Лучший рефери в ММА: спасает бойцов и часто приезжает в Россию
Его любят фанаты, Дэйна Уайт и русская жена.
Херб Дин отработал на трех с половиной тысячах поединков. Возможно, поэтому он невозмутим, принимает важные решения за считанные секунды и уже давно популярнее многих бойцов. Все чаще его можно встретить и на турнирах в России. Мы поговорили с Дином о русской жене, поединке с оборотнем из Гарри Поттера и наших бойцах.
О самом важном моменте карьеры
2004 год, Фрэнк Мир против чемпиона UFC в тяжелом весе Тима Сильвии. Мир, мастер болевых приемов, в самом начале боя поймал гиганта Сильвию на армбар. Казалось, не произошло ничего особо опасного, но на 50-й секунде первого раунда Херб остановил поединок. Тим бурно протестовал, толпа была недовольна, комментаторы говорили о возможной ошибке рефери. В интервью боец утверждал, что рука в порядке, но на повторе стало видно то, что первоначально заметил только Херб, – как под кожей ломается кость Тима Сильвии.
«Я знал, что принял правильное решение, но думал, что никто об этом так и не узнает, и это останется в истории как ошибка. Больше всего я беспокоился, что Тим может скрыть травму от медиков. После повтора всем стало ясно, что я поступил верно. Этот момент стал определяющим для моей карьеры. После этого боя люди стали по-настоящему доверять мне как рефери», – вспоминает сегодня Херб.
Эта победа принесла Фрэнку Миру титул чемпиона UFC и черный пояс по бразильскому джиу-джитсу. Сразу после боя Сильвию отвезли в ближайшую больницу и рентген показал, что его рука сломана в четырех местах.
О хладнокровии и профессиональных рисках
Даже если во время поединка боец начнет кусаться, петь или вытащит изо рта гвоздь, Дин не потеряет самообладания и решит вопрос без малейших признаков волнения и нервов.
«Для меня естественно быть спокойным во время боя. Такой у меня характер и подход к жизни в целом. Перед самым первым турниром я не волновался, потому что не совсем понимал, во что ввязываюсь. Потом бывали случаи, когда нервничал, но чем дольше работал рефери и чем больше опыта получал, тем меньше переживал. Хотя всегда может случиться что-то новое, способное меня удивить», – признается Дин.
До того, как Херб стал знаменит, несогласные с его решениями спортсмены поджидали рефери после турниров и пытались поколотить.
«Теперь уже немногие хотят это сделать, но такое бывало. Бойцы сильно расстраиваются после остановок боев. Каждый поединок для них – самый важный в карьере. Но подавляющее большинство бойцов – очень вежливые и приятные люди. Получается, что чем больше в спорте физического контакта, тем лучше люди относятся друг к другу», – рассказывает Дин.
О деньгах и путешествиях
«Херб Дин – лучший рефери за всю историю нашего спорта», – часто повторяет президент UFC Дэйна Уайт. Херб регулярно работает на важнейших вечерах промоушена – он был рефери в первом бою Конора МакГрегора против Нэйта Диаса, на боях Ронды Раузи против Холли Холм и Аманды Нуньес, на первом поединке Джона Джонса против Даниэля Кормье и во время легендарной схватки Форреста Гриффина со Стефаном Боннаром.
Дин и другой популярный рефери, Большой Джон Маккарти, зарабатывают примерно 1000-1500 долларов за главный бой вечера UFC. Маккарти признался, что за поединок МакГрегора против Альдо, один из самых ожидаемых в истории UFC, ему заплатили 1900 долларов. Относительно небольшие гонорары рефери компенсируют количеством отработанных боев для разных промоушенов.
По статистике сайта tapology.com, в прошлом году Дин отработал более чем на 150 профессиональных боях. Из них около 50 – на турнирах и ТВ-проектах UFC, более 80 – в разных уголках мира для чеченской лиги ACB (в США, Великобритании, Турции, Таджикистане, Казахстане, Бразилии, Австрии, Австралии и разных регионах России). Он работал для южнокорейского промоушена Road FC (на вечерах в Китае и Корее), для пары небольших американских промоушенов и для российской компании Fight Nights Global (в том числе на поединке Виталия Минакова против Антонио «Бигфута» Силвы). В России в 2017-м Херб был рефери на шести вечерах – пять турниров ACB и один Fight Nights.
По словам президента Fight Nights Global Камила Гаджиева, гонорар Дина составляет около 15 тысяч долларов за турнир. Еще один источник доходов Херба – его курсы для рефери, где он делится опытом и разбирает спорные моменты боев, в том числе тех, на которых работал сам.
О том, как стал рефери
Дин был связан с ММА с момента его возникновения и развивался вместе с любимым спортом. Первые мероприятия, на которых Херб работал рефери, не были санкционированы. Он же стал первым сертифицированным ММА-рефери в штате Невада. Дин пять раз подряд признавался лучшим рефери года (c 2010-го по 2014-й) по версии престижного издания Fighters Only.
«Я занимался карате с 9 лет, в 15 пошел на бокс. Мне нравилось спарринговать и учиться новому. Когда мне было 18, друг-кикбоксер привел меня к своему тренеру, и тогда я начал выступать на соревнованиях. Парень из нашего зала принял участие в самом первом турнире UFC (в 1993 году – Sports.ru), и я заинтересовался этим спортом. Понимал ли я сразу, что хочу быть именно рефери? Нет. Мой тренер Ларри Ландлесс работал рефери на многих вечерах боев в нашей округе. Поединки проходили в индейских резервациях, я ездил с ним, помогал, смотрел, что и как он делает – и мне самому захотелось попробовать поработать рефери», – рассказывает Дин.
О своей карьере профессионального бойца
Херб провел пять профессиональных поединков в тяжелом весе. Два выиграл досрочно (техническим нокаутом и удушающим приемом) и три проиграл. Дин соглашался на бои, уже будучи известным рефери.
«Быть рефери – моя работа. Она схожа с игрой басиста в группе – нужно создавать подходящий ритм и обстановку, чтобы каждый мог проявить себя во всем блеске. Моя задача – отработать наилучшим образом, чтобы бой был хорошим, все проходило по правилам, и никто не получил ненужного урона. А участие в боях – возможность повеселиться и развлечь себя», – объясняет Херб.
Послужной список Дина включает в себя поединок против Джо Риггса, побеждавшего Ника Диаса, и бой в Южной Корее с местный бойцом Чон Кю Цоем.
«Я согласился на бой в Южной Корее, потому что люблю такие движухи. Это вызов самому себе, шанс стать лучше. Ничто в мире не сравнится с ощущением боя. Ни один другой вид спорта не создаст такого давления на тебя и не заставит тренироваться настолько усердно.
Джо Риггс меня избил (смеется). Когда мы с ним дрались, он весил между 220 и 230 фунтами (100-104 кг). Он крупный парень и был в очень хорошей форме, бил очень сильно. Я попал по нему пару раз, точно нанес один хороший удар с ноги – он разозлился и набросился на меня. Джо провел очень жесткий бросок – я ударился, был дезориентирован и он меня забил на земле».
Последний поединок Дина состоялся против актера и бойца Дэйва Леджено. Дэйв сыграл гангстера в «Большом куше» и оборотня Фенрира Сивого в фильмах про Гарри Поттера, а в клетке победил Кимо Леопольдо и Дэна Северна. Хербу не очень повезло – он закончил поединок с травмой глаза. Большинство таких повреждений случаются после тычка в глаз, а тут был вполне легальный удар.
«Дэйв «Жажда смерти» Леджено. Он попросил меня о поединке, и я сказал да. Он был очень хороший и веселый человек. Когда-то он работал вышибалой, провел несколько боев. Дрался с ребятами, которые, по всеобщему мнению, должны были его побить, поэтому его и называли так – «Жажда смерти». К сожалению, прозвище оказалось пророческим, он уже умер. Леджено отправился в пустыню, заехал слишком далеко и умер от обезвоживания.
Тот бой стал моим последним. Конечно, я бы хотел выступить лучше в своем последнем поединке. У меня было несколько травм, которые помешали по-настоящему подготовиться к нему», – рассказывает Дин. Даже сейчас, несмотря на постоянные поездки по всему миру, Херб продолжает держать себя в форме и заниматься грэпплингом (борьба в партере с применением болевых и удушающих приемов). Один из его партнеров по тренировкам – известный рефери Джош Розенталь.
О российских фанатах и бойцах
Для ММА-аудитории Херб – персонаж культовый. Только один из примеров: после официального взвешивания на декабрьском турнире ACB 77 фанаты буквально рвали американца на части – каждый хотел сфотографироваться со знаменитым рефери. Пробираясь к гостиничному номеру он, не теряя фирменного спокойствия и благожелательности, не отказывал никому.
«Российские фанаты выглядят очень увлеченными, они любят этот спорт. Уровень многих парней, выступающих в Fight Nights и ACB, так же высок, как и у бойцов UFC. Думаю, одна из причин, почему многие из них не подписаны в UFC – в том, что промоушену интересны бойцы, которые говорят по-английски. И я рад, что у ребят есть другой способ выйти на международный уровень. Любимые бойцы из России? Стараюсь, чтобы у меня не было любимчиков, я ведь рефери», – говорит Херб.
О русской жене и увлечениях
«Чтобы расслабиться, я играю на гитаре. Вместе с друзьями и семьей мы играем и разучиваем новые песни, причем мне нравится самая разная музыка.
Моя жена Виктория из России. Впервые мы встретились с ней в Китае четыре года назад, она там жила и работала переводчицей на торговых выставках, а я был рефери на одном из шоу. У нас были общие друзья. Потом мы встретились в США и постепенно сблизились. Сейчас она продолжает работать с переводами и над некоторыми проектами уже из США», – рассказывает Херб.
О самых сильных и быстрых бойцах
«Кто из бойцов настолько быстр, что за ним тяжело следить? Дайте подумать. Юрайя Фэйбер очень быстр. И конечно же, Могучий Мышонок, Деметриус Джонсон. Наша задача – занимать позиции, с которых все видно наилучшим образом. Поэтому если боец быстр, то мы должны действовать еще быстрее, чтобы за ним успевать.
Самый физически сильный тяжеловес? О, тут сложно ответить, потому что я с ними не боролся, но скажу, что Брок Леснар очень силен. Я думаю, что Франсис Нганну выглядит очень крупным и сильным. И он очень естественен и ловок в том, как использует свою мощь и габариты (интервью состоялось до боя Нганну против Стипе Миочича – Sports.ru). И конечно мы должны упомянуть мистера Фрэнка Мира. Из тех бойцов, на чьих поединках я работал, он единственный ломал людям кости. Нужно быть очень сильным, чтобы сделать такое», – говорит Дин.
Фото: Gettyimages.ru/Rey Del Rio, Ethan Miller, Mark Kolbe; REUTERS/Mark J. Rebilas-USA TODAY Sports; twitter.com/HerbDeanMMA; instagram.com/lokki001; vk.com/fightnightsofficial; Global Look Press/Scott Taetsch/ZUMAPRESS.com, Allan Zilkowsky/ZUMAPRESS.com
И сам Фрэнк говорил, что для такого какой-то невероятной силы не нужно, главное техника, чтоб рычаг хороший был