Видео
5 мин.

Николай Валуев – головой в стену

Фильм «Каменная башка», конечно, не о боксе. Это, впрочем, подтверждает и режиссер Филипп Янковский. Для порядка, конечно, можно себе периодически напоминать, что Валуев все-таки двукратный чемпион мира, но я не слишком на этом настаиваю. Кино-то о другом…

Интриги, скажу сразу, нет. В сущности, мы имеем дело с картонными и довольно плоскими фигурами персонажей, каждая из которых – набор стереотипов, шаблонов и довольно простых мыслей, которые не дают героям никакого развития и даже намеков на таковое. Спасает то, что некоторые из них действительно играют, как, например, Оксана Фандера в роли несостоявшейся проститутки (хотя что там можно сыграть…), Валуев в роли… себя (давайте называть вещи своими именами), Тахир Рзаев (сыграл нокаутера – на мой взгляд, правдиво, о деталях читайте ниже). Но есть и недоразумения. Например, т.н. Директор, промоутер боксера. Образ бандита, который с одной стороны сутенер, с другой шахматист, с третьей организует бои и кидает людей – он неубедителен. Ну и пусть, что кожаный плащ и повар китаец. Актеру Виталию Кищенко следовало бы поговорить с реальными промоутерами – отошедшим от дел Игорем Шафером, действующим Махой Шерматом, да с кем угодно! Они бы и про подпольный бокс рассказали, и про кидалово, и про то, сколько стоит такое шоу и каково зарабатывать на боях в подвале. Но он не знает. Потому он говорит своему боксеру «брат», вместо подписи под контрактом принимает рукопожатие, а осматривать травмированную голову доверяет ярко-выраженному гинекологу.

Но фильм, в конце концов, взял главный приз выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» – и смело можно сказать, что это окно было пробито с размаху головой Николая Валуева. В киноленте, быть может, нет нормального неискусственного сюжета, но есть фактура, от которой временами зашкаливает… Вот едет по серому темному городу автобус с гигантом, примостившимся на заднем сиденье, мимо плывут покосившиеся дома, прибитые к земле низким питерским небом, Егор-Николай смотрит из-под капюшона… Вот почти «вонг-кар-ваевский» взгляд на происходящее через окно или из-за лестничных перил в подъезде (в Санкт-Петербурге это называется не подъездом, а «парадной» – но у меня язык не поворачивается, рос в Сибири…), пустой ночной двор с одинокой машиной, рядом с которой кричит в телефон и размахивает руками человек, голова главного героя, с размаху бьющаяся в стену, море – финский залив, серая шумящая масса холодной воды, которая проглотит все и положит мучениям конец.

Фактура Валуева природная, она позволяет ему трансформироваться то в предметы, то в ощущения

Тяжелая фигура боксера в бордовом спортивном костюме бежит, надвинув на глаза капюшон… Николай-Егор здесь – этот бордовый костюм с кедами, равнодушно взбивающий брызги в мелких лужах по дороге. Фактура Валуева природная, она позволяет ему трансформироваться то в предметы, то в ощущения – и ему не надо для этого играть или говорить. Гигант, который, подобрав женскую резинку для волос, по запаху находит ее хозяйку – это истинно эпический персонаж. Он создан, чтобы молчать… Но у него все же есть голос. И потому раз за разом раздается страшный хриплый возглас: «Ты кто? Как твое имя?».

Он побитым медведем, обняв ушибленные руки, бредет на заплетающихся ногах по подворотням. Он повадками старого, покинутого всеми пса через силу хлебает жидкую кашицу на кухне. Он растворяется в атмосфере, в окружающем воздухе, он сам превращается в капюшон, под которым нет ничего кроме страшной тени. Он людоед, который берет грязную ложку из посудной мойки, чтобы вместить в свой желудок странный продукт – залитую молоком корейскую сухую лапшу. В поле он превращается в травинку, которую берет в зубы, на сиденье автобуса внезапно воплощается в звук – он слышит музыку в своей голове, она его переполняет, не оставляя ничего от человеческого существа. Он – это лампочка, свисающая с потолка на уровне его глаз. Один поворот руки – и свет пропадает. «Егор Головин, Российская Федерация!» И кулак размером с голову. В таком фильме бокс и не нужен. В нем не нужен сюжет. В нем есть главное – жизнь, ее трагизм и немного вездесущей быстрорастворимой лапши.

Черно-белый флэшбэк. Сознание возвращает в тот момент, когда боксер был счастлив – в нетерпении ожидая выхода на ринг. Еще не обритая наголо голова, халат, дружная команда, длинный коридор. Егор идет навстречу свету. «Боли нет, ее придумывают, чтобы боялись. Я точно знаю».

P.S. В первых кадрах фильма в подвальной полутьме Николай Валуев в роли Егора Головина смотрит бокс. Похоже больше всего на подпольные бои. Тем более, там Тахир Рзаев, реально выступающий боксер-профессионал, побеждает противника нокаутом. Пустячок, казалось бы, но Тахир из 54 боев побеждал нокаутом два раза, боксирует в широком диапазоне с полусреднего до полутяжелого веса. Я не пытаюсь сказать, что в фильме у него в перчатке лежала подкова, но самый большой его успех – это два подряд выигранных боя в 2003-2004-м, когда он завоевал и успешно защитил пояс чемпиона Северо-Запада.

Тахир Рзаев

Апперкот, кстати, которым встряхнул голову оппонента Рзаев в этом кадре, я испробовал как-то в спарринге на себе – Тахир бьет довольно плотно и жестко, хоть и не так, чтобы нокаутировать противника своего веса. Но, в общем, голову мою тогда спасло только окончание раунда. А тренировка та проходила в Питере в Манеже Алексеева, где, говорят, по сей день периодически готовится Валуев. Такие дела.