Он вам не спотфест
Изначально я писал не совсем эту статью. Меня волновало будущее развитие NJPW , и при подготовке материала я по традиции зашел на cagematch, дабы найти что-нибудь интересное. По одному я просматривал профили рестлеров и когда дошел до Уилла Оспрея... В комментариях его все еще продолжают называть спотфестером. Тут я и решил постараться окончательно разобраться с тем, кто же такой Уилл и с чем его есть, ведь в ру-комьюнити Уилла тоже часто нарекают «Человек-спотфест». С вами Гусев Илья, давайте порассуждаем.
Для начала давайте разберемся, что такое спотфест.
«Спотфест это тип матча, который состоит в основном или полностью из заранее спланированных приемов, без логических переходов между ходами и с небольшим или отсутствующим стори-теллингом. Часто используется как смехотворный термин для матчей, которые, как считается, устанавливают приоритеты акробатических трюков над историей.» — Википедия
Я соглашусь с данным толкованием. Зачастую спотфестами являются лестничные матчи, гиммиковые матчи и, с недавнего времени, половина матчей легковесов. В современном мире многие стали предпочитать скоростной рестлинг с небольшими полутяжами сильному броулингу с гигантами. Мода на это пошла в нулевых, когда открывались площадки по типу PWG, где собирались не самые популярные рестлеры и старались устроить шоу зрителям. В тот момент разгорались такие рестлинг-звезды как Джек Эванс, ПАК, Рикошет, Мэтт Сайдэл и другие. В тот момент они имели свою фанбазу, но не имели контрактов с большими компании (не все, у некоторых уже были контракты, например Стайлз был подписантом TNA). Так вот, на тот момент акробатика в рестлинге была в новинку, зрителям нравилось видеть что-то новое, как феникс-сплеш или spring-board DDT. Так что многие не преминули воспользоваться новаторством и частично перешли на спотфесты. Позже они отходили от этого в силу прогресса на ринге, старения тела, оздоровительных политик и т. д. Так вот, Уилл Оспрей тоже был спотфестером. Prоgress Wrestling, RevPro, CZW и другие промоушены помогали ему приобретать популярность, но большую роль сыграл британский Revolution Pro, где Уилл встретился с Сайдэлом, Рикошетом, Вэйдером. Я помню, в одном из интервью Оспрей рассказывал, как многие люди негодовали, как Оспрей вообще получил матч за IWGR-чемпионство со Стайлзом. А после матча ни у кого не оставалось вопросов, что Уилл достоин сражаться с топами. Именно на ринге британского промоушена сразился с Окадой, который был так впечатлен, что пригласил того в Японию. Так до 2016 года в матчах Уилла часто можно было проследить, как тот исповедует спотфесты. Но после прихода в NJPW многое начало меняться.
После 2016 года, после финала BoSJ с КУШИДОЙ, Уилл становится достаточно популярным. Спотфест больше не нужен, теперь нужно окончательно закрепиться в топе. Тут Оспрей осознал, что надо что-то менять, добавлять в матч психологию, историю, снижать обороты чтобы не убиться к 30-ти. В этот момент его начинают активно приглашать в различные промоушены, где выступают такие же, жаждущие продвижения рестлеры (я уже рассказывал о его поезде в Австралию). Все это сильно повлияло на Уилла и в Японию он вернулся обновленным.
Почему Уилла продолжают называть спотфестером? Думаю, дело в матчах с Рикошетом, Бандидо, Фениксом и другими похожими рестлерами. Вот только проблема в том, что люди обращают внимание только на эти матчи, которые и задуманы как скоростные бои со множеством OMG-моментов. От их мачта все ждали противостояния ловкости, да и истории у них не было. Однако если посмотреть на рядом стоящие матчи с Ибуши и Такахаши, взять его матчи из инди с Бруксом, ПАКом, Эй-Кидом, то ситуация меняется в корне. Уже нет нелогичности в переходах приемов, уже есть четкая линия матча, четко видны индивидуальности рестлеров. Но внимания на это, почему-то, не обращают.
Думаю, основная проблема в его мувсете. Уилл взял себе много красочных приемов: различные дайвы, использования канатов, прыжки — все эти атрибуты арсенала хайфлайера не позволяют людям посмотреть на Уилла под другим углом. Сделал сальто — спотфестер. Использовал 3 раза шутинг стар пресса — спотфестер. К сожалению, это действительно так. По сравнению и Казучикой Окадой, Томохиро Ишии и другими, у Уилла очень разнообразный мувсет. Я не помню ни одного матча, где бы он продемонстрировал весь свой арсенал. Приемы Оспрея все время меняется, что-то уходит, что-то приходит, что-то возвращается. Если у Окады остался прежний арсенал с 2012 года, то Оспрей опробовал уже десятки приемов. Я не занижаю мувсет Казучики, он выдает шедевры и со своими базовыми приемами. Просто у Уилла он разнообразней, что позволяет ему подстроится под любого оппонента. Шикарный матч против технаря Зака Сэйбра — пожалуйста, умопомрачительный бой с хайфлайером Драгоном Ли — вот он, невероятное действо с броулером Шинго Такаги — без проблем. Эмоциональные финалы турниров, истории противостояний в инди и на ринге Новой Японии — все это есть в матчах с Уилла. Но за сентоном в 630 градусов этого не видят.
Почти во всех важных матчах Оспрея есть вкусняшки. Матч в турнире BoSJ с Иглзом был наполнен историей, если вы не видели их два предыдущих матча — вы не прочувствовали драмы. А ведь парни постарались на славу, прекрасно раскрыв историю того, как Уилл пытается вернуть старого доброго Иглза, и лишь одно проявление слабины в виде отказа добивания лежащего Робби послужила причиной проигрыша. В матчах с Адамом Бруксом прекрасно продемонстрирована высокомерность Оспрея, которая ломается об энтузиазм молодого бойца. В матче с ПАКом Оспрей провел все финишеры реслеров, которые помогли ему попасть в топ, поблагодарив их таким образом. Линия вечно второго после Рикошета Уилла показана великолепна в их боях. Образ отчаянного оппортуниста раскрыт в этом году почти во всех матчах турнира G1 и BoSJ. Благодаря своему огромному таланту и быстрой обучаемости Оспрей уже не просто показывает эмоциональные бои, он сам продвигает оппонентов. Эмэйзинг Рэд приехал в тур NJPW по США с наводки Оспрея, Мельтцер отмечал как Оспрей старался продвинуть КЕНТУ, не навредив ни коем образом его персонажу, матч передачи эстафеты с Танахаши и Реем Мистерио, матч для того, чтобы отдать должное легенде с Вэйдером, почти все матчи в инди. Сейчас Оспрей дорос до уровня суперзвезды не просто мирового уровня. На данный момент он в топе 10 лучших рестлеров мира, и каждый год он все добавляет и добавляет. В силу возраста и статуса (теперь он еще и тяжеловес) потихоньку пропадают различные приемы, как Red Arrow, Rain-Maker. Уилл довел свои приемы до идеала, при его то мувсете он почти не травмируется. Но все же сейчас есть пара проблем.
Во-первых, его репутация. После первой половины 2019 года Оспрей стал лучшим на планете, а общество у нас такое, что как только он допустит малейшую оплошность, все закричат «скатился» и т. д. Репутация работает не на него, если в NJPW он уже закреплен вверху карда и репутация не так нужна, то среди фанатов его репутация очень шаткая, как и репутация любой звезды. А ведь выступать так, как сейчас он вечно не сможет.
Во-вторых, подражатели. Раньше начинающие рестлеры хотели стать Гробовщиками, Джонами Синами и т. д. Сейчас, я уверен, кто-то будет подрожать Оспрею. И желание получить все быстро и сразу может привести к травмам. Уилл доводил свою технику до идеала долгие годы. Кто-то может сильно прогореть на копировании.
Лирическое отступление. Есть такой рестлер — Сэмми Гевара, про него я также рассказывал ранее. Так вот, у него тоже очень красочный мувсет с множеством хайфлай-маневров. Но он шикарно взаимодействует с другими рестлерами, к каждому у него свое отношение, которое очень легко проследить в мачте. Так вот, Уилл Оспрей это бывший спотфестер, который уже давно вырос из этого. Сейчас его матчи в 80% случаев не являются спотфестом. Оспрей является уникальным рестлером, который может выдать хороший матч с любым рестлером. И психологию его персонажа легко проследить, надо лишь захотеть.
А с вами был Гусев Илья, пытался разобраться в чуде современного рестлинга. Уверен, в этом году он нас еще удивит, как минимум, его ждет противостояние с Эль Фантазмо, и ведь история у них богатая. А пока что будем ждать. Не клеймите рестлеров за заслуги давнего прошлого и любите рестлинг.