6 мин.

Нокаут-призрак

Итак, главный и простой вопрос, которым сейчас задается боксерская общественность: что произошло в конце первого раунда? Я имею ввиду, естественно, ту общественность, которая не относится к фанатам, у тех вопросов нет, как впрочем и всегда: «нокаут из-за удара в висок», «Солис был потрясен» и т.д. (если он чем и был потрясен, то лишь фактом того, что бой закончился  из-за травмы). Первый раунд Солис выигрывал по очкам и ход событий говорил о том, что олимпийский чемпион имеет все шансы выиграть этот бой. Но в конце раунда он неожиданно падает по непонятной причине. Так что же произошло? Попытаемся найти ответ.

Был ли нокаут?

Нокаута не было. Он вообще редко бывает на ринге. Обыватели под нокаутом понимают любое падение, тогда как практически всегда такие падения являются следствием нокдауна. Нокауты, а тем более «чистые», на ринге встречаются редко, стопроцентые, когда боксер падает без сознания, – еще реже. Если боксер падает и поднимается до счета десяти – это нокдаун, если поднимается, но не может продолжать – это технический (условный) нокаут. Правильным решением должна была быть остановка из-за травмы и признание боя несостоявшимся. Судьи решили по-другому и как результат – второго боя либо не будет вообще, либо он откладывается на неопределенный срок.

Пришелся ли удар в висок?

Вообще-то восприятие виска как наиболее опасной зоны характерно для дилетантов, которые никогда не занимались боксом. Височная зона не опасней любых других. В реальном бою на улице височная область уязвимее потому, что височные кости относительно тонкие. Но на ринге, где боксеры выступают в перчатках, это не имеет никакого значения.(Поэтому среди боксеров, практически нет случаев, когда кому-либо на ринге выбивают зубы. Причина не в использовании капы, а в том, что удар в перчатке наносится по площадям, в отличие от удара незащищенной рукой).

Боксеры падают в нокдауны и нокауты не из-за сотрясения мозга (еще одно мнение дилетантов), а из-за сотрясения отолитов во внутреннем ухе. Акцентированный удар в первую очередь воздействует на вестибулярный аппарат и, как я уже сказал, случаи чистых нокаутов, когда боксер падает без сознания, крайне редки. Но и при таких нокаутах практически никогда не бывает сотрясения мозга.

«Обморок — кратковременная потеря сознания, обусловленная внезапной диффузной недостаточностью кровоснабжения мозга.  Механизм обморока связан с внезапным перемещением крови в сосуды брюшной полости».

А Солис, судя по видео с открытой тренировки, способен держать акцентированные удары. На второй минуте видеозаписи он, в качестве упражнения на координацию, начинает вращаться вокруг своей оси. Некоторые, видимо, не поняли смысла этих действий. Кто-то предположил, что кубинец решил покрутится на месте, чтобы разнообразить тренировку, некоторые пользователи написали о прохождении теста на работу вестибулярного аппарата. Это не тест, а упражнение на отработку устойчивости к нокдауну и нокауту. Когда я смотрел, как кубинец крутится на месте двадцатую секунду подряд, то ожидал, что после остановки у него обязательно нарушится координация (при этом обычно после остановки спортсмен либо начинает боксировать со спарринг-партнером, либо работать по мешку – все это для адаптации ЦНС к работе в экстремальных условиях, имитирующих нокдаун). Вопреки ожиданиям, его никуда «не повело» и он продолжил тренировку. Так что Солис очевидно способен держать не просто акцентированный, а нокаутирующий удар. Челюсть  у него крепкая.   

Удар-призрак

Многие смотрели бой Листон-Али. Многие также видели, что упал он из-за так называемого удара-призрака. Но меньшее количество людей знает, что поединков было два. Слухи о том, что бои договорные, возникли не только после второго, но уже после первого боя, в котором Листон отказался от продолжения боя перед седьмым раундом. Было известно, что он связан с мафией – это дало основания предположить, что они (а может быть и сам Листон) играли на ставках, заранее зная результат матчей. По-моему мнению – да, во втором бою Листон симулировал травму.  

«25 февраля 1964 года в Майами против Кассиуса Клея, считаясь фаворитом (ставки на Листона равнялись 8 к 1). Перед началом седьмого раунда Листон поверг публику в шок, отказавшись выйти из своего угла и заявив, что он повредил плечо. Тем самым титул чемпиона перешел к Клею. Ходили слухи, будто Листон понял, что проиграет, а никакой травмы не было».

Кличко – Бриггс 2

Часть комментаторов уже высказала версию, что вчерашний бой является аферой, как и бои Кличко-Бриггс и Хэй-Харрисон. Считаю это крайне маловероятным, очевидно, что Солис выходил не в качестве мешка. Он сбросил шесть килограмм после последнего боя и был готов к следующему. Нет, лично я не могу представить, что олимпийский чемпион, который фактически заставил Кличко выйти на ринг, договаривается о сдаче боя. Но, допустим, этот поединок являлся договорным. Зачем, в таком случае, падать в первом раунде? Все мы знаем отношение Кличко к рекламным паузам. Само собой разумеется, что и в этом бою он не мог поступиться принципами и отказаться от них (от рекламных пауз). По этим причинам эта версия, по-моему мнению, крайне маловероятна. 

Почему казалось, что Солис шатается после того, как поднялся?

Солис не был в нокдауне, так что причины плохой, на первый взгляд, кординации в другом. В чем? Видимо в том, он не мог наступить на ногу. Если вы когда-нибудь получали травмы суставов (руки или ноги, неважно), то попробуйте вспомнить свое состояние непосредственно после получения травмы. Реакция каждого человека индивидуальна. Не надо забывать про особенности движений Солиса. Он и в бою двигается по-кошачьи, не зажато, подкрадываясь. Упав на пол ринга, он понял, что травма серьезная, поэтому не увидел необходимости мгновенно вставать. Он встал как боксер, который уже закончил бой. Неоткуда было взяться нокдауну после неакцентированного удара, который он пропустил вскользь.

Через несколько часов после боя в новостях появилась информация, что причина в крестообразных связках и операция будет уже завтра. Крестообразные связки рвутся, когда нагрузка на сустав идет в направлении, противоположному физиологическому. Классическая ситуация, когда рвутся крестообразные связки: нагрузка на излом. Можно привести такой пример из спорта: если вы переносите вес на одну ногу и кто-то в этот момент нанесет удар сбоку во внутреннюю часть коленного сустава, то вы как минимум упадете, у вас в лучшем случае будут повреждены именно эти связки, в худшем случае у вас будет открытый перелом.  

После того, как Солис поднялся, Кличко подошел, надо полагать, с требованием продолжить бой (правда потом он начал утверждать, что кубинец упал от удара, но это было потом, а в тот момент Кличко этого еще не знал и возмущался симуляцией травмы). Не исключено, он осознанно имитировал действия Али во втором бою против Листона (поясом которого он, как известно, владеет и о чем с пугающей регулярностью сообщает на всех пресс-конференциях со своим участием) 

«На второй минуте боя Али отправил соперника на настил. Удар был без размаха и казался несильным. Однако Листон неуклюже упал на спину, распластавшись на ковре, а торжествующий Али заорал: «Встань, ублюдок, встань и дерись!»

Об ударе в висок, которого не было, и роли перчаток в защите боксера

На повторе видно, что удар пришелся в перчатку, закрывающую левую часть головы Солиса. Находится ли в левой части висок? Безусловно. Также как и в правой. Но удар пришелся не в висок и не в нижнюю челюсть. Удар был нанесен в перчатку. Существенный момент: разница между ударом, который приходится в открытую часть лица и ударом в перчатки радикальная. Перчатки практически полностью гасят энергию любого, в том числе нокаутирующего, удара.

При анализе того, что произошло в момент удара, нужно учесть три фактора. Первый: Кличко-старший – не нокаутер и никогда им не был (поединок против Хоффмана, 2000 год). Большой процент его нокаутов являются техническими нокаутами. Второй: удар был неакцентированный, Кличко нанес его на отходе, отмахиваясь. Третий: удар пришелся в перчатку. Как человек, долгое время занимавшийся боксом, скажу, что перчатки защищают практически от любого удара. Не имеет значения, как это выглядит на видеозаписи или прямой трансляции боя – перчатки, которые в качестве  преграды подставляются под удары, практически полностью  их аммортизируют, не позволяя достигнуть цели.

Таким образом правильный вопрос должен быть сформулирован так: мог ли Солис упасть в состоянии нокдауна, вследствии неакцентированного удара в перчатки, который вскользь нанес противник, не имеющий нокаутирующего удара? Ответ очевиден. 

Придется запастись терпением, господа, – смутное время продолжается.