Александр Волков – давно не дрищ. Из бойца UFC сделали машину, а мы поговорили с тренером, который подсадил его на качалку
Эволюция главного русского тяжеловеса.
Александр Волков в шаге от титульного боя UFC. В ночь на 27 июня он подерется с Сирилом Ганом, а если выиграет, наверняка получит чемпионский шанс.
Долгое время в Волкове постоянно видели андердога (признание особенно тяжело идет в России), и во многом – из-за антропометрии. При росте 201 см Александр с трудом переваливал за 110 кг, а на фоне соперников выглядел довольно хилым. Сейчас Волкова по инерции продолжают считать худым и даже слабым, но за последний год он очень сильно изменился. Теперь Александр со скрипом умещается в лимит тяжеловесов (120 кг), в клинчах и борьбе стал гораздо мощнее, может нокаутировать не только тоннажем, но и одиночными панчами, а жим лежа у него вырос на 50%.
Главное про эволюцию бойца нам рассказал Василий Волков – тренер Александра по физической подготовке, который привил ему любовь к штанге и еде.
Волков дебютировал в MMA с весом 104 кг, в Bellator пришел при 102 кг. Его антропометрия – больше для волейболиста или пловца
Первый профессиональный бой Волков провел 19 апреля 2009-го: на турнире M-1 он за 80 секунд забил Николая Плешакова, а за день до этого показал на весах 104 кг. И это очень маленький вес для тяжеловеса, особенно, когда его рост – 201 см. Поэтому появление в ринге Волкова не выглядело угрожающим: бойца просто не воспринимали как опасного, хотя в поединках он доказывал обратное, завершая их в основном техническими нокаутами.
В 2012-м Волков дебютировал в Bellator – второй по силе лиге мира, но перед первым поединком показал еще меньший вес – 102,15 кг. Соперник Бретт Роджерс оказался тяжелее на 18 кг, но Александр все-таки победил. И примерно через год он пришел к Василию Волкову – тренеру по физической подготовке, который тот момент отлично помнит.
«Я занимался тестированием спортсменов на предмет определения их физических кондиций. И в 2013-2014-м на такие тесты пришел Волков. Он был уже не новичок, а спортсмен элитного уровня, и нашу статистику Саша пополнил цифрами, которые очень интересны для науки. В нескольких тестах забрался в топ-3: по выносливости рук, размеру сердца и пульсу на определенной нагрузке.
Но даже не надо было никакого теста проводить, было видно: при его антропометрии можно было бы увеличить мышечный компонент. Но бои – это многогранный вид спорта, не всегда мышцы тебе что-то добавят, и не всегда без мышц ты обречен на провал. Но было понятно, что он хорошо дышит, а физической силы можно добавить. Тестирование это и подтвердило», – рассказывает Василий.
В начале 2016-го Волков вернулся в M-1 и стал чемпионом, показав 107,5 кг. К концу того же года Александр перебрался в UFC, сделав первый скачок в весе – в ноябре вес Волкова составил уже 113 кг. Но вплоть до 2020-го Александр не показывал на весах никакого прогресса, в периодах даже откатываясь – в разбросе от 111 кг до 113,8.
«В 2013-м я смотрел и говорил, Сань, тебе бы немножечко дельточки, немножечко бицушку, а сейчас могу сказать, что нормально. Как это получилось? Нет ничего кроме двух моментов: осознанность спортсмена, который понял, что есть что улучшать, и регулярность. Где-то в 2015-2016-м Волков начал в эту сторону смотреть, в 2017-2018-м я появляюсь в команде, сначала по телефону, потом раз в недельку и так далее. Мы били в одну точку на протяжении нескольких лет – и это дало результат.
Без его желания ничего бы не получилось. Я не гнал Волкова в зал, а он ждал, когда я приеду. У Саши есть аэробные нагрузки, есть допинг-контроль, и скорости набора силы и массы не такие быстрые, как могли бы быть. Но мы растем, и через год он будет другим, и через два. Сможет ли Волков выглядеть как Нганну – все упирается в вопрос времени», – говорит тренер по физподготовке.
Кстати, Нганну выглядит вот так:
Поворотный момент – бой Волкова против Кертиса Блейдса в июне 2020-го. Тогда Александр показал на взвешивании всего 112 кг, что очень мало для противостояния с мощным борцом. Поединок с Кертисом показал, насколько Волкову не хватает мощи и веса. И в октябре против Уолта Харриса Александр выдал рекордные 120,2 кг, приплюсовав 8 кг за 4 месяца.
«Есть люди, которые просто к железной батарее прикасаются и уже наливаются. Саня, конечно, не такой. За каждый килограмм на штанге и весах приходится биться: не только в зале, но и в столовой. Он еще едок такой… Плохо ест, ему надо напоминать покушать. Решаем это все протеинами, гейнерами, доставками еды. Сейчас он еду воспринимает как часть работы. Ведь если покачался, но забыл поесть – вряд ли масса пойдет наверх.
Если воспринимать Волкова в 2017-м за 100%, то можно посчитать, на сколько он вырос. Тогда его 105 кг на жиме лежа просто убили, как ребенка. А сейчас, если отдохнуть, покушать и не бороться дня 3, то где-то 150 кг он пожмет. То есть плюс 50%. Для взрослого мужика, который не химичит, а еще астеник – чистый волейболист или пловец, а не жимовик – это круто».
Менеджер Волкова Иван Банников согласен:
«Для Саши всегда огромной проблемой был набор веса. Он часто выходил на бой 107-108 кг, даже в UFC. Максимальный вес до прошлого года – 112 кг на взвешивании, и то, на сам поединок он вышел уже 110. За день потерял еще два.
И проблема Саши – с его антропологией сохранять объем мышц очень тяжело. Чтобы они сохранялись – требуется колоссальная работа. Последний год он посвятил огромную часть тренировок работе над физической силой. Бои с Льюисом и Блейдсом показали ему самому, что Волкову не хватает мощи: и в ударах, и просто в силе, когда тебя зажимают у сетки, например. Техники у него достаточно».
Есть мнение, что железо мешает бойцам – они становятся медленными и зажатыми. Но Волков жмет даже в неделю боя, и это легко объяснимо
В мире единоборств принято считать, что качалка – зло. Бойцы занимаются с железом неохотно, потому что оно якобы закрепощает, удары становятся медленными, а в борьбе быстро устаешь. Где-то за месяц все как правило оставляют штанги и концентрируются на другом.
Василий Волков объяснил это явление и одновременно развеял миф, что железо мешает:
«Такой феномен есть, причем и на уровне баек, и на уровне физиологии. Опорно-двигательный аппарат, когда испытывает серьезные механические перегрузки, начинает страховать суставы избыточным напряжением мышц-антагонистов. То есть ты жмешь лежа, трицепс испытывает колоссальные нагрузки. И в этот момент его начинает страховать бицепс, чтобы сустав не разогнулся в другую сторону. Поэтому, когда ты начинаешь бить по лапам, бицепс говорит, я не знаю, что такое бить, я знаю, что такое жим. Он придерживает предплечье, и кажется, что ты мнешь лапы, а не бьешь.
Этот негативный момент нужно обходить правильно спланированным тренировочным процессом. Выстраиваем периодизацию так, что качаемся на базовом этапе, когда до боя еще далеко. Мы можем себе позволить откатить в скорости на 10%, но прибавить в силе на 50. Потом все меняем.
Силовые тренировки у бойца должны быть немножко иные: это не пауэрлифтинг, не бодибилдинг, а работа во взрывном режиме на малое количество повторений».
Мы общались с Василием 12 июня – ровно за 2 недели до боя Волкова с Сирилом Ганом. И сразу после записи тренер пошел контролировать Александра, у которого была становая тяга. И это удивительно – лагерь бойца не прекращает тренировки с железом даже за такой промежуток времени.
«Если нам удается свести негатив от железа к минимуму, то нет причин не делать это вплоть до боя. Силовая тренировка выполняется с одной единственной целью: ту силу, которую мы накопили годами, донести до боя. Как только ты перестаешь напрягаться на 100%, а лапы, мешки и борьба не дают этого напряжения, сила начинает потихонечку откатывать назад. Максимум она поживет с тобой неделю. Поэтому если мы говорим о пике формы, силы этот пик тоже касается. Поддерживающие силовые тренировки мы можем выполнять даже на неделе боя: просто они должны быть правильно сконструированы и должны тонизировать, а не жрать твою энергию. Низкообъемные, но высокоинтенсивные.
Минимальное количество дней до боя, когда Волков тренировался с железом? В субботу драться, а во вторник-среду он мог еще пожать. Не вспомню точно, но в одну из подготовок Саша в этот момент пожал свой личный рекорд.
Сила – это же педагогический маркер твоего здоровья. Значит ты не болеешь, нормально кушаешь, нормально спишь. И тут мы понимаем, что человек подходит к бою и поднимает вес, который никогда в жизни не поднимал. Это говорит о том, что мы рядом с пиком формы именно здоровья. Плюс спортсмен психологически подзарядился», – объясняет Василий.
Психологический момент максимально важен для бойца, особенно – для Александра. В команде бойца рассказывают, что он обращает внимание абсолютно на все мелочи в процессе подготовки, а если что-то идет не так – переживает.
«Сейчас Волков распробовал, что силовая подготовка дает в боях. Поэтому если вес, который раньше ему покорялся, сейчас не покоряется, Сашу это беспокоит. Он чувствует перенос этого в клетку: допустим, когда Волков Оверима взял и передвинул, сейчас так не передвинет. Поэтому идеальная подготовка выглядит так: не говорим о росте, но донести свое до боя ты обязан. Если не донес, то возникает вопрос: а зачем мы вообще все это делали?» – считает тренер.
Поэтому теперь Александр Волков – не тот мальчик из 2009-го, а реальная машина. За 4 дня до боя против Сирила Гана он показал на весах 123,7 кг – то есть теперь ему нужно сбросить 3,5 кг, чтобы уложиться в лимит. Набранный вес и мощь дают не только психологическую уверенность, но и реальные проблемы для соперников в UFC. И вот как их сформулировал Банников:
«Раньше, чтобы нокаутировать, Саше требовались тоннаж и серия ударов, а сейчас от его джебов людей ведет».
Фото: Gettyimages.ru/Jeff Bottari/Zuffa LLC; instagram.com/volkov_alex