Ради Иман Хелиф я сходил на женский бокс. Такого ажиотажа не было даже на Леброне
Коротко пробежимся по истории алжирки Иман Хелиф.
– Меня еще никогда не били так сильно, – с этими словами ревущая итальянка Анджела Карини снялась на 46-й секунде со стартового поединка Олимпиады. При этом Хелиф нанесла всего два удара.
После этого быстро раскопали, что Иман при таинственных обстоятельствах (якобы из-за повышенного тестостерона) сняли с чемпионата мира-2023. Подробно об этом – здесь.
Дальше за Карини включилась премьер-министр Италии Джорджа Мелони. И даже Джоан Роулинг, описавшая произошедшее как «зрелище, в котором мужчина избивает женщину на потеху публике».
Пошла огромная мутная волна, и уже мало кто разбирался, что не так с Иман. В соцсетях ее затравили сообщениями в стиле «парням не место на женских соревнованиях». Да и не только ее.
Оправдываться пришлось и отцу (который доказывал, что дочка всегда была дочкой, и показывал ее детские фотки с телефона), и Томасу Баху (уверявшему, что все в рамках закона).
Вот я и пошел посмотреть на женский бокс – посмотреть, что там вообще происходит.
***
Хелиф на пути к финалу вынесла всех соперниц по 5:0, но с журналистами не говорила, что только усилило ажиотаж к золотому бою. Показательно, что именно ее поединок в расписании вечера стоял последним – как главное событие. И шум вокруг Иман был настолько мощным, что затмевалось вообще все. Красивые чемпионские бои мужчин превратились в разогрев.
В какой-то момент подумалось, что под конец Олимпиады меня уже накрыло, потому что происходило странное:
● на корте Филиппа Шатрие, где неделю назад золото выгрызал Новак Джокович, – бокс;
● шли мужские финалы, а трибуны, покрытые зелено-белыми флагами с полумесяцем, скандировали «Иман, Иман»;
● в 12-м часу ночи появилась алжирка – и тысячи человек, увидев ее, прыгали от радости и кричали так, как будто на сцене появились, по меньшей мере, Red Hot Chili Peppers.
Что это вообще?!
Действующую чемпионку мира китаянку Ян Лю Хелиф разобрала без проблем – привычные 5:0. По ходу дела она заигрывала с публикой – та одобрительно ревела. Китаянке же все время свистели. После финального гонга соперницы обнялись. Выходит, у Лю никаких гендерных претензий к новой олимпийской чемпионки нет.
***
Хорошо бы после этого было пойти домой. Но так просто – нельзя. Нужно было посмотреть на одну из самых обсуждаемых спортсменок этой Олимпиады поближе.
Да и интересно было замерить ажиотаж.
Но в миксте захотелось закрыть глаза. Такой давки не было даже на Леброне после полуфинала баскета. Время – первый час ночи. Все журналисты уже дико уставшие. И ждать героиню нужно было еще минут 10-15. А народ только прибывал.
Даже когда менеджер сказал, что говорить Иман будет только на арабском – это никого не отпугнуло. Хоть на табасаранском! Ну, а когда алжирка появилась на горизонте, я как будто оказался в фан-секторе Сергея Жукова на песне «Алешка». В толпе – никаких компромиссов. Все хотели поближе продвинуться к алжирской загадке. Я отошел в сторону, потому что смотреть на этот ажиотаж приятнее, чем создавать его.
Иман принесли микрофон – чтобы слышно было всем. И из ее арабского я понял только одно: у Хелиф вполне женский голос.
Еще было заметно, что на ринге она чувствовала себя куда комфортнее, а здесь откровенно терпела. Прекрасно понимала, почему все собрались и на какие темы хотят пообщаться с ней.
Чемпионка наговорилась минут за 5-6 – и пошла дальше. Тут меня снова чуть не затоптали, потому что многие рванули за ней – как раз в те места, где спокойно стоял я.
Пришлось прижаться к забору, из-за чего я оказался в сантиметрах от идущей Иман. Она смотрела только в пол и совершенно не реагировала, когда коллеги на ходу произносили ее имя, пытаясь спросить что-то еще.
Когда она скрылась, журналисты окружили выдавшего себя за полиглота, затребовав переводить ее слова то на французский, то на английский.
Вышли из микста – попали на алжирское пати. Люди пели, кричали, обнимались.
У некоторых фанатов брали интервью – интересно, что думают в их стране об этой неоднозначной победе. Долетали обрывки: «Она герой. Победа – классно, но национального праздника в Алжире завтра точно не будет. Все-таки Иман – это не футбол».
Почти 2 часа ночи. Я только собирался уходить из пресс-центра. И в нем все еще хватало народу. В очередной раз убедился, что скандалы побеждают спорт. Интерес к парням, призерам и победителям мужских соревнований на контрасте был минимальный.
Получается так, что Иман Хелиф сейчас – одна из самых обсуждаемых девушек в мировом спорте. Ее соцсети в Париже взлетели до 1,7 млн. И на этой волне она вполне может стать лицом какого-либо движения. Либо, наоборот – что-то масштабное организуют против таких, как она.
Не сомневаюсь, что мы об этой чемпионке услышим еще не раз. Годами сотрясала мировой спорт Кастер Семеня, а вокруг алжирки шума больше в разы. Поэтому, запоминайте ее имя. Она с нами надолго.
Фото: Gettyimages.ru/ Richard Pelham; East News/Mauro PIMENTEL/AFP, AP Photo/Ariana Cubillos
Родила алжирка в ночь не то сына, не то дочь.
Здесь же четкое ощущение - Хелиф игралась с соперницами, в любой момент могла отправить как минимум в нокдаун...
Но виновата то не Хелиф, а МОК. Она родилась такой, такое бывает в природе. На прошлую Олимпиаду МОК вообще чистого мужика-трансгендера допустил, который ранее выступал в мужских соревнованиях по тяж.атлетике... Он не выиграл, только потому что уже старый был - 40 с лишним лет, и забаранил попытки
автор завязывай, описывайте вещи своими именами - "он с нами надолго"
"Итак, начнем с самого простого вопроса. Правда ли, что Иман Хелиф и Линь Юйти не трансгендеры? То есть они родились женщинами, имеют свидетельства о рождении, в которых прописан женский пол, и никаких документов они не меняли для того, чтобы соревноваться с женщинами?
Ответ на все эти вопросы: да, это правда (по тем достоверным данным, которыми мы располагаем на сегодняшний день).
Тогда почему так много людей, в том числе эксперты и соперницы этих боксерш, называют их мужчинами и считают, что они не имеют права выступать в женской категории? Кто прав? Защитники, которые считают, что эти атлетки стали жертвами консеваторов и поборников стереотипов о женственности, или противники, утверждающие, что участие подобных спортсменок в женских состязаниях подвергают огромному риску женщин и убивают женский спорт?
Давайте разбираться по порядку. Прежде всего, определимся с терминами.
Внутри двух полов - женского (46 ХХ) и мужского (46 ХУ) - в человечестве существует ряд генетических вариаций, разнообразных отклонений от классического полового развития. На основании этого факта гендерные активисты любят заявлять, что у Хомо Сапиенс не два пола, что пол это спектр, и поэтому идентичность важнее биологических данных. Но это неправда. Можно провести параллель: в норме у человека 2 ноги и 2 руки, но в некоторых случаях возможно появление на свет младенцев с большим или меньшим количеством конечностей. Из-за этой генетической вариабельности мы же не утверждаем, что количество конечностей у человека это спектр и никакой нормы не существует, и вообще человек сам может решать, сколько у него конечностей на основании своих ощущений и настроений. То же самое касается и гениталий.
Когда мы говорим о спорте, то среди всех генетических вариаций, отличных от 46 ХХ и 46 ХУ, нас интересуют 46 ХУ DSD, что расшифровывается как классический мужской набор хромосом с отличиями полового развития. Именно эта вариация, появляясь в женском спорте, вызывает кривотолки и сомнения.
Итак, проследим путь ребенка 46 ХУ DSD от самого рождения.
Когда такой младенец появляется на свет, то врач, а во многих традиционных странах повитуха или свекровь, то есть человек без медицинского образования, осматривает ребенка и видит женские половые органы. Да, при мужском наборе хромосом из-за нарушений полового развития еще в утробе матери у мальчика не происходит развитие внешних половых органов по мужскому типу, они остаются женскими или “небинарными”, но точно очень далеки по виду от мужских. Безо всяких сомнений такому ребенку выдается свидетельство о рождении, в котором написано “пол: женский”.
Далее ребенка воспитывают как девочку до наступления пубертата. При наступлении полового созревания с “девочкой” начинает происходить странное: грудь не растет, менструация не появляется, зато тело начинает интенсивно маскулинизироваться. Причиной таких изменений являются мужские яички, о наличии которых никто не подозревал, потому как они у 46 ХУ DSD остаются скрытыми внутри тела. Так вот эти чисто мужские половые органы начинают вырабатывать мужскую норму тестостерона и вчерашняя “девочка” на глазах превращается в крепкого “юношу”. Вот тут-то и проявляется недюжий спортивный талант, ведь по документам и социализации ребенок является женщиной, а значит, имеет право соревноваться в женской категории. А разница в спорте высоких достижений между мужчинами и женщинами составляет от 10-12% в беге и в еще больше в силовых видах спорта, и это огромная разница, учитывая, что в распределении медалей важны даже доли процента.
Женская норма тестостерона 0.35-2.8 нмоль/л, среднее значение 1.5. Мужская норма 10-35 нмоль/л и выше. Но не сам тестостерон, как таковой, дает физическое преимущество мужчине над женщиной, а его количество и половое созревание, прошедшее при выработке мужских норм этого гормона.
Тут люди, немного погрузившиеся в тему половых нарушений, возразят мне, что 46 ХУ DSD хоть и вырабатывают мужскую норму тестостерона, но не получают преимущество от андрогенов, поскольку они нечувствительны к этим гормонам. Но это не так. ХУ DSD, которых мы рассматриваем, обладают либо дефицитом 5-альфа-редуктазы (5-ARD), либо частичной нечувствительностью к андрогенам (PAIS), что мешает полноценному развитию половых органов по мужскому типу, но не мешает общей андрогенизации тела, что мы без труда можем заметить по атлетам 46 ХУ DSD - даже с точки зрения непосвященного в тонкости наблюдателя, они выглядят как мужчины.
Это максимально краткое объяснение, каким образом атлеты с мужским уровнем тестостерона и набором хромосом ХУ попадают в женские соревнования, но при этом они не трансгендеры и не меняли свои документы от рождения.
И как же МОК допустил спортсменку с зашкаливающим тестостероном?