Ушел из жизни Владимир Ильич Гендлин
Вообще, еще вчера не планировал писать некролог, но сутки размышлений и переживаний подтолкнули к этому.
Когда это было? Наверное, в 1998 году , когда сошлись Владимир Кличко и Рэй Мерсер. В тот момент, в силу возраста и часового пояса мне не доводилось сидеть до поздна в ожидании мегафайтов. В нашем часовом поясе боксерские события всегда откладывались на полночь воскресенья. Но вот наступило лето, на первом канале активно крутят рекламу предстоящего боя, и мы, с троюродным братом, гостившим у меня, залипли в ожидании боксерского события. В тот момент, среди детей нашего возраста сильно был популярен рестлинг на НТВ и СТС. И мы с братом наивно полагали увидеть такую же феерию жестокости на ринге.
Я отчаянно болел за черненького, потому что он был ниже и моложе. В отличии от комментатора, которого я почти не слышал. Не могу сказать, что мне понравилось то боксерское событие, но интерес к спорту проснулся. Спустя год, я каким-то образом уже был подкован в матчасти, и знал кто такой Виталий Кличко и даже кто такой Леннокс Льюис. Наверное, это было самое громкое боксерское событие моего детства. Мы с дядей Игорем отбросили все планы, узнав, что бой покажут в обед. И вот в этот момент я полюбил бокс. Потом было много боксерских ночей у телевизора с минимально выкрученным звуком и яркостью, и каждый раз, как ритуал к событию звучало приветствие Владимира Ильича Гендлина.
Думаю, о творческом пути и биографии мастера уже немало написано. Вклад его в популяризацию бокса в СНГ-пространстве трудно переоценить. И сегодня, для многих поклонников бокса, мнение Гендлина имеет непрекосновенный авторитет. Другим, уже выросшим и сформировавшимся, не всегда близка оценка событий или бойца из уст мэтра. Нередко он бывал предвзят в отношении своих симпатичных ему боксеров. Рой Джонс, Оскар Де Ла Хойа, братья Кличко, Костя Цзю - самые яркие примеры. Были и обратные случаи, как Уорд или Мейуэзер. В современное телевидение Владимир Ильич не вписывался. Формат трансляций по западному образцу не допускает подобной манеры освещения, но его авторитет настолько был велик, что на самые громкие события последних лет студийные воротилы по-прежнему приглашали его.
Нейтральный голос, спокойные интонации, флегматичная подача, долгие и тактичные паузы - все это про него. Он заявлял, что не должен мешать зрителю смотреть, и он никогда не мешал. С появлением интернета и доступу к боксерским вечерам с англоязычным сопровождением, я поначалу удивлялся, как много шума идет с колонок. Со временем я перестал слышать комментаторов, наслаждаясь самим боем. И после новости о кончине Гендлина, я осознал, кем был он для меня - Учителем. Он научил меня смотреть бокс. Вот так - один на один, в тихой интимной обстановке, с экраном. Вглядываясь в каждый аспект боя, не отвлекаясь на посторонние шумы. И видится мне, что таких наблюдателей за боксом в СНГ наберется большое число. С особым уровнем культуры отношения к спорту и ко всем его проявлениям. И это то что он оставил после себя для нас - "эстетов" от мира бокса.