6 мин.

Да, Флойд vs Конор – это бой ради денег. И это нормально

Больше всего мне хочется узнать, что о предстоящем бое думают 205-килограммовый рестлер Биг Шоу и безумная певица Шинейд О’Конор. Первому Флойд сломал нос в 2008 году во время матча по рестлингу. Вторая – в прямом эфире разорвала на мелкие кусочки портрет Папы Римского, а в 2015 живьем пела балладу «Foggy Dew», когда Конор МагКгрегор шел к клетке, чтобы завоевать свой первый пояс UFC. Только комментарии деятелей индустрии развлечений настолько высокого класса будут конгениальны предстоящему событию.

***

«Это не спорт», – говорят критики, уверяющие, что этот бой – вредное явление для бокса. Вся фишка в том, что бокс никогда не был чистым спортом. А может вообще никогда и не был спортом в принципе. Кулачные бои за деньги эволюционировали (чемпионские пояса, весовые категории и допинг-контроль), чтобы выживать в современном мире на правах легального и уважаемого обществом вида развлечений.

Мощным культурным явлением профессиональный бокс стал, когда в бизнес включились обаятельные проходимцы высшей пробы и талантливые авантюристы высокого полета, которые вывели кулачные бои на вершину индустрии развлечений. Например, промоутер Текст Рикард, организовавший в 1921 году бой Джека Демпси против Жоржа Шарпентье, на который пришло более 90 000 зрителей. Или Дон Кинг, устроивший величайшие бои Мохаммеда Али против Фрейзера и Формана на деньги диктаторов Филиппин Фердинанда Маркоса и Заира Мобуту Сесе Секо.

«Это все только ради денег», – говорят те же самые критики. Разумеется, ради денег. Бокс стал великим именно потому, что на нем пытались заработать астрономические суммы вышеупомянутые аферисты и пройдохи. Все самые большие бои профессиональных боксеров – высококлассные, дерзкие и необычные аферы. Выдающийся промоутер Дон Кинг пилил деньги не только диктаторов стран третьего мира, но и засевшей в Кливленде итальянской мафии или будущего президента США Дональда Трампа, который в 80-е захотел сделать из Нью-Джерси новый Лас-Вегас и не скупился вкладывать миллионы в проведение поединков Майка Тайсона и Роберто Дюрана. Ради денег два телеканала-конкурента HBO и Showtime объединили усилия в 2002 году, чтобы сделать возможным бой Майка Тайсона против Леннокса Льюиса. Интриги в нем было, конечно, больше, чем перед боем величайшего боксера современности Мэйвезера против чемпиона UFC МакГрегора, который дрался только по правилам ММА, но ненамного. На протяжении 5 лет перед боем с Льюисом Тайсон не побеждал ни одного по-настоящему серьезного оппонента.

***

«Это цирк и фрик-шоу», – говорят промоутеры-конкуренты вроде Оскара Де Ла Хойи и люди, которые не врубаются в суть и традиции бокса. Бой Флойда с Конором сравнивают с поединком Мохаммеда Али против рестлера Антонио Иноки 1976 года и это совсем неудачное сравнение. Тот поединок так и не попал в официальный послужной список Али. Он обернулся странным выступлением обоих бойцов и измененными в последний момент правилами – там было сделано все, чтобы настоящего боя не получилось. Мэйвезер – МакГрегор – вполне нормативный 12-раундовый бой с 10-унцевыми перчатками. Это немного странное явление, но вполне в традициях профессионального бокса. В 1957 году чемпион мира в тяжелом весе Флойд Паттерсон (на тот момент 33 победы и 1 поражение) сразился с Олимпийским чемпионом Питом Радемахером, который проводил свой первый бой в профессионалах. В Азии заслуженные чемпионы проводили бои или даже защищали титулы против бойцов, у которых не набиралось и десяти профессиональных боев по боксу.

Главное отличие поединка МакГрегор – Мэйвезер от великих боев прошлого в том, что еще ни разу сами бойцы не влияли настолько сильно на промоутеров при организации поединка. Да и в целом не влияли на индустрию своими действиями за пределами клетки и ринга. Особенно это касается Флойда Мэйвезера. За 20-летнюю карьеру в боксе Мэйвезер стал человеком, который гнет индустрию боев и развлечений, как Нео ложку в первой «Матрице» – усилием воли. Никакой ложки нет – есть только Флойд Мэйвезер, который просчитал все риски и прибыли и угадал, что из всех возможных боев – только этот вызовет настолько бешеный резонанс.

***

Боем с МакГрегором Флойд спасает бокс, возвращая своему спорту непредсказуемость, которой ему сильно не хватало последние несколько лет. Все события по сравнению с этим теперь выглядят чаепитием в кукольном домике. Так, 16 сентября состоится бой Геннадия Головкина против Сауля «Канело» Альвареса. До объявления боя Конора против Флойда он считался главным боксерским событием года. На кону три престижных пояса (WBC, WBA, IBF) в среднем весе. Оба бойца входят в десятку лучших боксеров вне зависимости от веса. Чисто боксерской интриги в нем гораздо больше, фаворита не угадаешь с ходу, результат предсказать трудно, но глобально этот поединок все равно выходит более предсказуемым явлением. Результат боя Головкин-Альварес будет интересен болельщикам этих боксеров и людям, погруженным в бокс. Бой МакГрегор – Мэйвезер – уже стал инфоповодом, который на слуху у всех без исключения. Если главная интрига в бою Головкин-Альварес – кто победит, то в бою Флойда против Конора – интрига в каждом мельчайшем нюансе, связанном с поединком.

***

Как они будут действовать в первые секунды боя? Почувствует ли Мэйвезер удар Конора в тяжелой боксерской перчатке? Что они будут говорить на пресс-конференции? Как будут вести себя на взвешивании? Кто, в конце концов, будет рефери в этом бою? На последнем хочется остановиться поподробнее. Тренер МакГрегора, Джон Кавана, хочет, чтобы рефери стал специалист из мира ММА, который позволит бойцам больше бороться, драться в клинче и бить вблизи. Флойд явно будет настаивать на более нормативной кандидатуре из мира бокса. Но само событие настолько неординарное, что тут нужен персонаж под стать бойцам.

Сразу вспоминается, что одним из кандидатов на роль рефери на поединке Джека Джонсона против Джеймса Джеффриса 1910 года был великий писатель Сэр Артур Конан Дойл. Еще одним – 27-й президент США Уильям Говард Тафт. Все это неизбежно наводит нас на мысль, что лучшая кандидатура на роль рефери в этом бою – 45-й президент США Дональд Трамп. Только он – единственный деятель индустрии развлечений в мире соответствующий уровню такого события.