Валерий Попенченко – «Мистер Нокаут», снова взявший Берлин
Про самый невероятный финал за всю историю любительского бокса на фоне жизни семьи автора и самого нокаутёра Валерия Попенченко
ПРОЛОГ
За свои шесть лет жизни я своего батю таким расстроенным еще не видел. Отец в толпе окружающих его людей, которые, как и он, пришли забирать своих чад из детского сада, стоял, как вкопанный, и скупая мужская слеза выступила на щеке. Только что один из знакомых сообщил отцу убийственную новость – погиб Попенченко. И я, наблюдая за такой реакцией своего родителя, подумал: «Наверное, очень хороший человек, раз батя по нему так убивается».
Всю дорогу домой, рыпя валенками по белому снегу, до меня доносилась информация, каким классным был боксером Попенченко, как он вырубал всех своих соперников еще в первом раунде, и непобедимым ушел с большого спорта. Зашли к родственнику, который выписывал «Советский спорт». Батя сначала переспросил, правдиво ли сообщение о смерти своего любимого боксера. А когда получил утвердительный ответ, удостоверился еще и прочитав некролог в газете. После чего еще больше опечалился. Родич, который явно знал про любовь бати к таланту Попенченко, предложил его помянуть. В родную хату мы с батей зашли уже по темноте.
САМЫЙ НЕВЕРОЯТНЫЙ ФИНАЛ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО БОКСА
И дальше по ходу жизни отец часто вспоминал своего любимого спортсмена. Как оказалось, батя видел его бои, когда служил в армии 1963 – 1966, и не только по телевизору в ленинской комнате (место проведения досуга солдатиками, и их пропагандистской накачки замполитами). Это как раз и был период наивысших достижений Валерия Попеченко. Два своих чемпионских титула в Европе (1963, 1965), и олимпийскую «золотую» медаль Токио-1964 советский боксер завоевал именно в этот временной отрезок.
Батя служил в ГДР, а чемпионат Европы-1965 проходил в Берлине. Так вот старший сержант войск связи Костенко, когда узнал, что в составе сборной СССР приезжает Попенченко, начал добиваться у командования своей воинской части, чтобы его во второй половине мая включили в состав командировочных, которые отправлялись в Берлин для сдачи старой аппаратуры и получения новой. Отличнику политической и боевой подготовки не смогли отказать в таком пустяке. Если так хочет – пускай едет. А уже в Берлине получить увольнительные для командировочных не было проблемой. Приехали, быстро сдали «металлолом», и ждите, пока нужный груз тарахтит по железке из Союза, потом еще оформление документов. Вот и гуляли командировочные солдатки по Берлину.
Отец сразу же по приезду добыл через знакомых по «линии связи» билеты на боксерский чемпионат Европы, причем на решающие матчи, и лично наблюдал за невиданным доселе триумфом советского бокса. Шутка ли, наши первенствовали в восьми весовых категориях из десяти! А самым ярким оказался триумф Попенченко во втором среднем весе (до 75 кг). Он до такой степени своими досрочными победами внушил к себе уважение, что его соперник по финалу англичанин Уильям Робинсон, решил не испытывать судьбу, и завалился на ринг без соприкосновения с перчаткой соперника. Валерий Попенченко потом удивлялся, мол, я не почувствовал удара, и когда англичанин упал, был очень удивлен.
Зато старший сержант Костенко вместе с такими же, как он, солдатиками срочной службы, не моги от переполнявших радостных эмоций усидеть на месте. Издали нельзя было увидеть всех подробностей боя. Но то, что британец пошел «мордой вниз» после фирменной отмашки Попенченко – лицезрели все, поэтому и выражали полнейший восторг действиями советского нокаутёра.
Зрители шли именно на шоу, которые устраивал во время чемпионата Европы-1965 на ринге Валерий. Благодаря блестящим победам его уже знали во всем боксерском мире, как «Мистер Нокаут». А все остальные бои являлись как бы прелюдией к основному блюду, которое на протяжении восьми дней подавал Попенченко. К его ногам оппоненты падали, как перезрелые груши. Вот Робинсон и решил, что хватит ему быть боксерской грушей для Валерия. «Серебро» то оно вот, уже в кармане. Тут о своем будущем нужно думать, причем срочно, ведь здоровья человеку не вернет никто! Поэтому и решил таким вот кардинальным образом прекратить свое избиение. Но чтобы все выглядело натурально, типа уступил в борьбе сопернику сильнее.
Пока велся отсчет, ван-ту-фри… Робинсон лежал на ринге, из-под руки поглядывая на судью. Быстрее-быстрее. Аут! Гонг. И тут же англичанин, как ни в чем не бывало, вскочил на ноги, чтобы поприветствовать победителя. Такого, думаю, не было в финалах за всё время проведения боксерских поединков. Чтобы один соперник проигрывал другому специально из-за того, что засс… опасался быть избитым до полусмерти. Не верите? Так проверите! Смотрим видео с 1.42…
На следующий день после триумфа Попенченко газеты стали ехидно советовать всем соперникам Валерия следовать примеру англичанина Робинсона. Мол, все равно проиграете, но с отбитыми мозгами. А так сможете себя уберечь от свинцовых ударов Попенченко - только увидели его руку, летящую на стыковку со своим лицом, тут же валитесь на ринг, и имитируйте нокаут. Не нужно испытывать судьбу! Да что там говорить, если в СССР боксеры специально шли в другие весовые категории, только чтобы не иметь в соперниках Попенченко. Потому что иначе не видели перспектив своего дальнейшего роста.
ПОПЕНЧЕНКО – НАПЕРЕКОР СУДЬБЕ С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ
Легенда мирового профи-бокса Мохаммед Али не скрывал - любительский «Мистер Нокаут» имеет такую же молниеносную реакцию, как у него, и что многое для своих тренировок и манеры ведения боя взял от советского боксера. А когда Али единственный раз прилетел в СССР для показательных боев в 1978 году, первым его вопросом был: «Как поживает Попенченко?». И когда узнал про его трагическую смерть, то очень опечалился. Возможно, как и мой отец. Пишут, что Али очень сильно расстроился, и был потрясен обстоятельствами гибели своего собрата «по оружию».
Кстати, легенда мирового профи-бокса вполне мог встретиться с Попенченко на ринге, когда еще под именем Кассиус Клей поехал за «золотом» на римскую Олимпиаду-1960. Только вот Попенченко туда не пустили, посчитав, что для мировых триумфов его «колотушек» не достаточно. Мол, таким вот образом, выходя на соперника с открытым забралом, можно выиграть один – два боя, и даже чемпионат СССР, но не серьезный официальный турнир на международной арене. А позориться перед всей планетой не хотел никто, тем более, советские начальники, которые держались за свои кресла, как за саму жизнь. «Что за идиотская стойка? Что за корявая техника? - возмущались они, и тут же резюмировали в свое оправдание, - Зачем зарубежных специалистов смешить?». И если бы чемпионат Европы-1963 проходил не в Москве, а за рубежом Союза, то не видать миру такого гения, как Попенченко.
Его тогда не могли не взять в сборную. Как никак – четыре года подряд он не имел себе равных в стране. Советские любители бокса просто бы не поняли, если на домашнем чемпионате Европы обошлись без Попенченко. Вот тогда Валерий и продемонстрировал всему миру свою силу. Его манера боя пугала соперников, и приводила в экстаз зрителей. Боксер шел на «врагов» с «открытым забралом», полуопущенные руки как бы приглашали «мое лицо и тело незащищенные, бейте!». И били. И тут же нарывались на сокрушительный ответ «Мистера Нокаут». Попенченко именно потому и бросил бокс после триумфа на чемпионате Европы в Берлине-1965. Из-за «белых мух» перед глазами. Ведь удары соперников бесследно не проходили.
Вот и оказалось, что нокаут Робинсона стал для Попенченко самым ярким в его карьере (200 побед в 213 боях). После чемпионата Европы 1965 года европейские газеты восторженно писали про советских боксеров: «Они покорили Европу. Снова взяли Берлин». И главным действующим лицом той сборной был именно Попенченко, который вырубал многих соперников уже в первом раунде.
ЭПИЛОГ
Вечером второго дня после Нового 1989 года дембель советской армии войск связи рядовой Костенко постучал в дверь родной хаты. Радости бати не было пределов. Первую неделю он меня таскал с собой везде, куда только мог - по бесчисленным родичам, друзьям, и коллегам по работе - киномеханикам из других сёл. В один из таких «заходов» попали в видео салон в одном из Домов культуры. Пока ожидали прихода батиного друга, который озаботился встретить нас «по-людски», смотрели одну из частей «Рокки». Отец, увидев, как герой Сильвестра Сталлоне прыгает со скакалкой, качает пресс с блином штанги, и бегает, пренебрежительно процедил сквозь зубы: «А тренировочки то америкосы у Попенченко скоммуниздили…».
Именно после этих слов отца я решил разузнать про Попенченко все, что возможно. Просто стало интересно, что же это за супербоксёр такой был?
Я могу долго еще рассказывать про все достоинства и недостатки этого великого советского нокаутёра, интеллектуала, свободно владеющего английским языком. Когда Попенченко на церемонии награждения в Токио-1964, после вручения Кубка Вэла Баркера, как самому техничному боксеру Олимпиады (единственному из СССР), обратился ко всем на английском языке, даже британцы поразились:
- Вы жили у нас в Англии? - решил уточнить президент Международной ассоциации любительского бокса лорд Рассел.
- Я имею диплом военного инженера, пишу диссертацию, без английского я просто не смог бы над ней работать, - ответил Попенченко.
- Я был бы счастлив иметь такого сына…
На следующий день газетчики на весь мир раструбили слова лорда Рассела, произнесенные поражённым до глубины своей британской души начальником любительского бокса в порыве чувств на полном позитиве. Что сделало Попенченко еще более популярным на планете Земля.
Да что там говорить, после общения с Валерием Владимировичем многие выдающиеся люди поражались его интеллектуальным способностям. Например, чемпион мира по шахматам Михаил Таль вызвался вывести бывшего боксера в гроссмейстеры. Но Попенченко, выбрал другую стезю – работу по специальности (докторскую диссертацию писал про людей в закрытых пространствах – космических ракетах, подлодках, бункерах) в секретных советских НИИ, потом заведовал кафедрой физвоспитания в МВТУ имени Баумана. Причина его смерти (упал в пролет с третьего этажа родного университета), до сих пор окутана мраком тайны. Поговаривают, что Попенченко помогли уйти из жизни советские спецлужбы. Но память о себе Валерий Владимирович оставил навсегда именно, как «Мистер Нокаут».
P.S. Информацию для статьи в основном брал из головы, но обновлял путем просмотра документального фильма «Мистер Нокаут. Загадка Валерия Попенченко», который после его выхода на телеэкраны в 2000-х записал на компьютер через ТВ-тюнер, скинул на диск, и в тот же вечер устроил бате киносеанс на DVD-плейере. При просмотре у отца снова выступили слёзы. Он вспоминал свою армейскую молодость, и уже в который раз рассказывал мне, как он попал на бои Попенченко в Берлине, передавая свои эмоции во время них. Пересматривали фильм несколько раз. Теперь уже я вспоминаю те вечера, и батю, еще живого…
Конкурсант Саныч