4 мин.

Видели молодого Нагиева – чемпиона по самбо? Оказывается, он мастер спорта СССР, тренировался у Аркадия Ротенберга

Мы привыкли, что Дмитрий Нагиев играет брутальных, спортивных персонажей. Актер и в жизни держит форму, иногда показывая тренировки в инстаграме. Оказывается, в детстве Нагиев имел лишний вес, а любовь к спорту появилась благодаря самбо и дзюдо.

На фото ниже – Нагиев, которого вы не застали на ТВ (и вряд ли узнаете): до армии, до актерской карьеры, с волосами. Это один из победных турниров по самбо, Дмитрий (справа) выкладывал фото в 2017-м.

В детстве Нагиев занимался вольной борьбой и гимнастикой, но задержался в самбо и дзюдо. Хотя и не с первого раза:

«Я был толстеньким, поправился в первом классе и резко похудел в 13 лет. Я занимался спортом. Сначала меня погнали из дзюдо: начал тренироваться, потом вызвали папу и сказали: «Вы не могли бы его забрать? У него сопли текут все время». Папа меня забрал, надавал по жопе. Как будто бы они должны прекратиться сразу!

Когда я спустя какое-то время выиграл чемпионат России по дзюдо, подошел к тому тренеру и говорю: «Здравствуйте, вы меня не узнаете? Вы меня выгнали. У меня сопли текли».

Нагиев ходил в секцию в Ленинграде. Его тренировали Виктор Горлов и Аркадий Ротенберг – давний друг Владимира Путина (с ним они занимались в одной группе). Ротенберг больше 15 лет работал тренером по самбо и дзюдо, а в 1979-м вместе с Горловым основал детско-юношеский клуб по самбо.

«Раньше тренеры не видели во мне никаких перспектив, пока не появились Виктор Михайлович и Аркадий Романович. То, что из инфантильного тонкокостного бутуза весом 48 кг выбили маменькино воспитание и заставили в итоге бороться – целиком заслуга тренеров. Все-таки папа не мог себе позволить крикнуть во время чемпионата России «###, подворачивай жопу, я тебе сказал!» А тренер мог, и этот изначальный мужской стержень у меня – от них», – рассказывал Нагиев в интервью Esquire.

Дмитрий влюбился в единоборства: тренировался по несколько раз в день, выполнял все установки, а вместо отдыха на море уезжал на все лето в спортивный лагерь. Но признавался – телосложение и небольшой рост иногда мешали: «Мне никогда не было легко: я не крепыш, у меня достаточно тонкая кость. К тому же знающие люди подтвердят, что попасть в средний вес – это самое проклятое дело. В этом весе на любых соревнованиях больше всего участников».

Несмотря на это, Нагиев стал мастером спорта по самбо, выиграл чемпионат СССР (среди юниоров) и выступал за юниорскую сборную на международных соревнованиях. В «Вечернем Урганте» актер уточнил: в дзюдо он дошел до первого взрослого разряда, что, по его словам, приравнивалось к мастеру спорта.

Но иногда спорт вредил. В интервью Юрию Дудю (признан иностранным агентом в России) актер признался, что каждый день в армии оборачивался для него кошмаром. И во многом из-за того, что до службы он занимался единоборствами: «В армии нас двое было: я и парень по фамилии Застенчивый (он так и выглядел) – и вот нас двое белых попали с ребятами, которые все были из братских республик. Из юга братских республик.

Поначалу-то ничего было, а потом когда прочитали: мастер спорта – только ленивый не захотел проверить, так ли это. Какой бы ты мастер спорта ни был, против табуретки мало приемов.

Один на один? Нет, что вы, такого вообще нет. Я помню эти замечательные моменты… наверняка они в результате что-то и дали. Когда ты стоишь на куче угля, в которую тебя загнали и говоришь: «Не будь ты сукой, давай один на один?» И под общий хохот тебя молотят ногами дальше. Наверняка это что-то дало – так я себя пытаюсь успокаивать, но, скорее всего, нет».

Нагиев, прошедший службу вот так, все равно благодарен спорту: «Никогда не поверю, что дурак стал чемпионом. Любой вид спорта – это творчество, если тебе, конечно, Господь не дал сверхфизическую силу. Борьба – это и математика, потому что ты должен просчитать каждый ход. Это и актерство, когда ты делаешь вид, что в эту секунду не готов проводить прием, и вдруг мгновенно проводишь бросок».

И с самоиронией рассуждает о тренировках: «Спорт – это не мое. Я потею. Когда потею – скольжу».

Трибьют своей спортивной карьере Нагиев сделал в «Вечернем Урганте»: бросал на маты Александра Гудкова и Дмитрия Хрусталева. А вот Урганта на лопатки не уложил – Иван убежал.