«Родители не вечны, каждый из нас должен перестать ныть». Рассказ парня с ДЦП, который пошел в джиу-джитсу из-за видеокассеты UFC
Очень сильная история.
От редакции: привет, вы в новом блоге Трибуны LifeStyle, он посвящен бразильскому джиу-джитсу и смешанным единоборствам. Подписывайтесь!
Как часто мы, попадая в беду, виним судьбу и окружающих? Задаемся вопросом: «За что мне это?». Опускаем руки при малейшей неудаче? Но эта история Улана Бердибаева – парня с ДЦП – про то, как не надо сдаваться.
Бердибаев был изгоем, но в школе даже ходил на драки класс на класс
Улан родился в 1986 году в Бишкеке (Киргизия), а при рождении ему поставили диагноз детский церебральный паралич. Родители – Тилек Абдрашитович и Венера Калыбековна – сделали все, чтобы к пяти годам сын начал ходить. Мама по полгода лежала с ним в больницах и реабилитационных центрах, где парень проходил все виды лечения – от физиотерапии до иглоукалывания.
«Мое детство проходило очень весело. 90-е, спальный район на окраине Бишкека – не лучшее место для ребенка с ДЦП. Я был изгоем, постоянно подвергающимся дискриминации и издевательствам со стороны сверстников. Я никогда не подавал вида и не отступал. Даже в юном возрасте понимал, как тяжело приходится моим родителям, и не мог позволить жаловаться или просить у них помощи. Просто выходил на улицу, говоря про себя: «Вам меня не сломать», – вспоминает детство Улан.
Издевательства прекратились лишь с момента прихода Улана в школу. Родители смогли устроить его в обычное учебное заведение, куда детям с таким диагнозом было не попасть.
«В школе у меня все было хорошо. Появились друзья, я стал своим среди пацанов. Помню после школы пошли за водоканал драться класс на класс. Просто так. Кто-то увидел нас и пожаловался директору школы, который в свою очередь вызвал участкового. Менты на нас, мы в рассыпную. Мы с приятелем прыгнули в камыши и затаились. Маскировка уровень «Рэмбо» спасла нас от преследователей”, – рассказывает Улан.
Отец отдал в вольную борьбу, а потом Улан влюбился в джиу-джитсу
В школе Улан начал заниматься спортом. Как и большинство мальчишек 90-х он засматривался фильмами с Брюсом Ли и Жан-Клодом Ван Дамом. Это привело его на секцию тхэкводно в школьный спортзал. Спустя две недели отец пришел посмотреть на тренировку и решил отдать Улана в другой спорт. Так он попал в секцию вольной борьбы к тренеру Владимиру Ивановичу Соколову. Парня не хотели брать, но отец настоял.
«Скажу честно – было страшно. Как сейчас помню, отец сказал: «Вперед», я зашел на ковер и стал в строй. С этого момента я влюбился в борьбу», – вспоминал Улан.
Улан тренировался усердно, но из-за ДЦП не хватало координации. В секции его сначала не приняли – ребята банально не хотели стоять с Уланом в паре. Но вскоре он стал своим и занимался борьбой до 10 класса. Она положительно сказалась не только на его здоровье, но и придала уверенности в себе. После этого он еще какое-то время занимался дзюдо, а дальше – джиу-джитсу.
До определенного момента о бразильском джиу-джитсу мало что было известно. Популярность боевое искусство обрело после первых турниров UFC, а яркие победы Ройса Грейси нашли отклик в сердцах многих любителей единоборств, Улан – в их числе.
«Помню, как друг раздобыл видеокассету с записью первых турниров UFC, и мы большой компанией собрались ее смотреть, ведь видеомагнитофоны были не у всех. Меня повергло в шок, как худощавый Ройс Грейси заставил сдаться от треугольника огромного Дена Северна. Я был очарован стилем Ройса. Мы с пацанами пробовали самостоятельно что-то отрабатывать, но тщетно. Так появилась мечта – заниматься джиу-джитсу, и я стал терпеливо ждать появления секции в нашем городе», – рассказывает Улан.
Ждать пришлось долго. Первая академия бразильского джиу-джитсу открылась в Бишкеке сравнительно недавно – 7 лет назад. Это была Kyrgyzstan Top Team братьев Муртазалиевых. Узнав об этом, Улан на следующий день пришел в зал, где и тренируется до сих пор. Для него важно, что бразильское джиу-джитсу – спорт для всех, независимо от возраста, пола, физической формы и здоровья. Улану, уже имевшему за плечами базу вольной борьбы и дзюдо, было сравнительно просто зарекомендовать себя в новом коллективе. Положительно сказались тренировки и на его здоровье – бразильское джиу-джитсу заменило парню физиотерапию.
«Конечно, некоторые техники бразильского джиу-джитсу даются мне с трудом, вы понимаете почему. Но это скорее новый вызов для меня, а не проблема. Никто никогда не поддается мне в зале, как и я не уступаю никому. Все делаю наравне. Как и все могу зарубиться. Единственное правило – не жестить с новичками и помогать им советом. Я получаю удовольствие от осознания того, что мой опыт полезен для человека», – сказал Улан.
На вопрос, что мотивирует на ежедневные занятия спортом, Улан отвечает просто: «Моя семья. Мама, отдавшая все ради меня, и отец, который смотрит на меня с небес. Я не могу их подвести».
Улан получил высшее образование, окончив экономфак Кыргызского Национального университета. Он открыл свой бизнес по продаже спортивной экипировки и также работает общественным помощником спикера парламента Республики Киргизия, бронзового призера Чемпионата мира по грэпплингу Дастана Джумабекова. Их связывает не только работа – еще они вместе тренируются.
«Моя цель – научить людей с ограниченными возможностями верить в себя. Наши родители не вечны, и каждый из нас должен перестать ныть и жалеть себя. В наших силах изменить свою жизнь. Своим примером я хочу показать не только людям с особенностями развития, но и здоровым парням и девчонкам, как важно ценить свою жизнь, уважать других людей и ежедневно изменять мир к лучшему”, – говорит Бердибаев.
Фото: instagram:@ulik_bjj
Спасибо за материал!
Улан красавец.
К нам на бжж тож парни с дцп ходили, но не задерживались. В любом случае такие попытки с подобной болезнью вызывают только уважение.