Непобежденный британский дагестанец штурмует UFC. Реально заберет пояс?
Поговорили с Мухаммадом Мокаевым.
В ночь на 28 июля в Манчестере пройдет UFC 304. Под турнир в Англии Дана Уайт собрал кард из местных любимчиков. В мейн-ивенте выступят Том Аспиналл, Леон Эдвардс, Пэдди Пимблетт, Арнольд Аллен и Мухаммад Мокаев – топ-проспект наилегчайшего веса, родившийся в Буйнакске и переехавший в Англию в 12 лет.
Мокаев провел 14 поединков за карьеру и ни разу не проиграл: у него 13 побед и один поединок, оставшийся без результата. Он хотел стать самым молодым обладателем пояса UFC, побив рекорд Джона Джонса, но не успел: 30 июля Мокаеву исполнится 24 года, а Джонс победил Маурисио Руа в титульнике в 23 года и девять месяцев.
Возможно, в случае победы над Манелем Капе Мокаев получит титульник. Хватит ли ему навыков для победы? Мы поговорили об этом с самим Мокаевым.
Мокаев здорово комбинирует удары ногами и руками, но слабо работает под давлением
Стиль Мокаева в стойке больше всего походит именно на базового джитсера: он использует много самых разных ударов ногами, совершенно не опасаясь перевода в партер. Он понимает, что большинство соперников не захочет бороться с ним, поэтому использует даже удары с разворота в прыжке.
Уверенность в борьбе и общих навыках позволяют Мокаеву спокойно идти вперед с ударами, прессинговать и давить. Он хорошо собирает панчи в комбинации, а когда соперник находится близко к сетке – бьет коленом в прыжке, в похожем на Хабиба стиле.
– В боях вы выделяетесь креативностью и изобретательностью в грэпплинге. Это пришло с мастерством или проявилось еще в юности?
– Я же начинал не только с одной вольной борьбы или бокса. Я ходил в зал, а там с шести до семи был бокс, с семи до восьми – борьба, с восьми до девяти – джиу-джитсу. Могу сказать, что я базовый ММА-боец. Могу драться в любой позиции. Я бы не сказал, что у меня плохая ударка – плохая ударка, это когда тебя вырубают. Я хорошо совмещаю все, у меня хороший тайминг – главное в этом спорте.
– Приятнее работать в партере или в стойке?
– В стойке можно экономить энергию, а когда навязываешь борьбу – и ты устаешь, и твой соперник устает. Там уже включается характер: кто дольше протянет. А если в ударке три раунда провести, то будешь выглядеть хорошо, не уставшим. Думаю, больше я люблю загонять.
Мокаев очень здорово комбинирует удары ногами (например, то же колено в прыжке) и руками. Встречается такая комбинация: удар коленом в прыжке, после которого тут же идет боковой передней рукой. Но иногда Мокаев начинает откровенно дурачиться. В последних поединках против сильных соперников этого стало меньше, но в начале карьеры излишняя креативность и самоуверенность казалась настоящей проблемой.
Наверное, главный недостаток Мокаева в ударке сейчас – слабая работа под давлением. Тут есть две проблемы. Первая – он действительно плохо работает в стойке у сетки. Мокаев теряется под прессингом, из-за чего ошибается в защите. Например, вот так:
Алекс Перес идет вперед с ударами. Мокаев держит руки у головы – пока все нормально
Но затем опускает руки вниз и пропускает тяжелый левый боковой
Вторая проблема – Мокаев действительно часто оказывается в таких ситуациях. Его прессинг эффективный, но не очень стабильный: соперники часто забирают середину октагона и прижимают Мокаева к сетке, где ему совсем некомфортно.
А что у Мокаева с техникой? Наверное, самая сильная сторона арсенала Мокаева в ударке – удары передней ногой. Чаще всего – свитч-кики. Ему немного не хватает силы, но точность и скорость – топ. Это касается и хай-кика, и миддл-кика.
Из ударов ногами выделяется лоу-кик с дальней ноги – мощный, плотный и точный. Правда, сам Мокаев не очень эффективно защищается против ударов по ногам. В последних поединках он показал, что научился оттягивать ногу назад (прогресс по сравнению с первыми боями), но подставку под лоу-кик не делает до сих пор.
У Мокаева очень быстрые удары руками. Скорость и размах рук делает его джеб очень неприятным для соперников. Еще один выделяющийся удар – апперкот дальней рукой. Мокаев часто угрожает им при движении вперед, но еще более эффективно использует его контратакуя. Но, как и с киками, его ударам руками серьезно недостает силы и плотности.
«Я совершал одну ошибку: уходил в зону комфорта». Мокаев много креативит в партере, но иногда спасается сам
– Как вы считаете, у кого, кроме вас, сильнейшая борьба в дивизионе?
– У Тима Эллиотта, Алекса Переса. Два бойца, которые пришли из вольной борьбы, тоже дрались с нашими бойцами, борцами и показали уровень.
– Алешандре Пантожа?
– Я тренировался с ним и думаю, что такой хорошей борьбы у него нет. Ничего особенного в нем не вижу, единственное – характер, способность идти до конца. Я называю его «собакой», потому что он не сдается, идет вперед. Это главное, что у него есть. В дивизионе много бойцов техничнее Пантожи, но характером он их превосходит, когда в бою наступают тяжелые моменты.
Факт, описывающий стилистику Мокаева: в одном из трехраундовых поединков (против Чарльза Джонсона) он провел 12 тейкдаунов и сделал 12 точных попаданий. В других поединках ситуация немного иная, но общая картина не меняется: Мокаев не очень активен в стойке, но в грэпплинге он лидер почти по всем показателям.
В среднем за 15 минут Мокаев проводит больше пяти тейкдаунов с 41% эффективности. Большинство этих переводов – проходы в одну или две ноги. Техника у Мокаева на высоте. Он очень хорошо подстраивается под защиту оппонента и находит варианты продолжить попытку прохода:
Мокаев делает проход в одну ногу, Джейми Келли успешно защищается от первой попытки
Мокаев выдергивает ногу, накатывает и делает подсечку под правую ногу Келли, завершая проход
Один из любимых приемов Мокаева в борьбе – проход в одну или две ноги и переход на контроль спины. При его выполнении задействуются все лучшие качества Мокаева: техника, скорость и ловкость.
Мокаев делает проход в одну ногу
После этого, все еще контролируя ногу, заходит за спину
Конечно, Мокаев переводит не только с помощью проходов с движения. В UFC он несколько раз хорошо переводил из клинча разными способами. Например, Чарльза Джонсона – с помощью техничной подсечки, а Малкольма Гордона стянул в партер у сетки. Мокаев в целом хорошо ориентируется в клинче: часто успевает нанести удар в переходной позиции или сделать неожиданный проход.
Иногда проходы Мокаева наоборот получаются слишком ожидаемыми – бывает, что просто спамит попытками тейкдаунов. Это часто происходит около клетки – мы уже отмечали выше, что Мокаев немного плывет под прессингом.
Работа в партере – поле для экспериментов и креативных приемов Мокаева. За его небольшую карьеру в ММА уже набралось приличное количество моментов, в которых он финиширует соперников или спасается из тяжелых ситуаций в партере благодаря изобретательности.
– В UFC вы несколько раз спасались из различных трудных положений – например, рычаг колена против Жафела Фильо. Как удается из них выходить?
– Понимаю, что мне легче не станет. Я шел один к этой цели, было тяжело, путь, как у многих бойцов, наверное. От того что я сдамся или упущу момент, мне легче в жизни не станет, поэтому лучше потерплю 15 минут в октагоне. Конечно, это не только 15 минут, которые видят зрители. Это подготовка, бывают травмы, много чего случается.
– Есть ли взаимосвязь между этими неудачными моментами? Вы разбирали их с тренерами?
– Думаю, я совершал одну ошибку: уходил в зону комфорта. «Я побеждаю, протянем оставшееся время до 15 минут и все». В первом раунде у меня всегда было преимущество, забирал раунд 10-8, доминировал, а затем попадался на прием.
Это связано с тем, что я просто расслаблялся, думал, что соперники уже сломались. А они опытные: видят, молодой чуть сбавил обороты. Получается вырвать победу, потому что не снижаю обороты, начинаю догонять то, что упустил во втором раунде.
Какие шансы против Капе и топов дивизиона?
Сейчас Мухаммад Мокаев находится на шестой позиции в наилегчайшем весе. Ситуация в дивизионе странная и сложная:
• Альбази и Кара-Франс в последний раз дрались больше года назад;
• Ройвал недавно проиграл чемпиону, Морено – Ройвалу;
• Тайра только что залетел в топ-5, а еще есть Стив Эрцег, не входящий в топ-5.
Получается, бой Мокаева и Капе вполне может стать претендентским.
– В последних поединках вы дрались в основном против хороших джитсеров, базовых грэпплеров. Теперь встречаетесь с ударником. Есть ли облегчение, что подеретесь с ударником, а не борцом?
– Во втором поединке я дрался с хорошим соперником – Чарльзом Джонсоном, тоже неплохим ударником. Если соперник не борец, а ударник, то это не значит, что мне будет совсем легко: я хочу показать себя со стойки.
– Кого считаете самым неудобным соперником?
– Думаю, самым неудобным будет Кай Кара-Франс.
– Тоже ударник.
– Да, он ударник, но дрался с хорошим борцом Аскаром Аскаровым и победил. Я бы не сказал, что он такой проходной ударник.
– Некоторые бойцы, имея преимущество над соперником в борьбе, намеренно проводят несколько раундов или весь поединок в стойке, чтобы сделать заявление. У вас тоже такие планы?
– Да, у меня последний бой по контракту с UFC, мне нужно хорошо заявить о себе. Я и так заявил, но они ожидают большего, знают, что я еще не раскрылся как боец.
– Станет ли этот поединок претендентским?
– Если покажу красивое выступление, то станет претендентским, следующий бой будет за титул. Но если дойдет до решения, то будет тяжело разговаривать о титульнике.
– Если не получите титульник, с кем бы хотели подраться дальше?
– Нет разницы, нужно драться со всеми в дивизионе. На данный момент я уже упустил шанс стать самым молодым чемпионом. Хотя возможности были, но мне не дали шанс. Теперь для меня уже нет разницы: любого соперника из топ-5.
Телеграм-канал Артема Нагорного. Подписывайтесь!
Фото: Instagram/mokaev_muhammad; Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Chris Unger/Zuffa LLC
Анжи выиграет да наверно