Эволюция BJJ в символах
Нашивка как произведение искусства
Как и подавляющее большинство вещей, связанных с БЖЖ, рисунки, которые выступали основой для создания клубных логотипов и нашивок, невероятно менялись с течением времени. От ранних лого Грэйси с человечками из «палочек», до хитроумных дизайнов Gracie Barra Tasmanian Devils, не говоря уже о логотипах Marcelo Garcia и Mendes Bros. Весь арт, идущий в ногу с бразильским джиу-джитсу, прошел огромный путь становления, как и сама дисциплина.
Как и в случаях со всеми известными формами искусства, эволюция дизайнов нашивок была процессом постепенным. История знает случаи, когда искусство, будь оно изобразительное или боевое, осознанно останавливалось в своем развитии. Причиной тому могло быть и стремление сохранить индивидуальный «шарм» и обаяние, и историческую значимость, и достижение пика развития. Однако, БЖЖ – не тот случай. Оно продолжает активно расти и развиваться из года в год, если не из месяца в месяц. Джиу-джитсу не застопорилось, не потеряло свежесть и не достигло зенита. И все это конечно же коснулось и нашивок на ги.
Современный взгляд на вещи
Если взглянуть на ранние и более поздние нашивки, разница видна невооруженным взглядом. Современные дизайны воспринимаются гораздо проще: изображение, цвета, шрифты – все это отныне призвано не только показать принадлежность, но и банально «радовать глаз». Нравятся вам это или нет – вопрос уже личных предпочтений. Как и во всем, что связано с искусством.
Новое племя
Молодые поколения борцов внесли в развитие бразильского джиу-джитсу очень многое. Это и захватывающие динамичные турниры, и оригинальные ходы, до которых никто не догадался ранее, и новейшие методики обучения и школы джиу-джитсу. И конечно, свой личный современный вкус к внешним атрибутам их любимого дела. В нашем мире невозможно не обращать внимание на маркетинг, который сейчас повсюду. Поэтому, чтобы донести свои знания и умения до масс, необходимо сначала вызвать у них интерес. Сделать это проще всего можно с помощью интересных привлекательных логотипов, нашивок, ги и рашгардов. Создатель новой школы джиу-джитсу должен четко представлять, какой он хочет видеть ее в глазах окружающих.
Хороший пример – Mendes Bros. Взглянув на них, вы увидите чистейший белоснежный минимализм вкупе с современным искусством на стенах клубов. А это – «квантовый» скачок по сравнению с внешним видом основной массы школ. Очевидно, они потратили силы не только на теоретическую базу знаний и практическую тренерскую деятельность, но и на то, чтобы клуб и бренд «Mendes Bros» стал узнаваем в мире и запомнился людям.
Нашивки клуба разрабатывались с явным внутренним посылом и имеют прекрасный баланс между логотипом, цветом и фоном. Нашивки блестяще выполнили функцию по продвижению бренда и стали известными во всем мире.
И еще один значимый момент – использование в логотипах и нашивках профессиональных полноцветных иллюстраций. Опять же, это эволюция «человечков» с первых нашивок школы Грэйси. Теперь гораздо чаще можно встретить на нашивках полноценные и полноцветные, выполненные на заказ, различные изображения. Ги, «украшенные» подобными нашивками, тоже начинают выглядеть свежее и гораздо более привлекательно, чем обычные монотонные кимоно.
Подобная эволюция внешней атрибутики бразильского джиу-джитсу – хороший знак. Она говорит о развитии спорта, о развитии боевого спорта, боевых искусств. Привлекательный внешний вид соблазняет больше людей, делает спорт интереснее, предлагает более увлекательный «продукт», более нестандартную одежду.
Хорошо это или плохо, делает ли это спорт бизнесом или нет, каждый решает для себя сам. Но в любом случае, наблюдать за эволюцией бразильского джиу-джитсу интересно, и стоит вернуться к этой теме еще через десяток лет.
Перевод: Lionovsky