5 мин.

Наследники Хабиба умеют только бороться – это миф

Как они бьют?

Главный момент в карьере Хабиба Нурмагомедова – конечно, поединок против Конора Макгрегора. За тем боем наблюдали миллионы зрителей по всему миру – и все они увидели, как Хабиб заставил Конора постучать в четвертом раунде.

Но за два раунда до этого случился еще один важный эпизод: Нурмагомедов отправил Макгрегора в первый нокдаун за карьеру, зарядив правым мощным оверхендом.

После этого фанаты поняли, что в школе Абдулманапа Нурмагомедова и зале АКА учат не только борьбе, но и ударке. Последние выступления Ислама Махачева и Умара Нурмагомедова показали, что теперь они не просто борцы с неплохой ударкой, а универсалы, подстраивающиеся под сильные и слабые стороны соперника.

Ключ к хорошей ударке для борца – простота, надежность и эффективность. В случае Нурмагомедовых и Махачева это удары ногами

Все фанаты MMA любят техничных и эффектных ударников. Но, к сожалению, большинство красивых, амплитудных ударов в стойке вынуждают бойца открываться и рисковать получить контратаку или проход в ноги. Именно поэтому величайшие бойцы в истории всегда предпочитали эффективность эффектности.

Чаще всего нокауты случаются после ударов руками, поэтому наиболее эффективная и надежная стратегия – работать на дистанции ударов ногами, чтобы избежать бокса. Лучший пример – Исраэль Адесанья. Сломать его стратегию, построенную на джебах и киках, смог только природный фрик Алекс Перейра и идеальный антипод Шон Стрикленд. Не справился даже суперскоростной и техничный Роберт Уиттакер.

Такой подход имеет две основных проблемы. Первая – нужно иметь очень хорошую защиту от тейкдаунов. Прежде всего в двух ситуациях: а) когда соперник ловит ногу; б) когда соперник пытается выполнить перевод у сетки. Тот же Адесанья идеально приспособился к таким ситуациям и сейчас имеет 77% защиты от переводов.

Вторая – боец должен уметь выходить из ситуаций, когда его прижимают к сетке прессингом, съедают дистанцию, не дают работать джебом и лоу-киком. Для противодействия этому есть несколько вариантов: прокачать футворк, чтобы всегда быстро возвращаться на рабочую дистанцию, работать коленями и локтями или подключать тейкдауны навстречу.

Бойцы с хорошими навыками борьбы идеально подходят по всем пунктам. Махачеву, Усману или Умару не нужно опасаться, что их удары ногами поймают – выполнить перевод у соперника все равно не выйдет. А проходы в ноги навстречу – оружие больше психологическое. Из-за угрозы тейкдауна соперники не так активно используют сильные удары, стараются не проваливаться, а когда сближаются – опасаются перевода, из-за чего гораздо меньше рискуют. 

Ударка в команде Хабиба: Махачев – самый сбалансированный, Усман – самый техничный, а Умар отлично контролирует дистанцию и угрожает проходом

Ислам Махачев меньше всех из главной тройки использует удары ногами. Стиль Махачева можно назвать переходным от хабибовского кривоватого (но эффективного) бокса к техничному ушу-кикбоксингу Умара и Усмана.

Ударка Ислама кажется наиболее сбалансированной. Он лучше всего использует различные приемы в стойке: против более низкого Волкановски выбрасывал удары ногами, а защиту заваливающегося Порье проверял хуками и кроссами.

Самое мощное оружие Махачева – колени из клинча. Даже Хабиб старался перенять их у Ислама. «Хабиб стал лучше в ударах коленями, потому что устал от того, что Ислам выбивает ими из него все дерьмо», – рассказывал Хавьер Мендес.

Бокс Махачева – про максимальную рациональность. У Ислама не лучший футворк (это, наверное, самая слабая его сторона), поэтому он не делает чего-то неординарного и сложного. Махачев придерживается фундаментальных вещей и совершенно не рискует. Именно поэтому у него не так много ударов в минуту – 2,56, но количество пропущенных попаданий вообще рекордно низкое – 1,51.

Не стоит забывать и про отличную эффективность: первое место по проценту собственных попаданий и восьмое – по проценту пропущенных. В общем, Махачев – действительно один из наиболее эффективных ударников легкого веса.

• До поединка против Кори Сэндхагена Умара Нурмагомедова недооценивали, но теперь он прошел проверку против топ-3 ударника дивизиона и показал себя невероятно хорошо. В комментариях после боя – дежавю. Фанаты писали те же слова, что и после поединка Махачева против Порье: «Кори удивил борьбой, а Умар удивил ударкой».

Что удивительного показал Нурмагомедов? Главное – отличный контроль дистанции. Весь поединок у Сэндхагена не получалось зайти на атаку. Финты и футворк не помогали: Умар постоянно держал соперника на дистанции удара ногой, а когда Сэндхаген пытался сблизиться – ловил на проходе или встречал ударами руками. Кстати, Нурмагомедов выиграл большинство разменов на ближней дистанции – еще одно удивительное открытие после поединка против Сэндхагена.

Подтвердилось и то, что мы и так знали: у Умара действительно очень плотные, техничные кики, защитная дисциплина на уровне Махачева. Хорошо работали прямые удары с передней ноги – главная фишка Нурмагомедова в стойке.

Усман Нурмагомедов – самый молодой и самый техничный ударник из трех. Кажется, ему вообще не нужна борьба – с большинством соперников (особенно в Bellator) он может справиться только за счет работы в стойке. Его главное отличие от Умара и Ислама – в технике вообще нет больших пробелов. У него отличный футворк, неплохой бокс и великолепные удары ногами.

Важное преимущество Усмана над большинством легковесов – комбинация хорошей борьбы, работы локтями и коленями и длинных ног. Такое сочетание делает его опасным на любой дистанции. Большинству соперников просто не удается достать Усмана – их точность ударов стабильно держится ниже 50%.

Главный вопрос по поводу Усмана Нурмагомедова сейчас – уровень оппозиции. Пока что он не встречал действительно сильных соперников: Бенсон Хендерсон на закате карьеры и Патрики Фрейре – явно не уровень топов легкого веса UFC. 7 сентября Усман встретится с Александром Шаблием – настоящая проверка его навыков.

Вселенная удушающих и болевых приемов Махачева – так разнообразно не побеждал даже Хабиб

Телеграм-канал Артема Нагорного. Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Mark Evans, Harry How, Luke Hales, Josh Hedges/Zuffa LLC