13 мин.

50-70 года 20 века. Борьба за свободу чернокожих Матер Лютер Кинг, Малькольм Икс, Элайджея Мухаммад и Мохаммед Али

Бокс и расизм.

 

Мохаммед Али однажды сказал: «Бокс — это когда много белых людей смотрят, как двое черных избивают друг друга».

 

В 1908 г. Джек Джонсон стал первым чернокожим чемпионом по боксу в тяжелом весе, его победа вызвала серьезный кризис. 

 

СМИ разжигали страсти вокруг «Великой Белой Надежды», необходимой для восстановления миропорядка. Бывший чемпион Джим Джефрис вернулся в спорт со словами: «Я иду в этот бой с единственной целью – доказать, что белый человек лучше негра». Во время боя, состоявшегося в 1910 г., оркестр играл у ринга «Все черномазые, как я», а промоутеры воодушевляли толпу белых, скандировавшую «Трахни негра». Но Джонсон оказался сильнее Джефриса и отправил его в нокаут.

 

После победы Джонсона по всей стране прокатилась волна расовых волнений, происходивших во многих штатах (Иллинойс, Миссури, Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Колорадо, Техас), а также столице. В большинстве случаев мятеж начинали белые, пытавшиеся устроить самосуд над черными, вынужденными защищать свои жизни.

 

Следующий чернокожий чемпион появился спустя 20 лет им станет Джо Луис. Через много лет Али отдаст дань уважения великому чемпиону и напишет его имя на камне в своём тренировочном лагере.

 

Джо Луис стал символом для малоимущих слоев чернокожего населения, а также способствовал радикализации рабочего движения 30-х годов.

 

Джо Луис проведёт два боя с немецким боксером Максом Шмеллингом 1936 и 1938 гг. 

Шмеллинг широко рекламировался Адольфом Гитлером как образчик «арийского величия».

Первый бой Джо проиграет, но во матче-реванше Луис отправит немецкого боксера в нокаут в первом раунде и заставит Гитлера отключить радио по всей стране.

 

Джо Луис удерживал титул чемпиона в тяжелом весе целых 20 лет – это дольше, чем кто бы то ни было за всю историю бокса. 

 

Он побеждал всех противников, подавляющее большинство которых были белыми, успешно защищая свое первенство рекордные 25 раз. 

 

Как писала о Луисе поэтесса Майя Энджелоу: «Это единственный непобедимый негр, единственный, вставший против белого человека и уложивший его с помощью своих кулаков. Он в каком-то смысле воплотил в себе так много наших надежд, а возможно – и даже наших мечтаний об отмщении».

 

Расизм в середине 20 века.

 

В 1 декабря 1955 году 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс отказалась уступать место белому пассажиру-мужчине в городе Монтгомери. Из-за этого инцидента женщина была арестована и приговорена к штрафу. Женщина стала жертвой Расовой сегрегации в США, ну, чтобы вы понимали это отделение белого населения США от иных этнических групп, главным образом от чернокожих и индейцов.  Это проявлялось через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые сидят впереди) в общественном транспорте и так далее. По законам города Монтгомери в Алабаме чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» — об этом свидетельствовала надпись при входе в общественный транспорт. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места.

 

К концу Второй мировой войны афроамериканцы оставались гражданами второго сорта, ущемлёнными во всех правах — политических, социальных, экономических. Чернокожие люди были заложниками системы.

 

В Монгогерми это случай был далеко не первым, однако, именно после него последовал бойкот автобусных линий. Возглавил бойкот Мартин Лютер Кинг, который на тот момент состоял в комитете афроамериканского сообщества Бирмингема.  

 

Мартин Лютер Кинг описывал проявления сегрегации в общественном транспорте южных штатов так: «Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: «Чёрные коровы», «ниггеры», «чёрные обезьяны». Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как негр подходил к задней двери, увозя его плату за проезд… Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много, им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это было ещё не всё. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению».

 

В ходе бойкота права чернокожих ущемлялись с новой силой: в ход пошла полиция, которая арестовывала чернокожих под надуманными предлогами. 

 

Бойкот продолжался 385 дней и получил название «Ходьба во имя свободы». С 1 декабря 1955 по 20 декабря 1956 года. Верховный суд США все-таки признал расовую сегрегацию в транспорте незаконной. Цена за победы была огромной: в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, автобусы подвергались обстрелам, в кварталах с чернокожими жителями взрывали бомбы, жители подвергались избиениям.

 

Первый шаг сделан: первая крупная победа Мартина Лютера Кинга. 

 

В 1957 году Кинг и сообщники активисты за гражданские права основали Конференцию южного христианского руководства, до конца своих дней он будет ее возглавлять, несмотря на происки ФБР и недоверие президента Кеннеди. 

 

Мартин Лютер Кинг сделает огромный шаг за свободу и за права чернокожих. Он напишет множество книг и станет бороться с сегрегацией в самых разных уголках Америки. В 1963 году он помогает организовать марш на Вашингтон , на котором выступил со своей знаменитой речью «У меня есть мечта». Превосходная речь неумолимого оратора: «Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы равными».

 

Расизм и Мохаммед Али 

 

50-х годах в Луисвилле царила такая же атмосфера расового неравенства. 

Позднее Али вспоминал, что перед тем как заснуть, плакал от того, что не понимал, почему чернокожих в обществе полагают людьми второго сорта. 

 

Мать вспоминала, что однажды в жаркий день они с Кассиусом ждали автобус на остановке и она постучалась в ближайшее кафе, чтобы попросить стакан воды для своего сына, но ей ответили отказом и закрыли перед ней 

 

На мировоззрении маленького Кассиуса отразился и рассказ его отца о чернокожем подростке Эмметте Тилле, который был жестоко убит на почве расовой ненависти, а убийцы мальчика оправданы. Кассиус-старший показал фотографию изуродованного тела Тилла сыновьям, чтобы объяснить им, что такое «белое правосудие».

 

В своих рассуждениях Али не понимал - почему Иисус белый и почему все хорошее белое, а черное плохое? Даже Тарзан - король джунглей в Африке! Он белый! А где же чёрные? Такими вопросами Мохаммед Али задавался все чаще и чаще.

 

В 18 лет Кассиус Клей выиграл Олимпиаду. Мэр города встречал олимпийца и ставил его в пример молодежи. Клей продолжал с гордостью носить свою медаль, но однажды он зашёл в ресторан в Луисвилле — это было заведение, где не обслуживали «цветных». Он попросил меню, но ему отказали и попросили уйти, на что Кассиус показал пальцем на свою медаль и сказал, что он олимпийский чемпион, но его вновь отказались обслужить. 

 

Позже по словам его брата Рахмана, Кассиус был так расстроен, что отправился на мост через реку Огайо и выбросил свою медаль в воду.

 

Годом ранее Кассиус впервые услышал выступление лидера «Нации ислама» Элайджи Мухаммада, а также Малькольма Икса. На одной из своих речей Малкольм сказал: «Вы видели этих негров, верящих в непротивление злу насилием и принимающих нас за таких же, как они, и протягивающих нам свои руки в убеждении, что мы собираемся подставить другую щеку – и в соответствии с этим мы отправляем вас на смерть». 

 

В 1961 году, вскоре после приезда в Майами, Клей встретился с Абдулом Рахаманом — соратником Мухаммада. Вместе они отправились в местную мечеть. 

 

Движение «Нация Ислама» несколько по иному представляло и агитировало Ислам. Многие моменты значительно отличались от тех, которые можно было встретить в Исламе суннитского толкования. Основная цель организации — улучшение духовного, социального и экономического положения афроамериканцев в Соединённых Штатах и всего человечества. Однако, у многих деятельность «Нации Ислама» вызывало множественные сомнения. 

 

Члены организации не раз высказывались о превосходстве чёрной расы над белой и не раз подвергались со стороны американской прессой обвинениями в чёрном расизме.

 

Клей же начал регулярно читать газету «Мухаммад говорит», а также встречаться с членами «Нации ислама» и всё чаще задумываться о своей духовной жизни. В конце 1961 года Рахаман начал работать в команде Клея, а в начале 1962 года Кассиус отправился в Детройт, где встретился с Элайджей Мухаммадом и Малкольмом Икс.

 

Малкольм Икс - одна из самых известных личностей «Нации Ислама» именно благодаря ему у организации увеличивается число участников. Икс распространял точку зрения о превосходстве чёрных, призывал к разделению американцев европейского и африканского происхождения. Позже Икс откажется от своих расистских взглядов, сказав: «Я многое натворил, будучи мусульманином, и теперь я сожалею. Тогда я был зомби… мне указали некоторое направление и приказали маршировать». 

 

Икс - гениальный оратор, который сумел произвести большое впечатление на Фиделя Кастро, впоследствии тот пригласит Икса на Кубу. 

 

С Мартином Лютером Кингом у Иска дела были мягко натянутыми. Икс был критически настроен по отношению к движению за гражданские права чернокожих и называл Кинга болваном, а его сподвижников марионетками. Спустя годы, в 1964 году Икс выражает желание сотрудничать с лидерами движения за гражданские права чернокожих, заявив, что в прошлом от этой инициативы его ограждал Элайджея Мухаммад.

 

Широкая известность к Иксу впервые пришла в 1957 году, когда два офицера нью-йоркской полиции избили члена Нации ислама Джонсона Хинтона. 26 апреля двое полицейских избивали чернокожего человека дубинками, и три проходивших мимо члена организации, среди которых был и Хинтон, решили вмешаться, прокричав: «Вы не в Алабаме и не в Джорджии. Это Нью-Йорк!» В ответ на это один из полицейских повернулся к Хинтону и сильно ударил его несколько раз. В итоге Хинтон получил ушибы мозга и субдуральные кровоизлияния, а все четверо участников инцидента были арестованы.

 

История набрала огромный резонанс, а Икс стал предметом слежки. 

 

В «Нации Ислама» Икс был на пике популярности и имел огромное влияние на чернокожее население, его речи оказывали мощный эффект на аудиторию, ядро которой составляли чёрные жители северных и западных городов США.

 

25 февраля 1964 года Кассиус Клей выигрывает пояс и официально становится членом «Нации Ислама». Теперь у него новое имя Кассиус Икс (члены организации отказывались от своей фамилии, потому что считали, что она досталась им от белых рабовладельцев). На встрече в Чикаго Элайджа Мухаммад, который испытывал противоречивые чувства по поводу связей «Нации ислама» с профессиональными спортсменами, радостно встретил молодого чемпиона. 

 

Через две недели после своего вступления Кассиус Икс получил новое имя, Элайджа Мухаммад удостоил чемпиона полного мусульманского имени, которое было зарезервировано для постоянных членов организации. Мухаммад принял спортсмена, назвав его Мохаммедом Али.

 

Многие отреагировали на эту новость негативно. Большинство темнокожих боксёров также отрицательно отнеслись к решению Али.

 

Все это происходило на фоне освободительного движения чернокожих, охватывавшего всю страну с юга на север. В течение лета 1964 г. было произведено не менее тысячи арестов активистов из числа правозащитников, а Ку-Клукс-Клан и его сторонники взорвали 30 домов 6 церквей. В этом же году произошло первое из восстаний и мятежей в северных гетто. Стал также проясняться и смысл лозунга о передаче власти чернокожим, в чем Мохаммед Али сыграл важную роль. Как рассказывал в своих новостях тележурналист Брайант Гамбел, одной из причин, по которым движение за гражданские права усилилось, стала способность чернокожих преодолеть страх. И я более чем уверен, что для многих черных американцев переломным моментом стало то, что они смотрели на Мохаммеда Али. Он просто не позволял бояться. И вслед за ним мы получили примеры храбрости многих других.

 

В 1965 году перед вторым боем с Листоном нарастает конфликт между двумя главенствующими лицами организации Малькольмом Иксом и Элайджей Мухаммадом. Сообщается, что причиной конфликта стали интимные отношения с Элайджея Мухаммада с молодыми женщинами. Спустя годы Элайджея сам подтвердит это.

 

Мухаммед Али встал перед выбором и выбрает Элайджу Мухаммада, открыто поддержав его после второго боя с Листоном. Разрыв произошёл, когда Али встретился с Малкольмом в аэропорту в Гане. Малкольм поприветствовал, как ему казалось, близкого друга, но Али не подал руки и холодно ответил: «Ты покинул уважаемого Элайджу Мухаммада — это было неправильно». 

 

В феврале 1965 года Икс был убит одним из членов «Нации ислама». После убийства Малкольма Али сказал: «Икс был моим другом… До тех пор, пока он оставался членом «Нации ислама».

 

В 1964 году был вызван на призывной пункт. Со здоровьем у Али проблем не оказалось, однако, тест на уровень умственного развития Али провалил. Коэффициент интеллекта у Али оказался равным 78. 

 

В 1966-м США уже во всю разворачивает полномасштабное военное вмешательство во Вьетнам. В следствие чего коэффициент интеллекта понижается, и таким образом, Али признаётся годным к военной службе. 

 

Однако, Мохаммед отказывается присягнуть. В заявлении он объясняет свой отказ тем, что он является «священником исламской религии».

 

В августе 1966 года «Нацией ислама» был нанят адвокат, который должен был заниматься вопросом освобождения Али от прохождения военной службы. Ситуация была такова, что даже если бы армия признала Мохаммеда негодным участвовать в боевых действиях, его могли использовать по-другому, например, на подсобных работах — Али это было не по душе. 

 

Али затрагивал тему расизма и тут: «Почему они должны заставлять меня надеть форму и отправляться за 10000 миль от дома и бросать бомбы и пули на смуглых людей, в то время как, к так называемому негритянскому населению в Луисвилле относятся, как к собакам?» - возражал Мохаммед.

 

В апреле 1967 года Али официально отказывается от прохождения военной службы. Его лишают боксерской лицензии и чемпионских поясов. 

 

«Я не уклоняюсь от призыва, не сжигаю флаг и не скрываюсь в Канаде. Я остаюсь здесь. Хотите отправить меня в тюрьму? Хорошо. Я в тюрьме уже 400 лет, могу побыть там еще пять годиков. Зато я не поеду за 8 тысяч километров отсюда, чтобы убивать несчастных людей. Если я захочу умереть, то сделаю это здесь, сражаясь с вами. Вы встали на моем пути к свободе, вы препятствуете в моем стремлении быть равным с другими. Вы не уважаете так же мои религиозные права. У меня нет никаких претензий к вьетнамцам: ни один из них никогда не преследовал негров»

 

Наступил 1967 год, и следующий большой шаг в антивоенном движении был сделан, когда против войны выступил Мартин Лютер Кинг. На пресс-конференции, на которой он впервые озвучил эту позицию, он заявил: «Подобно тому, как считает Мохаммед Али, мы все – черные, коричневые и бедные – жертвы той же самой системы угнетения».

 

Между Али и Кингом, к неудовольствию «Нации ислама» возникла тайная дружба, о которой нам известно благодаря людям из ФБР. 

 

В этот момент Али встречается с Мартином Лютером Кингом и проведит с ним тёплую беседу по поводу своего отказа служить. Али присоединился к Кингу в Луисвилле, где велась озлобленная и яростная борьба за улучшение жилищных условий. Али обратился к протестующим со следующими словами:

В вашей борьбе за свободу, справедливость и равенство — я с вами. Я пришел в Луисвилл, поскольку не мог промолчать, когда люди, со многими из которых я вместе вырос, со многими ходил вместе в школу, многие из которых мои кровные родственники – когда этих людей бьют, преследуют и унижают на улицах только за то, что они хотят свободы, справедливости и равенства жилищных условий.

 

Али отзывался противником войны и считал, что главная его война здесь: «Если бы я считал, что война может принести свободу и равенство 22 миллионам человек моего народа, им не нужно было бы призывать меня, и я бы присоединился к ним завтра. Мне нечего терять, отстаивая мои принципы. Конечно, я могу попасть в тюрьму, но что с того? Мы уже находимся в тюрьме 400 лет».

 

Али вернётся на ринг аж в 1970 и проиграет титульный бой Джо Фрейзеру.

 

Спустя 4 года, 28 июня 1971 года Верховный суд США удовлетворит апелляцию Али, единогласно оправдав его и восстановив во всех гражданских правах. В итоговом вердикте было сказано, что, учитывая религиозные убеждения Али, он имел право отказаться исполнять воинскую повинность.

 

Все эти годы Мохаммед Али будет продолжать высказываться о ущемлениях чернокожих и частенько заглядывать на Африканский континент. 

 

В 1974 году он проведёт титульный бой проведёт против Джорджа Формана в Конго и будет очень рад, тому, что стадион будет наполнен тысячами чернокожих людей. 

 

Мохаммед Али станет главным героем для ущемлённого, чернокожего населения и служит настоящим примером того, что все в этой жизни возможно.

 

Вся жизнь - борьба, но борьба за свободу и права - самая тягостная.