Вещи в рестлинге, в которых глубоко заблуждаются фанаты ММА
От редакции: автор блога «Рестлинг Поле» Максим Матюшевский решил раз и навсегда разрушить стереотипы фанатов ММА о профессиональном рестлинге. В этом тексте вы узнаете, почему это на самом деле сложное и опасное занятие, почему у него столько фанатов и почему людям нравится смотреть рестлинг.
«Это легко, чего там сложного?! Я тоже могу!»
На самом деле, ничего подобного.
Даже бойцам единоборств и боксерам тяжело адаптироваться в профессиональном рестлинге. Абсолютно не все бойцы удачно пробовали себя в этом деле. Например, в прошлогоднем матче в Саудовской Аравии Тайсон Фьюри выглядел в рестлинг-ринге так же нелепо, как и СиЭм Панк в октагоне в свое время. Кому-то это дано от природы, как Ронде Раузи или Броку Леснару, кто-то попросту профессионально подходит к этому делу, как Джош Барнетт, а у кого-то это может не получиться по целому ряду причин.
Одна из главных проблем поклонников единоборств в том, что они почему-то живут тем мифом, что их звезды ММА уходят в профессиональный рестлинг, потому что там их никто не покалечит, у них не будет разукрашенных лиц, да и вообще для них это легкие деньги. Стоишь, в воздух машешь как клоун, а тебе миллионы сыпятся с неба.
Нет, друзья. Реальность совершенно другая.
В рестлинге тебя могут ударить в лицо со всей ивановской, да и стулом бабахнуть по башке с такой силой, что ты потом будешь мучаться от сотрясения и проклинать себя за то, что решил стать рестлером. Очень многие рестлеры любят работать в жестком стиле и бить друг друга как можно сильнее. Этот стиль пришел из Японии от Антонио Иноки, в США он встречается редко, но он там также есть.
Да, в рестлинге вы реже увидите фингалы под глазами, но не нужно забывать о том, что прямые удары и панчи кулаком в лицо в том же WWE запрещены их официальными правилами, пусть это и скрипт. Если в клетке ММА тебе могут размазать лицо, то в рестлинге у тебя есть огромные шансы очень часто получать сотрясения после неудачных бампов (падений на ринг), рвать связки, ломать себе все конечности, а также шею, из-за чего зачастую рестлеры заканчивают карьеру, а некоторые оказываются в инвалидном кресле. Брок Леснар в свой первый заезд в WWE в начале 2000-х то и делал, что выпивал водку целыми литрами после выступлений, чтобы хоть как-то заглушить боль.
Люди, у которых есть бэкграунд в ММА, переходя в рестлинг подвергают себя не меньшему риску для здоровья. Чтобы не ломать себя и друг друга, рестлеры тренируются не один год. И это ни разу не легко, учитывая, что большинство суперзвезд WWE проводят по 150-200 матчей в году. А если вы хотите это оспорить, вы всегда можете записаться в школу рестлинга в Москве или Санкт-Петербурге и попробовать попадать шеей в ринг или же попринимать удары стулом по голове. Если верить словам наших местных тренеров, очень многие, кто думали, что будет легко и просто потому, что это «фейк», банально уходили спустя несколько тренировок, не отвечая на звонки.
Так что рестлеры и переломы получают, и сотрясения, и фингалы под глазами. Не нужно думать, что это какой-то бесконтактный театральный балет. Это настоящий экстрим. Один неправильно принятый бамп в ринг – и ты инвалид. Риск угробить себя в профессиональном рестлинге ни капли не уступает смешанным единоборствам и даже превосходит, учитывая количество выступлений. В конечном итоге получается, что рестлинг это ни разу не легко. Это миф.
«Да это смотрят одни школьники...»
Это совершенно не так. Да, прямо сейчас тот же WWE является семейным продуктом, пытаясь охватывать максимальную аудиторию. Но это абсолютно не значит, что рестлинг для детей и его смотрят только школьники. Главным контингентом зрителей, которые постоянно приносят рестлингу прибыль, остаются взрослые мужчины в возрасте 18-41, которые не только скупают мерч в официальном магазине, но и постоянно ездят на шоу. Некоторые фанаты и вовсе путешествуют вместе с тем же WWE по всем штатам.
Если взглянуть на нынешний продукт того же промоушена AEW, который закрепился как чистый второй номер на рынке США, то там и вовсе тяжело встретить детей на арене во время шоу. Это факт. В отличие от того же WWE, среди аудитории AEW сейчас много подростков и молодежи, которой как раз приелся мультяшный и плюшевый продукт WWE.
Весь рестлинг в целом привлекает собой в основном именно взрослую аудиторию, поскольку он состоит из целого множества элементов, включая драму, которую ребенок попросту не выкупит. Многие люди хотят видеть немного больше жестокости, немного больше крови, но такое WWE могут показывать прямо сейчас очень редко. У них даже имеется телевизионный рейтинг PG, означающий, что ребенок должен смотреть шоу вместе с родителем, именно родитель контролирует просмотр в данном случае. По этой же причине мы стали наблюдать меньше крови: она не запрещена, но нежелательна в большом количестве. И если ее бывает слишком много за одно шоу, WWE постоянно выслушивают претензии от спонсоров.
Важно понимать, что прямо сейчас рестлинг не останавливается на одном WWE и существует целая масса альтернатив, включая новый проект под названием AEW, который называет себя преемником WCW и который дает зрителю продукт для подростков, где больше вещей и элементов, от которых далек ребенок. WWE в наши дни остается семейным продуктом, но это не мешает им продолжать зарабатывать большие деньги и оставаться номером один на рынке в Штатах.
Безусловно, индустрия и WWE очень изменились за последние два десятка лет. Если раньше лицом WWE был Стив Остин, лысый матершинник, который пил пиво, показывал средний палец и любил избивать своего босса, то в последнее десятилетие лицом компании был Джон Сина, персонаж, который был направлен на детскую аудиторию. И в том, и в другом случае WWE и Винсу МакМэну удалось заработать целое состояние.
К слову, ваш автор за все время посещения шоу от московского НФР видел среди фанатов детей и школьников считанное количество раз, их там действительно единицы. Даже у нас в стране рестлинг в основном смотрит именно молодежь, а на шоу приезжают миллениалы, чтобы расслабиться, выпить немного пива и посмотреть на любимое увлечение вживую.
Вывод здесь очень прост: рестлинг, в отличие от ММА, настолько разносторонний продукт с множеством элементов, что его могут смотреть как взрослые, так и дети – по этой причине те же WWE и стараются делать максимальный охват аудитории, показывая семейный продукт, чего не могут позволить себе UFC, Bellator и другие организации в ММА. Да, далеко не факт, что во многих домах WWE будут смотреть всей семьей, но папа с мамой могут купить своему ребенку немного мерча любимого рестлера. Простой и понятный бизнес.
«Между ММА и рестлингом нет никакой связи!»
Это явно не так, как бы вы ни устраивали различного рода дискуссии, пытаясь с пеной у рта доказать фанатам рестлинга обратное. Тем более, учитывая то, что вся индустрия спорта и спортивных развлечений продолжает двигаться вперед. За последние два десятка лет границы между индустриями давно стерлись.
Важно понимать, что у профессионального рестлинга и смешанных единоборств действительно очень много общего. Не нужно забывать о том, что в период своей эволюции современные ММА очень много переняли от рестлинга. Да и вообще существует мнение, что смешанные единоборства, как явление и индустрия – современное воплощение профессионального рестлинга. Сейчас такое мнение очень популярно, ведь Конором Макгрегором еще тридцать лет назад для зрителя США был Родди Пайпер.
Родди Пайпер
ММА взяли от рестлинга много элементов и различных фишек. Но самое главное, что сделали в индустрии смешанных единоборств за последние несколько десятков лет – скопировали бизнес-модель у рестлинга, в частности у WWE.
Хардкорные поклонники UFC, наверное, помнят, как в свое время СМИ пытались убить их продукт в самом зародыше, называя это не спортом, а странным мордобоем в клетке. После того, как организацию выкупили братья Фертитта, UFC, со слов самого же Лоренцо, начал копировать бизнес-модель у WWE, чтобы изменить это. Суть бизнес-модели WWE и рестлинга в целом заключалась в том, что к главным поединкам при помощи бесплатного показа по телевидению подводились истории, и подобным промоутированием зрителя буквально склоняли к покупке шоу в формате pay-per-view для того, чтобы увидеть развязку.
Поэтому UFC в свое время пошел на то, чтобы добиться слота на телевидении, выйти в формат free-to-air, показать там историю между бойцами, а также рассказать людям о том, кто они. Подобным образом они дразнили свою аудиторию и склоняли их к покупке своего pay-per-view, ровным счетом как и WWE.
Более того можно справедливо говорить о том, что UFC до сих пор перенимает опыт рестлинга и WWE, копируя у промоушена методы выбора звезд в качестве своих «золотых мальчиков», которые будут приносить доход. И те поклонники единоборств, которые действительно углублены в тему бизнеса ММА, прекрасно об этом понимают. В современном мире смешанных единоборств сейчас часто практикуется модель, при которой тот же UFC старается наблюдать за тем, каких чемпионов хочет видеть публика, изучая упоминания в соцсетях и просмотры и подводя тех самых «золотых мальчиков» и девочек к чемпионским поединкам через не самых сложных соперников, и это к ним пришло как раз от рестлинга.
Яркий тому пример культ Конора Макгрегора, которого тяжело назвать лучшим бойцом в истории, но он стал тем человеком, которого публика хочет видеть, он способен продавать большие вывески и забивать арены людьми. Макгрегор впитал в себя все наилучшие качества хорошего профессионального рестлера. Разумеется, Конор не был бы Конором, если бы не Дэйна Уайт. А вот тот же Хабиб совершенно не подходит под современный бизнес ММА: поединки в его исполнении скучны для обширной аудитории. Дагестанец совершенно нехаризматичный, у него не подвешен язык, большой интерес к себе он вызвал лишь после того, как победил Конора – до этого его выступления ценили лишь истинные поклонники спорта, теперь же, лишь после одной громкой победы, за него встал весь мусульманский мир. И если бы это было именно профессиональным рестлингом, Хабибу было бы очень тяжело стать звездой, он слишком настоящий для этого, а вот Конор вписался сюда идеально.
Вся суть упирается в то, что в нынешних ММА, как и в рестлинге, тебе нужно уметь немного больше, чем просто выходить и драться. У тебя должна быть харизма и свой Х-фактор, ты должен уметь прорабатывать свой образ, уметь работать на микрофоне и иметь навыки взаимодействия с публикой. В конечном итоге как и в рестлинге, так и в ММА, мы наблюдаем картину, при которой к вершине зачастую подбираются лишь те, кто сможет сделать шоу и продать арену.
В очередной раз говорить о том, сколько переходов было из одной индустрии в другую, уже не стоит, эта тема пережевывалась не один раз. В последние годы этих самых переходов становилось все больше и больше. В Японии и вовсе многие бойцы в середине 2000-х совмещали выступления в Pride с работой в New Japan Pro-Wrestling, в промоушене, который в свое время открыл Антонио Иноки, создатель современных ММА.
Антонио Иноки получает удар головой
За рубежом, например в США, многие журналисты совмещают работу в профессиональном рестлинге с работой в сегменте единоборств, обозревая обе индустрии. Ярким примером служит один из самых влиятельных рестлинг-журналистов и инсайдеров Дейв Мельтцер, который уже не один десяток лет ведет издание Wrestling Observer Newsletter с новостями из мира рестлинга и единоборств, совмещая этот проект с работой на MMA Fighting. И только у нас люди до сих пор почему-то задаются вопросом, что профессиональный рестлинг забыл на страницах Sports.ru и зачем его сюда пихают.
У рестлинга и ММА, как у бизнесов и индустрий, общих вещей намного больше, чем вы думали. Индустрия единоборств продолжает брать у рестлинга проверенные уроки бизнеса, адаптируя их под себя. А рестлинг, в свою очередь, также наблюдает за тем, как движется бизнес в единоборствах, который намного современнее. Второй по величине в США рестлинг-промоушен AEW сейчас и вовсе ввел систему рейтинга, где для того, чтобы добраться до чемпиона, необходимо побить дивизион. Знакомо, да? Поэтому ни в коем случае не стоит говорить о том, что между двумя индустриями нет никакой связи. Как раз наоборот. Ради будущего всей индустрии спортивного развлечения рестлинг и ММА в США старается брать друг у друга все самое лучшее.
«Это не спорт, а просто шоу!»
Это одна из главных вещей, в которых ошибаются люди, которые далеки от профессионального рестлинга. Рестлинг – совершенно уникальная вещь для мира спорта и спортивных развлечений. Его нельзя отнести либо к спорту, либо к простому развлечению, поскольку он содержит в себе оба этих элемента.
Согласно одному из определений, спорт – это деятельность, требующая физического мастерства и навыков. Спорт в первую очередь должен быть деятельностью, которая направлена на развитие физических и умственных способностей человека. И вот как раз в этом определении у профессионального рестлинга все прекрасно. Атлетам, выступающим на ринге, действительно требуется много навыков для того, чтобы правильно проводить приемы, летать, приземляться, использовать болевые и поднимать соперников. От рестлеров требуются огромные знания приемов и различных захватов для того, чтобы выполнять их правильно, реалистично и безопасно.
Однако одной спортивной подготовки будет недостаточно, чтобы быть хорошим рестлером. Тебе необходимо иметь и высокие умственные способности, которые нужно постоянно совершенствовать, чтобы помнить технику исполнения целых десятков приемов и движений из личного арсенала. Рестлеру необходимо вовремя ориентироваться во время поединка, чтобы выполнять все в верной последовательности и правильно строить матч. Скрипт это, сценарий или же нет, тебя в любом случае бьют по всему телу, кидают в ринг, выламывают тебе руки в течение матча и бьют стулом по голове. И при всем при этом тебе необходимо не упускать многие детали из своей головы. Таким образом, мы получаем, что профессиональный рестлинг полностью вписывается в вышеупомянутое определение спорта.
Но что насчет основополагающего принципа соревнования, на который обращают внимание многие противники рестлинга, которые отказываются верить в то, что его во всем мире приравнивают к спорту?
Поклонникам тех же единоборств будет трудно в это поверить, но элемент соревнования в профессиональном рестлинге так же присутствует, пусть и в совершенно необычной форме. Может ли такой спорт и развлечение иметь конкуренцию и соревнование, если это скрипт и победитель определен заранее? Разумеется, может.
Профессиональные рестлеры соревнуются друг с другом, чтобы быть лучшими представителями в ростере. Ты не будешь работать в мейн-ивенте, бороться за мировой титул и быть большой звездой, если ты ничего не умеешь и ничего из себя не представляешь как по мнению зрителя, так и по мнению промоутера. Закрывают события только лучшие атлеты. Исполнители на ринге соревнуются с раздевалкой каждое шоу, чтобы показать самый красочный и яркий матч вечера, что в какой-то степени ставит их в один ряд с фигуристами и гимнастами.
Совокупность элементов в рестлинг-бизнесе зависит от менталитета, местной культуры и продукта, который предлагают промоушены по всему миру, поскольку история эволюции профессионального рестлинга на разных континентах протекала по-разному. В американском WWE элемент развлечения превозмогает над спортом, а в том же японском NJPW все ровным счетом наоборот.
Профессиональный рестлинг – это не просто шоу, это еще и спорт, и развлечение. Его нельзя отнести к чему-то одному, поскольку он остается уникальным явлением. В разных частях света он выглядит по-разному. Однако спортивный элемент везде оказывается основообразующим, поскольку для зрителя это в любом случае выглядит как соревнование, где есть победитель и есть проигравший. Поэтому поклонникам единоборств не стоит думать, что это просто шоу, приравнивая при этом WWE ко всему рестлингу.
«Все это – цирк и постанова! Они что, не знают, что это все по сценарию?!»
И теперь самое главное, о чем сегодня нужно поговорить... К сожалению, поклонники смешанных единоборств почему-то считают для себя большим долгом включить капитана очевидность и сообщить фанату рестлинга о том, что это, оказывается, постанова и все там по сценарию...
Друзья, вы будете сейчас в шоке, но мы об этом знаем!
Тогда у другой стороны сейчас вновь возникнет вопрос: а почему тогда вы вообще это смотрите?! Неужели не проще начать смотреть MMA или бокс? На самом деле, чтобы понять, почему мы любим и смотрим рестлинг, его нужно начать смотреть. Но мы смотрим рестлинг по той же причине, по которой вы смотрите художественные, а не документальные фильмы. Да, друзья, в художественных фильмах, которые вы смотрите в кинотеатрах, все тоже «постанова» и «не по-настоящему», тем более драки. Вы этого не замечаете, потому что целиком и полностью погружаетесь в просмотр, начиная чувствовать атмосферу фильма и его персонажей.
С рестлинг-шоу все то же самое. Здесь свои положительные и отрицательные герои и образы, истории, между которыми идет неделя за неделей. Но если фильм остается фильмом, то в рестлинге история рассказывается на ринге. Но если вы, смотря единоборства, пытаетесь разобраться, как один боец оказался сильнее другого, то в рестлинге фанаты по большей части думают, почему они увидели то, что увидели. Почему сценаристы выбрали именно такую концовку матча и такой сюжетный ход? Почему победил именно этот рестлер, а не другой? Насколько тот или иной матч получился качественным и красочным?
Разве тот факт, что рестлинг – это скрипт, делает его неинтересным для просмотра? Конечно, нет.
В нем есть юмор, в нем есть драма, любовь, предательства, преодоление трудностей – в рестлинге есть все эти истории и элементы, которые и делают его замечательным. Винс МакМэн срубил целое состояние на этом прекрасном увлечении. Задача рестлинга – развлечь зрителя. Это его конечная цель. Как и актерам в кино, рестлерам нужно отыграть так, чтобы это было тяжело отличить от реальности, этому даже дали свое определение – кейфеб.
В рестлинге большинство аудитории – хардкорная, а не обывательская. Фан-база по всему миру относится больше к хардкорной аудитории. Она прекрасно понимает, что это скрипт и сценарий, она разбирается во многих аспектах подноготной этой индустрии. Поэтому не стоит обвинять этих людей в том, что они дураки, а WWE дурачат свою же аудиторию, предлагая им фальшивые поединки.
Для этих людей это огромная страсть и любовь. И мы прекрасно понимаем, что профессиональный рестлинг не для всех и не всем он понравится, как и ММА. Нужно понимать, что у людей по всему миру есть разные увлечения и вкусы. Простая субъективщина и вкусовщина.
Среди фанатов рестлинга есть ряд людей, которые считают смешанные единоборства бессмысленным мордобоем, и они неправы в этом в абсолютно той же степени, как и фанаты ММА, думающие что рестлинг – простой цирк. Потому что нет ничего хуже того, чем ставить свои интересы и увлечения выше увлечений остальных.
Рестлинг – это круто!
***
Телеграм-канал автора блога «Рестлинг Поле», где он ежедневно пишет о событиях из рестлинга
Бойцы ММА часто уходят в рестлинг. Звездой стала не только Раузи
Фото: wwe.com; globallookpress.com/Ralf Mueller, via www.imago-imag/www.imago-images.de, osnapix / Duckwitz, Panoramic/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, Yukio Hiraku/AFLO, Yoshio Tsunoda/AFLO, АГН Москва/Global Look Press; Gettyimages.ru/Bill Olive
На ММА пересел потому, что персонажи там живые, хоть и менее яркие (есть исключения, конечно). Ещё соревнования выходят не так часто, перенасытиться не успеваешь.
жалкое зрелище... ни приемов, ни сюжета, ни динамики... какая-то пародия на унылый ММА-бой... зачем давать такой никчемный продукт?
Можно сколько угодно бить себя пяткой в грудь, как офигенно не просто в рестлинге. Цирк вон тоже физически тяжел и вообще опасен для здоровья и жизни.
Но на самом деле весь профессиональный спорт — это шоу-бизнес, конечно.
Но это вносит ещё большее недоумение: зачем тогда вообще это нужно. Кино - искусство, например, там понятен и осмыслен риск здоровью, которому себя подвергают каскадеры при выполнении трюков, актеры, когда надо сильно похудеть для роли («Машинист», «даласский клуб покупателей»). Спорт - это соревнование, им болеют многие и многие люди. ММА - именно спорт, а не мордобой, потому что там присутствуют правила и соревновательный дух. А рестлинг вызывает лишь недоумение: для чего такой риск, вред здоровью? Ведь по факту это театрализованное представление, максимально пошлое, лишенное оригинальности и культурной значимости