4 мин.

Fedor. Персонаж эпический

На днях, переключая каналы, я наткнулся на актера Сергея Юшкевича в эфире т/к «Культура». Он давал интервью в футболке Affliction. И взгляд такой, будто Сергей только закончил есть человечину – его на самом интересном оторвали. И тут я вспомнил, что скоро 12 февраля. А с обложки февральского номера журнала «PROспорт» на меня смотрит Федор Емельяненко.

Покрытое боевыми шрамами и характерной предбоевой щетиной, его лицо улыбается и излучает спокойствие и умиротворенность. Такая умиротворенность сытого удава. Абсолютно самодостаточная, но сеет какую-то тревогу пополам с национальной гордостью. Как картины Оскара Рабина, типа «Натюрморт с селедкой». Т.е. и реально до мрачности, и карикатурно, но в сочетании – абсолютно по-настоящему. За это Федора, в общем-то, и любят. Не за травяной чай, звезды на коленях брата Саши и ветер, колыхающий бороду отца Андрея на пробежке. Любят как символ. «Лучший боец на планете». Раньше можно было списать на банальное «потому что побеждает», – но теперь это не работает.

Такое ощущение, кстати, будто Емельяненко больше всего любит молодежь в интернете, в то время как к обитателям в сети многочисленным поклонникам ММА, боец совершенно индифферентен. Он прощает их за это – за то, что читают, мечтают, строят планы и считают чужие деньги. Как простил за слабость брата и Рому Зенцова, покинувших его лагерь. Как простил меня за то, что я пытался сыграть Джо Фрейзера и предсказать его скорое поражение. Ведь невозможно предположить, что ему на самом деле просто нет дела, да?!

Я хорошо осведомлен о собственной склонности демонизировать совершенно безобидных, казалось бы, персонажей. Большинство сами на то напрашиваются – забивают татуировки, отращивают бороды, наращивают сюрреалистические объемы мышц или жира. Самое страшное в Федоре знаете что? Отсутствие какой либо фриковатости. Намеков на нее предостаточно, и иногда даже кажется, что вот-вот здесь должно что-то сумасшедшее проступить, но нет, усилием воли Федор себя подавляет и мы опять остаемся ни с чем. Слабое утешение – бои. Заканчиваются они обычно так быстро, что нам ничего не остается, кроме как впитывать послевкусие – наслаждаться ощущением «наши победили». Но, черт побери, если мне нужно будет послевкусие, я налью себе стаканчик Glenmorangie или Caol Ila. Или посмотрю очередной матч сборной России по футболу, хе. Обычно, когда спортивное шоу или очень короткое, как бои Федора, или слишком длинное, как Супербоул, стоит больших трудов не переключиться на, скажем, голливудских звезд, Флойда Мэйвезера и Буша-младшего с Кондолизой Райс на трибунах. В первом случае еще можно восторгаться удачным встречным ударом или гениально проведенным захватом, но выходит, что на этом – все. Спасти могут только перспективы – следующие и следующие бои. И в гран-при Strikeforce мы как раз это и получили. Можно организаторов, конечно, было бы обвинить: собрали в кучу тех, кто Федору уже проиграл и немного тех – кто почти точно проиграет, вроде того же Сильвы…

Сильва имеет обыкновение садится низко, ограничивая себя в передвижении и встречных ударах ногами. Он бездумно может вступить в размен и застыть там в положении замаха, выжидая, пока соперник раскроется. Он вообще не очень быстрый, ему не хватает мобильности. Если бы мы говорили на языке бокса, я бы сказал, что Сильва будет нокаутирован, и интриги здесь не больше, чем в поединке Пакьяо – Маргарито. Вам хочется, чтобы она там была, есть особый кайф в болении за андердога, да и вообще иначе все бессмысленно, кроме денег за трансляцию. Что дальше?

Федор – персонаж не лирический, а эпический. Он уместен всегда и везде – как в пионерлагере, так и в передаче Sport Science или компьютерной игре. Идеальный персонаж для героического комикса. Но не как Люди Икс, Человек-паук или Халк. Он может спасать детей из горящей школы, охотиться на пиратов в Сомали, требовать у нефтяных олигархов уплату сокрытых налогов, твердым холодным взглядом побеждать коррупцию, а в свободное от всего этого время восстанавливать по всему миру православные храмы. Даже нет, это не комикс. Как есть сериал Lights Out про отставного боксера-тяжеловеса, который работает на мафию, занимается благотворительностью, растит дочек, тренирует наркоманов и бьет бойцов ММА – нам нужен вот такой же фильм про Федора.  А пока я придумал ему трек для торжественного выхода.

Tom Waits, «Russian dance». Слушать до конца, звук на полную. В конце встать, как при исполнении гимна. В начале третьей минуты все вместе кричим: «Давай! Давай еще! … два! три! четыре!»…