Дэйна Уайт – злодей, который перехитрил весь спорт. История успеха UFC
Green Room объясняет, почему промоушен прошел путь от 2 млн долларов до 4 миллиардов.
Слушая Дэйну Уайта в последние две-три недели (а он только и делал, что по-шамански твердил заклинание «18 апреля будет бой – что бы ни случилось, где-нибудь на Земле будет бой»), многие думали, что он совсем сошел с ума. Что там говорили? Да ему наплевать на здоровье людей; да у него ничего не получится, потому что нельзя собирать больше 10 человек в одном месте; да никто ему не даст зал. Но Дэйна Уайт еще раз напомнил: вы совсем не знаете Дэйну Уайта, если думаете, что он остановится просто так.
Это не значит, что он идеал президента или честнейший человек слова – просто у него другое понимание нормы и возможного. Дэйна Уайт – импресарио самого жесткого шапито на планете, которое, если кто забыл, начиналось как бои без правил. Если нельзя занять Мэдисон-сквер-гарден – он полетит в Лас-Вегас. Не примут в эпицентре денежных развлечений Америки – он развернет самолет на Ближний Восток. Закроют границы – снимет частный остров и устроит бой посреди океана.
Даже несколько раз перечитав заявление Уайта об аренде частного острова для проведения боев, я не перестаю думать о сюрреалистичности происходящего. Перед нами какая-то компьютерная игра, а Уайт – это геймер-читер, который одним нажатием на кнопку геймпада меняет переполненный 20-тысячный зал на пустынный пляж с октагоном. Уайт даже в условиях пандемии будет искать последние доступные рейсы и отправлять свое царство в секретные места, чтобы продавать миру не просто удары по лицу и корпусу, а саму идею мужской грубости, бесстрашия и безумия.
И это купят.
Сейчас спорт оказался в уникальных исторических обстоятельствах. Все прежние глобальные кризисы и длительные остановки турниров приходились на эпоху либо любительской, либо полулюбительской организационной системы – где уже есть билетная выручка, но нет медиапродукта, сверхдоходов и сопряженных с ними огромных обязательств перед партнерами. Спорт, осознающий себя бизнес-индустрией, еще никогда не оказывался заморожен – и тем интереснее, как изобретателен и гибок он будет в решении проблем.
Футбол вот изворачивается через переговоры (сократить зарплаты, сыграть без зрителей на 2-3 стадионах или вообще на базах). Велоспорт недавно осчастливил болельщиков виртуальной гонкой: «Тур Фландрии», который проходит на реальных асфальтовых дорогах Бельгии, шагнул в киберпространство – и реальные гонщики, крутившие педали тренажера, соревновались друг с другом на экранах, за этим смотрели более 600 тысяч человек. Но с UFC не сравнится никто.
Уайт объединил серьезный бизнес-подход футбола с виртуальным миром – и перенес бои в локацию, которая выглядит выдуманной. Аренда частного острова на два месяца, бои каждую неделю в условиях такой информационной недостаточности, что Sky Sports покупает права на футбольный чемпионат Беларуси... Представьте, что будет с трансляциями UFC.
Тут важно сразу проговорить: Уайт – не просто безумный промоутер, которому хочется веселья. Он тоже спасает свой бизнес.
Во-первых, UFC почти наполовину (46%) принадлежит двум крупным инвестиционным фондам, еще 50% – в руках глобального агентства Endeavor, которое тоже расширяется на деньги инвесторов. Задача Уайта и его менеджерской команды – развивать UFC так мощно, чтобы через несколько лет промоушен снова можно было выгодно продать (в 2016-м речь шла о 4 миллиардах долларов). Уайт заинтересован в этом и лично: его годовой доход напрямую зависит от прибыли промоушена, 9% уходят в его карман. Один год тотально скомканного расписания ивентов, потеря топовых боев – это не просто недополученные деньги, а эффект домино еще на один-два сезона, как следствие – замедление роста стоимости UFC. У промоушена уже отменились три вечера боев – большего допускать не хотелось. Своим безумием Уайт защищает интересы инвесторов.
Во-вторых, по меркам глобальной спортивной индустрии UFC – крайне яркая, но еще не крайне богатая организация, ее доходы за прошлый год оцениваются в 900+ миллионов долларов. По сравнению с телевизионными контрактами АПЛ, Ла Лиги, Бундеслиги и Серии А (все – более миллиарда за год) это все еще не космос, до таких цифр способна дотянуться даже одна «Барселона». Около 75% доходов UFC в разной форме получает от телевидения (PPV и 150-миллионный контракт с ESPN). Если промоушен не будет поставлять телевизионщикам определенное количество качественных боев, он просто недополучит живые деньги – и это тоже важная причина двигаться.
Есть и еще кое-что, что важно знать о UFC. Мы уже рассказывали, что промоушен тратит на гонорары бойцов не более 20% доходов за год – и это противоречит устоявшимся правилам спортивного рынка, где спортсмены забирают 50-75%. Освобожденные доходы UFC может направить на развитие медиапродукта – и, как показывает анализ отчетности за 2015 год (последние доступные цифры, UFC не делится финансовыми деталями), на продакшн, маркетинг и пиар Уайт тратит даже больше, чем на бойцов (147,3 млн долларов против 113).
Поэтому организация серии боев на частном острове вполне вписывается в модель развития UFC. Просто кризис и тотальная остановка жизни заставили Уайта двигаться быстрее и придумывать больше, чем обычно.
Инвесторы это еще оценят. А НБА и АПЛ, которые тоже хотят вернуться при пустых трибунах и устроить фестивальные недели для развлечения народа, – позавидуют.
Больше об истории успеха UFC – в подкасте Green Room, который Sports.ru делает совместно с МегаФоном.
Слушайте нас на всех платформах:
Таймкоды – что послушать?
01:02 – Новости о спортивном бизнесе в эпоху карантина: телекомпании не хотят платить, игрокам сокращают зарплаты.
08:17 – Пацанская риторика Дэйны Уайта – это и личный образ, и защита бизнеса. UFC должен расти, чтобы владельцы-инвесторы заработали.
11:00 – Старт UFC в 1993: не было правил, а кандидат в президенты США Маккейн даже пытался запретить промоушен и блокировал его трансляции.
15:05 – А вы помните первое большое рекламное появление UFC? Это случилось в сериале «Друзья»!
16:30 – Конкурс: выиграйте пакет МегаФон ТВ «Кино по подписке» на 60 дней, ответив на вопрос про историю октагона!
17:35 – Главное отличие UFC от всех спортивных состязаний – главенство контента. Даже на первый вечер боев в истории промоушена трансляции продавались по модели PPV. Сейчас ТВ приносит UFC почти три четверти дохода.
21:29 – UFC воспринимает широкодоступное телевидение только как дополнение к продвижению. Самые денежные бои реализуют только по PPV. Обычно – наоборот.
24:21 – Россия не входит в список приоритетных рынков UFC. Но Хабиб и дагестанские бойцы могут помочь промоушену покорить Ближний Восток. Международная стратегия UFC предполагает покорение рынков через личные бренды бойцов. В этом помогает еще и владелец главного пакета акций – Endeavor.
28:07 – UFC полностью контролирует тональность трэштока и пацанкости – причем это активно смотрят женщины.
32:07 – Рубрика «Самый быстрый» от МегаФона: рассказ о бое, который, как считает Дэйна Уайт, спас UFC от краха.
33:34 – Как так получилось, что в 2001-м UFC купили за 2 миллиона долларов, а в 2016-м – за 4 миллиарда? В том числе потому, что UFC не отдает спортсменам все деньги, а очень активно вкладывается в развитие (продакшн и маркетинг).
43:06 – Дэйна Уайт – уникальный президент, других таких в спорте нет (он сам по себе бренд). А откуда он вообще взялся? Был менеджером боксеров, организовывал подпольные бои, потом рассказал про UFC старым школьным приятелям, которым принадлежит казино, а они вложили 2 миллиона долларов. Вот такая красивая история успеха!
UFC анонсировал турниры на частном острове (2 месяца подряд). Бойцы не будут знать, куда летят!
Дэйна Уайт до UFC: организовывал подпольные бои, а бандиты отжимали его спортивные залы
Фото: Gettyimages.ru/Michael Ciaglo, Steven Ryan; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com
человек разбивающий стены.