Первое поражение в карьере Роя Джонса – сплошной трэш. Он влупил сопернику, который был в нокдауне
Реванш стал одним из самых эпичных в истории.
В первом эпизоде сериала про легендарные бои 90-х мы рассказали о противостоянии Оскара Де Ла Хойи и Феликса Тринидада.
Теперь настало время Роя Джонса-младшего.
Один из лучших боксеров в истории завершил карьеру всего два года назад. Рой не смог уйти из бокса вовремя, позволяя избивать себя тем, кого в лучшие годы переезжал за несколько раундов.
Но в середине 90-х им восторгались миллионы, он доминировал сначала в среднем, затем в суперсреднем дивизионе, а потом пришел покорять полутяжелый вес. Делал это ярко, оправдывая звание одного из лучших боксеров мира. Но 21 марта 1997 Рой встретился с Монтелло Грифином.
Так Джонс впервые в карьере проиграл.
Рой Джонс был волшебником в ринге. Никто не верил, что его можно победить
Взлет Роя Джонса был настолько стремительным, что нынешним звездам ринга даже в эпоху социальных сетей и хайпово-креативных трендов до него очень далеко. Джонс не просто ярко побеждал оппонентов – он уничтожал их ментально, выставляя полными идиотами, которые ничего не умеют в боксе.
Рой стал тем, кто делал из поединков настоящее представление одного актера, побеждая в лучших традициях Тайсона – исключительно нокаутами. С момента дебюта до первого в карьере чемпионского боя против Бернарда Хопкинса лишь один боец смог на своих ногах услышать финальный гонг. Остальных Джонс планомерно сокрушал.
Рой и Тайсон были лицами бокса того времени, но если код Майка без Касса Д’Амато достаточно быстро взломали, то Джонс казался непобедимым: жестко бил с обеих рук, быстрый, техничный – он делал в ринге все. Но помимо этого он влюблял в себя актерским талантом в ринге, который был вполне уместен. Когда зрители шли на бой Роя, то никто не задавался вопросом, выиграет он или проиграет. Главный вопрос был в том, сколько раундов сможет продержаться оппонент?
За средним весом последовал суперсредний и полутяжелый. Несмотря на успехи в боксе, у Роя разладились отношения с его тренером и отцом – Джонсом-старшим. Спортсмен обвинял специалиста в том, что он выбирает ему слишком простых соперников и пытается захватить над ним власть.
«Мой отец был ветераном Вьетнама и занимался боксом до моего появления на свет. Меня он начал тренировать с 5-летнего возраста. Мы жили на ферме во Флориде, я должен был много работать, таскать мешки и все такое. Каждый день был похож на предыдущий: школа, домашняя работа, работа на ферме, тренировка. Каждый день отец садился в грузовик, ездил вокруг фермы и смотрел, не сделал ли я что-нибудь не так.
И если что-то было не так, отец лупил меня пластиковой трубой или шлангом, иногда ремнем – так, чтобы я пытался защищаться. Когда бил, приговаривал: «Ну, парень, ты пахан или фраер?». Несмотря на боль, я всегда отвечал: «Пахан!». Так он совмещал наказание и тренировку, воспитывал во мне бойцовский дух. Я жил в постоянном ужасе, страдал от боли каждый день, но продолжал тренироваться, а отец был моим тренером и агентом.
Я практически не получал денег на старте карьеры, а бои за титулы отклонялись отцом без моего ведома. Последней каплей стал случай, когда ротвейлер приятеля укусил мою сестру. Отец привязал пса к дереву и разрядил в него три обоймы из винтовки, а еще два выстрела сделал из 9-милимметрового «Глока». Тогда я осознал, что больше так нельзя. Но именно благодаря отцу я стал отчаянным и бесстрашным. Я бы не хотел пройти через это вновь, но понимаю, что он пожертвовал нашими отношениями, чтобы закалить меня. Со своими детьми я бы не смог так поступить», – говорил Джонс.
В итоге Рой перестал работать с отцом еще до завоевания первого титула. Джонс ушел к Алтону Меркерсону, который тренировал его еще в олимпийской сборной США.
После завоевания пояса чемпиона мира в среднем весе Джонс быстро покорил еще два дивизиона и Рой вполне заслуженно стал лучшим боксером вне зависимости от весовых категорий.
Гриффин стал первым боксером, который навязал Джонсу силовой бокс. В его углу был тренер Джо Фрейзера
Монтелл Гриффин был полной противоположностью Джонса: как в ринге, так и за его пределами. Он был совершенно не медийным, а прозвище характеризовало его максимально точно – Лед. В любительской карьере у него скромный рекорд – 36-5, но он становился чемпионом CША, причем на турнире победил будущего чемпиона мира в тяжелом весе Джона Руиса.
Гриффин получил олимпийскую лицензию и поехал на Олимпиаду-1992 года в Барселоне, но до медалей не добрался, уступив в третьем поединке Торстену Мэю, который в итоге завоевал золото. У Монтелла и близко не было навыков Джонса: в ринге он брал не талантом или техникой, а силовым боксом и работоспособностью.
До боя с Джонсом он сделал себе имя на двух спорных победах над другой звездой 90-х – Джеймсом Тони, что до него делал только... Рой Джонс. Завоевав пояс чемпиона WBC в полутяжелом весе в поединке против Майка Маккаллума, Рой не задумываясь решил дать шанс Гриффину, для которого этот бой стал первым титульным в карьере.
Букмекеры не давали никаких шансов Монтеллу. Только небольшой круг специалистов считал, что это будет самое тяжелое испытание в карьере Роя. Подкреплялось это тем, что в углу Гриффина был один из лучших тренеров в истории бокса – Эдди Фатч.
Монтелл с первых раундов показал, что даже не думает сдаваться, как это делали до него: он работал первым номером, грамотно резал углы, концентрировался на ударах по корпусу, прессинговал и выбрасывал целые серии. Но самое главное, ему удалось выключить главную пушку Джонса – левый боковой. Было видно, что Фатч избрал для подопечного единственно верную тактику для победы над Джонсом.
К середине боя Гриффин вел по очкам, что чувствовал Джонс, который завелся и боксировал уже в полную силу, без заигрывания с публикой. К этому моменту в поединке наступил перелом: Рой стал попадать все чаще, тогда как Гриффин замедлился и перестал успевать за атаками соперника. В седьмом раунде Джонс отправил соперника в крайне сомнительный нокдаун (казалось, что Гриффин просто поскользнулся) но рефери боя Тони Перес открыл счет. Обычно после нокдаунов атакующий развивает успех, но в этом случае Монтелл набросился на Джонса, пытаясь отыграться.
Развязка получилась совсем неожиданной. В девятом раунде Джонс потряс Гриффина серией из двух правых прямых и буквально бегал за попятившимся от него соперником. Потом донес до цели еще два левых боковых, после чего Гриффин встал на одно колено – нокдаун. По правилам, Джонс должен был отойти и дать рефери отсчитать, но вместо этого Рой вколотил в голову Монтелла сначала правый, а затем более мощный левый боковой.
Обвинять во всем только Джонса нельзя. Ошибки рефери также очевидны. Во-первых, он начал отсчитывать Гриффину нокдаун, хотя было очевидное нарушение правил. Видя, что Гриффин не может встать, Перес дал отмашку. Во-вторых, Тони был обязан вмешаться значительно раньше и вклиниться между бойцами. Но в тот момент, когда Джонс наносил запрещенные удары, он находился за спиной боксеров.
Джонс и его команда начали праздновать победу. Но супервайзер, проконсультировавшись с рефери, вынес другой вердикт – дисквалифицировать Джонса.
Гриффина обвинили в трусости и заставили принять реванш. Во втором бою Джонс уничтожил соперника за раунд
На момент остановки Джонс лидировал на записках двух судей из трех: скорее всего, он так и довел бы дело до победы. В интервью после боя разгоряченный Джонс не считал себя виноватым.
«Был ли нокдаун у Гриффина? А какая разница, если рефери не вмешался? Это его обязанность. Гриффин не падал в нокдаун, а уходил от моих ударов. Он не был на полу, он поднимался. Он не был в нокдауне. Рефери должен был вмешаться, если он считает, что был нокдаун. Раз он не вмешался, я имел право действовать так, как считал нужным в этом эпизоде. Это был зрелищный бой, а Гриффин – отличный боксер, но я могу его побить, не понимаю, почему сейчас поднялся такой шум вокруг этого. Конечно, он доставил мне проблемы, но это бокс. Реванш? Конечно, я готов к этому. Но если нет, ничего страшного не случится. Меня ведь не побили, а дисквалифицировали», – выдал Джонс.
Вызывали вопросы и поведение Монтелла Гриффина, который в момент двух ударов Джонса сначала застыл, ожидая реакции рефери, а после свалился. На это обратил внимание и Ларри Мерчант, который брал у него интервью, намекая на то, что Гриффин симулировал повреждения.
«Нет, это были сильные удары. Он не должен был бить меня, когда я находился на полу. Я посмотрел на рефери, и тут у меня в голове все потемнело. Реванш? Мы посмотрим, как там сложатся дела. Есть еще и Вирджилл Хилл, посмотрим», – сказал Гриффин.
Слова и поведение боксера заставили даже нейтральных болельщиков и журналистов говорить о трусости Монтелла, а для большинства фанатов он стал врагом номер один. Рефери, который откровенно провалил поединок, признался, что если бы Гриффин мог продолжить бой, то снял бы с Джонса очко и не давал бы команду о дисквалификации Роя. Спустя долгие годы Монтелл все-таки подтвердил, что нокдауна не было.
«Рой Джонс не отправлял меня в нокдаун, я сел на колено сам. Он ударил меня в момент, когда я садился на колено, а затем ударил еще раз. Но дисквалификацию он заслужил», – говорил Гриффин.
Так Монтелл стал чемпионом мира, но никто его таковым не считал. Под общественным давлением у него уже не было выбора – пришлось предоставить Джонсу реванш.
Второй бой состоялся через пять месяцев. Джонс шел к рингу в смокинге, намекая, что он джентльмен в ринге. А в углу Гриффина уже не было Эдди Фатча, соответственно – и идеального плана на бой.
Джонс бросился на соперника с первых секунд. Левый боковой, который в первом бою принес ему поражение, теперь работал на полную. Сначала после него Гриффин едва не вылетел за канаты, а к концу раунда этот удар скосил Монтелла. Он пытался встать, но рефери дал отмашку. Джонс вернулся в королевском стиле.
Для Гриффина это поражение стало фатальным: он больше никогда не становился чемпионом мира, хотя несколько раз боксировал за титул. Джонс же стал править в полутяжелом весе, став абсолютным чемпионом мира, а в 2003 году добавил к этому титул тяжелого дивизиона.
Фото: Gettyimages.ru/Rick Stewart/Allsport, Holly Stein/Allsport, Andy Lyons/Allsport, Mike Powell
Автор, неужели это дословный перевод? Можно орининал, хочу расширить свой английский словарь?