6 мин.

Oktagon MMA – промоушен здорового человека

Перед вами Павол Неруда, знакомьтесь. Сооснователь крупнейшего европейского промоушена смешанных единоборств «Oktagon MMA». Пятнадцать лет назад, работая «вышибалой» в ночном клубе, он стал менеджером бойцов, с которыми знакомился прямо в клубе. Впоследствии он познакомился с Онджеем Навотны - вторым сооснователем «Oktagon MMA». В 2016-м году они взяли кредиты по 20 тысяч фунтов стерлингов и основали промоушен. Мог ли кто-то из них тогда подумать, что спустя всего девять месяцев за их бизнес предложат целых два миллиона евро?

Начать новооиспеченные промоутеры решили с реалити-шоу Октагон Челлендж, в котором приняли участие бойцы из Чехии и Словакии. Успех превзошел все ожидания и заложил основу для последующего развития. Финал прошел в праге на «Краловка Арене» и собрал 2000 зрителей. Не дурно для промоушена, который только что появился на свет?!

Убедившись в том, что концепция реалити-шоу работает, парни запустили второй сезон, затем третий и так далее.

Набрав «критическую массу», «Oktagon MMA» начали проводить самостоятельные турниры в крупнейших городах Чехии и Словакии, а чуть позже - по всей Европе. Помимо этого, они продолжили снимать реалити-шоу. Так одним из наиболее рейтинговых стал Проект Х, в рамках которого обычных мужчин готовили к бою в клетке. Вскоре запустился аналогичный проект для женщин - Проект Y, снискавший не меньшую популярность.

Всего за три года существования промоушен развился настолько, что у него появилось не только свое реалити-шоу и вполне приличный ростер бойцов, но и еженедельник «Oktagon Magazín», а также - шикарные перспективы для дальнейшей экспансии в самом богатом и благополучном регионе мира. О росте популярности можно судить хотя бы по количеству зрителей на аренах: с двух тысяч в финале первого турнира до 27 тысяч на пражском турнире, прошедшем в минувшем июле. Такая посещаемость является, скорее, исключением, чем правилом, но тысяч 10-12 промоушен собирает стабильно

Ознакомившись с историей создания «Oktagon MMA», попробуем разобраться в причинах успеха

Причина 1. Креативный подход

Рынок смешанных единоборств достаточно консервативный. UFC правит бал, а остальным промоушенам остается только собирать крошки со стола. Размер этих «крошек» зависит от того, сумеют ли промоутеры заинтересовать зрителя своим продуктом.

В разных промоушенах эту проблему решали по разному. Так, в своё время, существовал промоушен WEC, в котором были представлены весовые категории, которых не было в UFC (впоследствии, WEC был куплен, а все их бойцы стали частью ростера UFC). Быстро почивший Affliction пытался завоевать любовь зрителей, приглашая лучших бойцов со всего мира. Bellator ввел систему сезонных Гран-При, которую затем подхватила PFL.

Как было сказано выше, «Oktagon MMA» пошел своим путем и задумал начать с реалити-шоу. Подход не нов. Так, в свое время, UFC выбрались со дна благодаря шоу «Универсальный боец» (TUF). Однако было это настолько давно, а концепция TUF настолько зачерствела, что подход «Oktagon MMA» привлек внимание. Благодаря креативности руководителей и их готовности идти на риск, «Oktagon MMA» вырос из идеи двух безумцев в крупнейший ММА-промоушен Европы

Причина 2. Бизнес-стратегия и планомерное развитие

В отличие от Affliction, всю бизнес-стратегию которого можно описать одним предложением: «заваливаем «баблом» бойцов, а деньги «отбиваем» на майках» (Affliction - всемирно известный бренд одежды, особо любимой бойцами), Неруда и Навотны не гнались за сиюминутным «хайпом». Конечно, поначалу у них и не было средств, чтобы пригласить «звезд», но и впоследствии, крепко встав на ноги, они не спешили бросать пачки денег в сторону ММА-»селебрити» (в отличие от PFL, непонятно зачем подписавшего Фрэнсиса Нганну). Их успех основан на четкой стратегии, которую можно охарактеризовать примерно так: последовательность, экспансия, рост. Да, им повезло, что первый сезон реалити-шоу так «выстрелил», но, в отличие от других промоутеров, они не «слили» в унитаз свой момент, а выжали из него максимум

Причина 3. Географический фактор

Как известно, успех бизнеса во многом зависит от региона, в котором он расположен. В этом плане, «Oktagon MMA» повезло. Основанный в Чехии, промоушен начал проводить турниры по всей Европе. Как известно, UFC не больно балует своим вниманием «Старый свет», предпочитая деньги шейхов. Это дает «Oktagon MMA» возможность избежать выжимающей соки конкуренции, с которой вынуждены считаться в PFL. Вдобавок, пускай популярность ММА в Европе не так велика, как в США и Бразилии, но все же и здесь не мало поклонников, готовых и способных платить за билеты. Если «Oktagon MMA» продолжат развиваться теми же темпами, то скоро они смогут безраздельно править европейским рынком, вытеснив тех же KSW и Cage Warriors.

Причина 4. Ставка на местных бойцов

Возможно, самое неочевидное. В ростере «Oktagon MMA» большинство бойцов из европейского региона. Среди чемпионов - чехи, словак, немцы. Такой рекрутинг выглядит логично, учитывая, что подавляющее большинство турниров проходит в странах, которые представляют эти бойцы. Поэтому зрители ходят на них не хуже, чем на «звезд» из других регионов. Ведь за «своих» болеть всегда приятнее. «Oktagon MMA» могли бы позволить себе побороться за бразильских и китайских бойцов, но, по-видимому, не видят в этом особого смысла. Подписание бойцов по всему мира необходимо, если ты строишь глобальные планы. Но тогда придется вступать в конкуренцию с UFC, а для этого нужен другой ростер и совсем другие деньги. Похоже, что владельцы «Oktagon MMA» считают такие вложения в данный момент не совсем целесообразными. На местных рынках у них и так все отлично, а пытаться выиграть глобальную битву за «место под солнцем» у UFC не способен никто

Подытоживая, хочется выразить огромный респект Неруде и Навотны. Не имея за спиной поддержки какого-нибудь арабского нефтяного фонда и спонсора, не будучи «звездами», чьи имена создали бы промоушену медийность, они сумели из ничего построить целую империю. Сейчас промоушен, на создание которого были затрачены 40 тысяч кредитных фунтов оценивается приблизительно в 100 миллионов долларов и имеет все шансы вырасти еще больше.

«Oktagon MMA» теперь - это больше 50 турниров в год, высокая посещаемость, крепкий ростер, контракты с DAZN и крупными европейскими телеканалами и спонсорами. Это - полноценный, финансово успешный промоушен, а не «пузырь», накачиваемый деньгами владельцев. Вот у кого PFL действительно следовало бы поучиться вести бизнес.