сделать их хоть чуть-чуть более интересными персонажами. Но нет. UFC продолжает тратить маркетинговый ресурс на Джона Джонса и Конора в то время, как имена действующих чемпионов знают лишь заядлые фанаты. С таким подходом UFC могут потерять значительную долю своей аудитории, которая либо займет субботний вечер просмотром более интересных спортивных событий, либо переметнется к конкурентам из PFL в надежде найти что-то новое и интересное.

Более того, сам глава промоушена, Дана Уайт, позволяет себе открыто критиковать бойцов. Вот его цитата с пресс-конференции, посвященной UFC 207 в Мексике: «Вы можете вложить двадцать миллионов долларов в организацию мероприятия, но вы не можете контролировать бои. Они будут такими, какие есть. Некоторые люди сегодня включили нас впервые, и я надеюсь, что они выключились перед вторым по значимости событием» – вот как Дана «поздравил» двух новоиспеченных чемпионов

Какие выводы со слов Даны должны сделать потенциальные зрители UFC? Шоу настолько ужасное, что даже глава промоушена их ругает. Ну и зачем это смотреть? Да еще и платить кучу денег. Уж лучше оформить подписку на «Нетфликс» и смотреть сериалы в свое удовольствие. Или заплатить за бой «Канело» Альвареса, промоутеры которого, как бы он ни подрался, точно не скажут: «Как жаль, что вы не выключили трансляцию до ее начала»

И это я уже не говорю об ужасных Fight Night, которыми UFC потчуют нас из недели в неделю. Об этом можете почитать здесь.

Мои выводы следующие: UFC нужно срочно пересмотреть стратегию развития и бросить все ресурсы в «раскрутку» «звезд». Не нужно ждать, когда они сами сделают всю работу. Задача бойца – выступать и побеждать. Задача промоушена – продать его бой. А UFC на это просто «забили». Каждый боец должен «раскручивать» себя сам. Но далеко не все являются Конорами или хотя бы Шонами О’Мэлли. Большинство предпочитают «твиттерным» войнам тренировки. Сделать их сколько-нибудь привлекательными для зрителя – в интересах самих UFC.

Можно сколько угодно кричать о потраченных на «раскрутку» турнира 20 миллионов, но когда бои никто не ждет, все эти деньги вылетают в «трубу». Десять или пятнадцать лет назад могло показаться, что скоро бойцы научатся пользоваться соцсетями и подогревать интерес без участия промоушена. Теперь очевидно, что это не так. Как бы Мераб ни старался снимать смешные видео, сколько бы Белал не активничал в соцсетях, без ресурса UFC они так и останутся скучными чемпионами, не вызывающими эмоций у зрителя.

А ведь у каждого из них есть история, которую можно рассказать. Есть внутренний конфликт, который пришлось преодолеть. Каждый из них – Личность, добившаяся вершин в своем деле. Но какое до них дело Дане и компании, когда есть старый Джон Джонс и спившийся Конор? Куда лучше «раскручивать» их, чем тех, кто этого действительно достоин.