5 мин.

Абдулсаламов выстоял все 10 раундов, после чего оказался в инвалидном кресле. Большая трагедия большого боксёра

Боксёрская ноша зачастую непроста. Иногда даже слишком. Одним из тех, кто шёл к званию короля ринга, но закончил страшным диагнозом, был дагестанец Магомед Абдусаламов. После роковой ночи 2 ноября 2013-го техничный боец, чьи кулаки летали с сумасшедшей скоростью, не может даже банально поднять руку. Мага начал новую жизнь, в которой он бы просто потерялся, если бы не любящая семья.

Последний бой

В тот самый ноябрьский день свои двери для зрителей открыла арена «Мэдисон Сквер Гарден», на которой бои проходят уже много десятков лет. В тот день они пришли посмотреть на главный бой вечера – битву тяжеловесов Магомеда Абдусаламова и Майка Переса.

Россиянин к тому моменту был в профессиональном боксе всего пять лет. Ему было 23 года, когда она решил сменить тайский бокс на классический, но возраст не стал помехой для скорого прогресса. К 2013-му Абдусаламов провёл 18 боёв на высшем уровне и победил во всех. Более того, ни один из поединков Маги не длился больше пяти раундов. Однако предстоящий бой с кубинцем Пересом был новым уровнем в его боксёрской игре.

Победа могла открыть дорогу к поединку за чемпионский пояс WBC обоим боксёрам, поэтому они выходили биться до последнего. И Перес, и Мага начали очень активно, чем оправдывали данное на пресс-конференции обещание устроить настоящее шоу. У обоих противников проходили мощные атаки, но кубинец вкладывался в каждый удар, и Абдулсаламов даже не всегда успевал увидеть, что происходит. По окончании первого раунда Мага очевидно поплыл: ему казалось, что его лицевая кость сломалась под натиском ударов кубинца.

Однако он успокоился и вернулся в строй – взял пару раундов. Но к середине поединка Мага снова был сам не свой. Он пятился назад и работал на отходах, когда Перес начал проводить отличные серии из мощнейших ударов. Кубинский боксёр додержал инициативу в своих руках до конца боя, но россиянин не сдавался. Продолжался поединок все 10 раундов. В финальном у Переса даже отняли очко за нарушения правил – боец пробил ниже пояса. Тем не менее, он быстро восстановил потери посредством тяжеленного удара справа, который чуть не отправил Магомеда в нокаут.

Всё самое страшное было только впереди

Дагестанский боксёр проиграл. Но это, как оказалось, было самое грустное в этой истории. Поединок сильно потрепал Магомеда, но все были уверены, что это всего лишь временное состояние после ожесточенной борьбы на ринге. Спортсмен продолжал говорить о головной боли и общем болезненном состоянии. Медики, обслуживающие тот вечер на «Мэдисон Сквер Гарден», да и организаторы особо ничего не предприняли.

Боксёру отказали в срочной помощи врачей, и он отправился в больницу своим ходом. Каждый час, проведённый в Нью-Йоркских пробках давался Абдусаламову с трудом. Мужчина добрался до больницы полуживым. Было принято решение всё-таки ввести спортсмена в искусственную кому. Всё происходило на протяжении каких-то нескольких часов, но они были роковыми. К моменту усыпления Маги, кровоизлияние в мозг уже случилось.

А спустя четыре дня после проигранного боя боксёра хватил инсульт. Врачи пытались вернуть его организм к самостоятельному функционированию, но это получилось лишь со второй попытки. Мага был выведен из комы 10 декабря, и это было трагедией. Медики сообщили, что к нормальной жизни мужчина уже никогда не вернётся. Его нервная система была настолько повреждена, что врачи говорили даже о таких серьёзных последствиях как потеря способности мыслить, не говоря уже о навыках речи или ходьбы.

Та, кто заставляет его жить

Семья приняла такой удар судьбы с высоко поднятой головой, и слабая Бака, как сам спортсмен раньше называл свою супругу Баканай, стала очень сильной женщиной. Она уже несколько лет выхаживает своего полностью обездвиженного мужа, который весит чуть ли не два раза больше неё самой. Баканай, однако, старается держаться на позитиве. В интервью она даже умудряется пошутить о том, что она временный исполняющий обязанности в доме. Помимо ухода за мужем-инвалидом, женщина занимается воспитанием трёх дочек.

Но так легко о проблемах мужа девушка высказывалась не всегда. На первых порах ей был очень грустно и одиноко, но она знала, что должна пойти на подвиг во имя любви.

За участие в турнире Мага тогда получил всего лишт 40 тысяч долларов. Эти деньги было несоразмерны с теми тратами, которые выпали на долю семьи Абдулсаламовых по вине американских врачей, не сумевших оказать своевременную помощь. Девушке помогали Кличко, Ковалёв, Ибрагимов и ещё тысячи людей посредством благотворительных фондов, но оставался вопрос справедливости. Баканай подала в суд в 2014-м.

Спустя три долгих года разбирательств выиграла. Штат Нью-Йорк обязался выплатить 22 миллиона долларов компенсации. Это была рекордная сумма выплаты частному лицу. Такое финансовое поступление было очень значимым, ведь после него Магомед смог продолжить лечиться в США, а Баканай сняла с себя круглосуточную ответственность за мужа и получила больше времени на подрастающих дочерей, которым была очень нужна мама – у Маги появились отличные сиделки на дневное время.

Всё это дало свои плоды. Мага начал постепенное возвращение к прошлой жизни. Он уже немного говорит, правда пока его речь понимает только супруга, сам пьёт и есть, и даже тренируется на пневмогруше.

Его помнят

Спортсмены, получившие травму и завершившие карьеру, часто быстро выпадают из новостных лент и воспоминаний болельщиков и партнёров, но Абдулсаламова помнят. И не просто помнят, а часто навещают или пишут в сети. Среди его гостей были замечены Андрей Рябинский, Александр Поветкин, Сергей Ковалёв, Хабиб нурмагомедов и многие другие.

Прошлым летом, например, Забит Магомедшарипов поделился вот такой милой фотографией.