4 мин.

Ощущение безнадеги и грусти. Во что превратилась карьера Федора

Последний бой Федора Емельяненко оставляет ощущение звенящей пустоты. Можно долго обсуждать их с Митрионом обоюдный нокдаун, но вряд ли это добавит что-то новое к разговорам о его дальнейшей карьере. Все было сказано еще в 2011 году после трех поражений подряд. Время Федора ушло и ушло уже давно. Отчасти он сам ускорил процесс своего краха, не желая менять ни стиль ведения боя, ни систему подготовки.

Последняя его победа над по-настоящему опасным противником, Бреттом Роджерсом, состоялась аж в 2009 году. Выступая на старом запасе, Федор мог ярко побить нетопового бойца, но и это закончилось в прошлом году, когда он едва одолел заурядного полутяжа Фабио Мальдонадо.

***

На протяжении 10 лет Емельяненко был безоговорочно лучшим тяжеловесом планеты, но, чтобы дальше продолжать карьеру на высоком уровне, ему не хватило широты кругозора и, пожалуй, прагматизма.

Федор так и не выучил английский язык и не сменил вовремя тренировочный лагерь. ему не хватило решительного шага – выхода из зоны комфорта, а это закономерный этап в карьере многих топовых бойцов. В какой-то момент ты должен почувствовать себя новичком, ощутить, что мир вокруг тебя встал с ног на голову.

Антонио Родриго Ногейро поехал заниматься боксом со сборной Кубы, Фабрисио Вердум в зрелом возрасте всерьез приналег на тайский бокс под руководством Рафаэля Кордейро, Фрэнк Мир перенес тренировочный лагерь из родного Вегаса в Альбукерке.

Рэнди Кутюр сменил весовую категорию. Шаг, который Федору рекомендовали многие эксперты и доброжелатели. Непонятно, насколько хорошо он бы смотрелся против шустрых полутяжей и, как порядком изношенный организм отреагировал бы на сгонку веса. Но это было бы тем решением-шоком, которое могло, заставить Федора адаптироваться к новым задачам.

Емельяненко предпочел максимально долго сопротивляться любым переменам. Люди в его команде всегда подбирались исходя из того, с кем у Федора складывались хорошие личные отношения. Печальные последствия этого мы видим сейчас. Тренеры Воронов и Мичков, спарринг-партнер Сидельников и другое его окружение – несомненно верные товарищи, но они по уровню своей квалификации были не в состоянии помогать Федору становиться лучше. Скорее, это он их тянул за собой в ущерб собственным интересам.

Да, в какой-то момент Федор стал работать с голландскими тренерами, но вышел ли он благодаря этому из зоны комфорта? Появились ли у него спарринг-партнеры, которые хотят и могут оторвать ему голову? Экс-чемпион UFC Доминик Крус как-то сказал, что его тренер платит по 100 долларов каждому человеку, который отправляет его в нокдаун на тренировке. «И так каждый день», – говорил Доминик. Пример крайний, но показательный. Как Федор даже просто мог оценить свою силу, если он не спарринговал с тяжеловесами мирового уровня?

Его решение тренироваться к последнему бою целиком с голландскими тренерами – выглядит шагом, запоздавшим на световые годы. Так вечный студент с 4-й попытки наконец-то получает заветный диплом. Только ему 40 лет и он со своим дипломом уже никому не нужен.

***

Емельяненко уже заявил, что продолжит карьеру. Выступать, когда ты являешься бледной тенью того бойца, каким когда-то был – не сильно веселый, но вполне традиционный итог карьеры многих великих чемпионов.

Почему Федор делает это? Вряд ли, чтобы подписать своих учеников в Bellator. Возвращаться только из-за этого в клетку – все равно что разгонять ворон на огороде с помощью выстрелов из крупнокалиберного пулемета. Потому что он залечил травмы и решил, что еще может сделать что-то великое? Не похоже, чтобы Федор избавился от травм, которые мешали ему бороться и вести бой в партере. Кроме того, он предпочел подписаться в Bellator– а великие дела делаются в UFC. Напрашивается ответ – деньги. У Федора 4 дочери  (младшая родилась в этом году), а Скотт Кокер может предложить суммы гораздо большие, чем Дэйна Уайт или Виталий Мутко. Решение работать с Кокером – часть все той же истории про зону комфорта. Скотт – не самый сильный промоутер, но зато человек, с которым Федору легко и удобно общаться.

Режиссер великого фильма «Ночи в стиле буги» Пол Андерсон говорил, что хотел придумать максимально грустный финал для своих героев, при условии, что все остаются живы. У Андерсона получилось – мир вокруг неумолимо менялся, а герои делали то же, что и всегда. Нечто подобное мы будем продолжать наблюдать в случае с Федором Емельяненко и с каждым новым боем ощущение грусти и безнадеги будет только усиливаться.

Фото: Global Look Press/Amy Sanderson/ZUMAPRESS.com