8 мин.

КОМФОРТ ПО-АМЕРИКАНСКИ. НОЧНАЯ СМЕНА У БОЙЦОВ?

12 июля на острове Яс в Абу-Даби состоится первый из четырёх турниров UFC под вывеской «Fight Island». Боссы промоушена уверяют нас в том, что это будет событие грандиозного масштаба. Впрочем, картинка на данный момент действительно впечатляет. Тренировочный октагон на берегу океана, солнце, пальмы, большое количество именитых бойцов и всё это на закрытой территории площадью в одиннадцать квадратных километров.

Однако, есть в грядущем празднике единоборств один смущающий момент. И это вовсе не отсутствие зрителей на трибунах, к которому мы уже, к сожалению, привыкли. Речь идёт о времени проведения турниров.

Несмотря на то, что они состоятся в ОАЭ, ранние прелимы на UFC 251 стартуют в два часа ночи. Основной кард начнётся в шесть утра по Абу-Даби. Таким образом, промоушен даёт открыто понять —  трансляции рассчитаны в первую очередь на североамериканский рынок, а акклиматизация бойцов к новым условиям никого особо не волнует. Думал ли, когда-нибудь Пётр Ян, что будет драться за чемпионский пояс в семь утра? Маловероятно.

Немного удивляет, как на фоне эйфории от приближающегося события, никто затронул эту тему. Ни журналисты, ни тренеры, ни бойцы. А если и сделали, то вскользь.

В четырёх предстоящих ивентах будут принимать участие спортсмены из многих стран, а более половины ростера представляют не США. У каждого из них организм работает в своём биологическом ритме. Например, Алекс Густаффсон, которому 26 июля предстоит драться с Фабрисио Вердумом, прилетит в Абу-Даби из Швеции. Их бой с бразильцем запланирован на шесть утра по местному времени. Что нужно делать со своим организмом, чтобы в подобных условиях чувствовать бодрость духа и демонстрировать лучшие навыки? В таких реалиях гораздо тяжелее удерживать психологический фон на должном уровне, да ещё при наличии весосгонки, требующей безумной стрессоустойчивости.

Безусловно, есть спортсмены, которые из-за волнения могут не спать всю ночь перед важным событием. Однако, это дело сугубо индивидуальное. Кто-то напротив предпочитает спокойствие, здоровый сон и свежесть на утро.

Что же делать таким бойцам? Можно прилететь в Абу-Даби за две недели и перейти на другой график днём отдыхать, а ночью тренироваться. Однако, научно доказано, что такие эксперименты не идут на пользу организму. Особенно, когда речь идёт о физических нагрузках. Даже в краткосрочной перспективе может пострадать метаболизм, который отразится на весе спортсмена. Не стоит лишний раз напоминать, насколько этот аспект важен в единоборствах.

Очевидно, что в данном случае спортивные принципы страдают из-за коммерческого давления. Любому бойцу важна полная адаптация к месту проведения турнира, а его работа не должна выходить за привычные рамки. Разве можно представить себе хоккейный матч профессиональной лиги, в котором игроки выходят на лёд в шесть утра? Ответ очевиден. Надеюсь, таким и останется. 

Некоторые болельщики считают, что турниры нельзя провести в привычное для бойцов время из-за жары. В июле средняя температура на острове составляет 42 градуса. Однако, причина совершенно не в этом. UFC уже проводили мероприятия в ОАЭ. Первый опыт состоялся в 2010 году на UFC 112. Тогда к ивенту была построена открытая арена, которую после разобрали. Через четыре года промоушен вновь вернулся на остров Яс, но уже с вывеской Fight Night 39.

В 2019 в Абу-Даби прошло самое крупное мероприятие — UFC 242. В главном бою вечера Хабиб Нурмагомедов защитил чемпионский пояс, победив Дастина Порье. Россиянин тогда отметил важность полной адаптации: «На  акклиматизацию уходит около недели. Играет роль не только разница во времени, но и климат страны, где проходит бой. В Абу-Даби температура днём больше 40 градусов. При этом на новой арене были проблемы с кислородом, особенно при полностью заполненных трибунах».

Стоит отметить, что все турниры в ОАЭ прошли в вечернее время. Американской аудитории пришлось наслаждаться боями в первой половине дня. В России поединок Хабиба посмотрели 26 миллионов человек, что составило 24 процента от взрослого населения всей страны.

Сейчас все четыре ивента состоятся в новом крытом комплексе, построенном в короткие сроки. За вентиляцию внутри переживать не придётся. К ней подошли очень ответственно. Да и без заполненных трибун дышать всем будет гораздо легче.

По началу некоторых смутил октагон, расположенный на берегу под открытым небом. Многие до последнего думали, что бои пройдут именно в нём. Смотрелось бы это очень эффектно, но с учётом погодных условий и жёсткого санитарного регламента, реализовать данную идею невозможно.

Если посмотреть на важность финансовой стороны, то деньги в спорте сейчас имеют первостепенное значение. Но, несмотря на топовый имидж, в UFC на данный момент много недовольных спортсменов. Главная проблема — гонорары. Если топовые бойцы зарабатывают солидные суммы, то середнякам порой их едва хватает на то, чтобы компенсировать затраты на тренировочный лагерь.

Тем не менее, позиция боссов в этом вопросе простая — любому несогласному найдётся замена. Такая же ситуация и с бойцовским островом. Не хочешь драться в пять утра — это сделает другой боец.   

К тому же, не будем забывать, что в 2019 году UFC заключили пятилетний контракт с ESPN. Сумма соглашения составила полтора миллиарда долларов! Ежегодно десять турниров UFC Fight Night транслируют на одном из телеканалов холдинга ESPN, ещё 20 — на стриминг-сервисе ESPN+. При этом больше половины медиадохода UFC приносит система PPV. Такой формат работает в США, Австралии и Великобритании, но 85 процентов выручки по этой статье промоушен собирает в Америке. UFC отдал ESPN+ эксклюзивные права на показ в США всех PPV-турниров. Цена просмотра одного события для зрителя — от 64 долларов. 

 Рекордным по количеству продаж PPV стал UFC 229, где Хабиб Нурмагомедов победил Конора Макгрегора. Турнир состоялся в Лас-Вегасе. Тогда было продано почти два с половиной миллиона подписок на сумму 144 миллиона долларов.

К слову, промоушен планирует побить этот результат ивентами на бойцовском острове. Вот и вся математика.

Как же остальные? Международные права обеспечивают UFC около двадцати процентов медиадохода. В России дистрибуцией занимается компания «Медиа-телеком».

Что касается ОАЭ, то в 2019 одна из самых быстрорастущих медиакомпаний на Ближнем Востоке «Abu Dhabi Media» объявила о многолетнем партнёрстве по показу прямых трансляций всех событий UFC. «Этот регион чрезвычайно важен для нас, и мы рады начать сотрудничество с «Abu Dhabi Media». Наша организация рассчитывает на тесные отношения в локализации контента для региона», — заявил старший вице-президент UFC Дэвид Шоу.

Так же в 2019 году промоушен и Управление по туризму и культуре Абу-Даби заключили пятилетний контракт. По его условиям UFC обязаны проводить номерной турнир в городе хотя бы раз в год, и на нём должен быть титульный поединок.

Интересно, что в 2010 компания «Flash Entertainment», которая принадлежит правительству Абу-Даби, купила десять процентов акций UFC за 200 миллионов долларов. Однако, в 2018 президент Джон Ликриш заявил о продаже акций и выходе из инвестиций в промоушен.

Не сложно догадаться, что отношения между ОАЭ и UFC всегда были тёплыми. Однако, «бойцовский остров» — проект организованный исключительно по инициативе американской стороны и для внутреннего рынка.

 С точки зрения ведения бизнеса к UFC нет никаких вопросов. Эта компания прогрессирует с каждым днём и за несколько последних лет превратилась в настоящего «монстра» спортивной индустрии.

Но нельзя размышлять исключительно с позиции бизнесмена. В этой сфере есть ещё как минимум стороны спортсмена и зрителя. Найти компромисс со всеми — это и есть высший пилотаж. Далеко не всегда UFC справляются с этой задачей. Некоторые бойцы годами не могут получить заслуженный титульный бой, гонорары отдельных ребят несправедливо занижены на фоне коллег, а замена бойца за несколько дней до начала турнира — сущий пустяк для организаторов. Даже идея проводить турниры ранним утром кажется боссам вполне обычной практикой.

Разумеется, пандемия нанесла серьёзный удар по миру спорта. Но сейчас руководители многих организаций попросту забыли о спортивной составляющей и в чём её главная цель. На первом плане лишь финансы, которые нужно спасти любыми методами. Даже самыми неоднозначными.

Дэйна Вайт всегда был королём интриги и обещаний. Человек, который до последнего уверял всех, что бой между Хабибом и Фергюссоном состоится в апреле этого года. «Я знаю место, где пройдёт поединок, но пока не готов сказать вам об этом. Я знаю много вещей. Там не будет фанатов. Это будет закрытое мероприятие», – сказал президент UFC.        

Однако, после официального снятия Нармугамедова с турнира, Дэйна заявил следующее: «Все и так знали, что Хабиб не будет драться». Именно после этого инцидента репутация Уайта пошатнулась.

Над ним начали насмехаться и коллеги. Глава промоутерской компании «Top Rank» Боб Арум считал, что президент UFC ведёт себя как дурак: «Я не знаю, что он делает! Я не знаю, почему, несмотря на всё происходящее и гибель людей, у него есть навязчивая идея, что этот турнир всё-таки  должен состояться. Какие мотивы он преследует?».

Есть определённые вопросы и по бойцовскому острову, которого мы ждали два месяца. В апреле Дэйна заявлял о том, что место выбирается максимально экзотичное, а локация будет засекречена даже для бойцов. Многие болельщики уже успели себе нафантазировать турниры с атмосферой «MortalKombat», но на деле оказалось всё гораздо проще. Зачем изобретать велосипед, если можно организовать мероприятие в уже хорошо знакомом Абу-Даби? Как говорил Андрей Аршавин: «Ваши ожидания — ваши проблемы».

Забавно, что поначалу Дэйна Уайт аккуратно затрагивал тему октагона на песке, не углубляясь в детали. Именно поэтому многие подумали, что турниры пройдут на открытом воздухе.

Тем не менее, всё это нисколько не умаляет организаторских способностей промоушена. Работа была проделана действительно колоссальная.

В UFC часто говорят о желании постоянно эволюционировать. Если речь о доходах и имидже, то направление верное.  Однако, финансовые и спортивные мотивы должны дополнять друг друга. Но никак не существовать по отдельности. Не хотелось бы видеть, как маниакальное желание UFC быть впереди планеты всей, идёт вразрез со здравым смыслом.

Фото: UFC Twitter, .