Николай Валуев – головой в стену
Фильм «Каменная башка», конечно, не о боксе. Это, впрочем, подтверждает и режиссер Филипп Янковский. Для порядка, конечно, можно себе периодически напоминать, что Валуев все-таки двукратный чемпион мира, но я не слишком на этом настаиваю. Кино-то о другом…
Интриги, скажу сразу, нет. В сущности, мы имеем дело с картонными и довольно плоскими фигурами персонажей, каждая из которых – набор стереотипов, шаблонов и довольно простых мыслей, которые не дают героям никакого развития и даже намеков на таковое. Спасает то, что некоторые из них действительно играют, как, например, Оксана Фандера в роли несостоявшейся проститутки (хотя что там можно сыграть…), Валуев в роли… себя (давайте называть вещи своими именами), Тахир Рзаев (сыграл нокаутера – на мой взгляд, правдиво, о деталях читайте ниже). Но есть и недоразумения. Например, т.н. Директор, промоутер боксера. Образ бандита, который с одной стороны сутенер, с другой шахматист, с третьей организует бои и кидает людей – он неубедителен. Ну и пусть, что кожаный плащ и повар китаец. Актеру Виталию Кищенко следовало бы поговорить с реальными промоутерами – отошедшим от дел Игорем Шафером, действующим Махой Шерматом, да с кем угодно! Они бы и про подпольный бокс рассказали, и про кидалово, и про то, сколько стоит такое шоу и каково зарабатывать на боях в подвале. Но он не знает. Потому он говорит своему боксеру «брат», вместо подписи под контрактом принимает рукопожатие, а осматривать травмированную голову доверяет ярко-выраженному гинекологу.
Но фильм, в конце концов, взял главный приз выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» – и смело можно сказать, что это окно было пробито с размаху головой Николая Валуева. В киноленте, быть может, нет нормального неискусственного сюжета, но есть фактура, от которой временами зашкаливает… Вот едет по серому темному городу автобус с гигантом, примостившимся на заднем сиденье, мимо плывут покосившиеся дома, прибитые к земле низким питерским небом, Егор-Николай смотрит из-под капюшона… Вот почти «вонг-кар-ваевский» взгляд на происходящее через окно или из-за лестничных перил в подъезде (в Санкт-Петербурге это называется не подъездом, а «парадной» – но у меня язык не поворачивается, рос в Сибири…), пустой ночной двор с одинокой машиной, рядом с которой кричит в телефон и размахивает руками человек, голова главного героя, с размаху бьющаяся в стену, море – финский залив, серая шумящая масса холодной воды, которая проглотит все и положит мучениям конец.
Фактура Валуева природная, она позволяет ему трансформироваться то в предметы, то в ощущения
Тяжелая фигура боксера в бордовом спортивном костюме бежит, надвинув на глаза капюшон… Николай-Егор здесь – этот бордовый костюм с кедами, равнодушно взбивающий брызги в мелких лужах по дороге. Фактура Валуева природная, она позволяет ему трансформироваться то в предметы, то в ощущения – и ему не надо для этого играть или говорить. Гигант, который, подобрав женскую резинку для волос, по запаху находит ее хозяйку – это истинно эпический персонаж. Он создан, чтобы молчать… Но у него все же есть голос. И потому раз за разом раздается страшный хриплый возглас: «Ты кто? Как твое имя?».
Он побитым медведем, обняв ушибленные руки, бредет на заплетающихся ногах по подворотням. Он повадками старого, покинутого всеми пса через силу хлебает жидкую кашицу на кухне. Он растворяется в атмосфере, в окружающем воздухе, он сам превращается в капюшон, под которым нет ничего кроме страшной тени. Он людоед, который берет грязную ложку из посудной мойки, чтобы вместить в свой желудок странный продукт – залитую молоком корейскую сухую лапшу. В поле он превращается в травинку, которую берет в зубы, на сиденье автобуса внезапно воплощается в звук – он слышит музыку в своей голове, она его переполняет, не оставляя ничего от человеческого существа. Он – это лампочка, свисающая с потолка на уровне его глаз. Один поворот руки – и свет пропадает. «Егор Головин, Российская Федерация!» И кулак размером с голову. В таком фильме бокс и не нужен. В нем не нужен сюжет. В нем есть главное – жизнь, ее трагизм и немного вездесущей быстрорастворимой лапши.
Черно-белый флэшбэк. Сознание возвращает в тот момент, когда боксер был счастлив – в нетерпении ожидая выхода на ринг. Еще не обритая наголо голова, халат, дружная команда, длинный коридор. Егор идет навстречу свету. «Боли нет, ее придумывают, чтобы боялись. Я точно знаю».
P.S. В первых кадрах фильма в подвальной полутьме Николай Валуев в роли Егора Головина смотрит бокс. Похоже больше всего на подпольные бои. Тем более, там Тахир Рзаев, реально выступающий боксер-профессионал, побеждает противника нокаутом. Пустячок, казалось бы, но Тахир из 54 боев побеждал нокаутом два раза, боксирует в широком диапазоне с полусреднего до полутяжелого веса. Я не пытаюсь сказать, что в фильме у него в перчатке лежала подкова, но самый большой его успех – это два подряд выигранных боя в 2003-2004-м, когда он завоевал и успешно защитил пояс чемпиона Северо-Запада.
Тахир Рзаев
Апперкот, кстати, которым встряхнул голову оппонента Рзаев в этом кадре, я испробовал как-то в спарринге на себе – Тахир бьет довольно плотно и жестко, хоть и не так, чтобы нокаутировать противника своего веса. Но, в общем, голову мою тогда спасло только окончание раунда. А тренировка та проходила в Питере в Манеже Алексеева, где, говорят, по сей день периодически готовится Валуев. Такие дела.
Это, чтобы на контре кино красивее казалось!))
)) на мой взгляд каждый, кто пишет не просто новости или сухие отчеты - в общем, любой авторский текст это на самом деле текст в той или иной степени о себе. вкладываешь свои мысли, свое мировоззрение... и хочется, само собой, о вечном.