Харитонов и не только. Почему я буду болеть за российских бойцов
Мы согласны с тем, что болеть за наших просто ради того, чтобы болеть за наших выглядит до тошноты примитивно. Мы и не требуем. Это даже не значит, что мы не можем иронизировать о тех или иных неудачах спортсменов.
Спорт - это, прежде всего, зрелище, развлечение, дающее право осуждать и даже смеятся. Речь о том, что российские бойцы, возможно, самые недооцененные для своих фанатов. То есть мы по умолчанию часто ждем от них большего, чем стоит, а потому злимся на поражения тоже сильнее. На фоне спортсменов из других стран и на фоне спортсменов из России из других видов спорта.
Вопрос «боления» и поддержки - это ведь, кроме симпатий, еще и вопрос доверия. Верю ли я, что человек сделал все для своей победы, чтобы всерьез переживать за него. И тут самое главное - когда мы говорим «сделал все», мы не всегда понимаем, в каких условиях это самое все приходится делать. В ММА - нет фиксированных зарплат, как в олимпийских сборных. Ладно футбол, но вы должны понимать, что все спортсмены всех олимпийских сборных получают зарплаты, которые как минимум позволяют им не думать, чем зарабатывать на жизнь, а как максимум помогают не отвлекаться от тренировок. Речь идет о 50 100 тысячах в месяц. Не надо работать тренером, не надо соглашаться на сомнительные авантюры, чтобы заработать.
Кроме этого в российских сборных такой уровень поддержки спортсменов и такое финансирование, что там часто стыдно не выигрывать золото. Просто, кто обращает внимание, как готовятся например в бобслее или баскетболе? А в ММА принято быть на виду. Для тех условий, в которых существуют наши бойцы, мы имеем более чем хорошие результаты. Взять хоть тех, кто на виду. Шлеменко большую часть карьеры тренировался в старом зале бывшей заводской столовой. Вы все знаете цитату про отца Хабиба «Когда борцы перестали помещаться в домашнем спортзале, Абдулманап Нурмагомедов продал четырех быков и оборудовал просторный зал в школе». Алексей Олейник долгое время совмещал ММА с работой и перепробовал кучу профессий. Половина молодых парней, которые сегодня выступают в России получают 1-2 тысячи долларов гонораром при трех-четырех боях в год и вынуждены на эти деньги готовиться, чтобы узнавать из Интернета, как готовиться правильно и «когда уже подпишешься в UFC?».
Здесь, конечно, можно сказать, что в других странах точно также. И да, и нет. Из стран с невысоким уровнем жизни хорошим подбором бойцов ММА может хвастаться, наверное, только Бразилия. Но Бразилия в общем-то похожа на Дагестан только с населением 200 миллионов человек и в одном часовом поясе с США. Там люди любят заниматься спортом, там есть кому учить спорту, а социальные условия там увы для многих делают спорт шансом пробиться к достатку.
Другой супердержавой в ММА является США, и вот тут уж в чистом виде играет роль уровень жизни. Да, половина бойцов из Америки расскажет вам историю о том, как они пошли в смешанные единоборства от бедности. Но вы ведь и сами знаете, сколько из них пришли в ММА, имея борцовскую базу. Школьный и студенческий спорт в Америке развит на таком уровне, что сравнивать стартовые условия Андрея Корешкова и Джонни Хендрикса например будет немного смешно. Спортивная инфраструктура в Америке на школьном и студенческом уровне развита в десятки раз лучше, чем в России. И это, к сожалению, часто недооценивают. Наконец сложно отрицать - мы в принципе живем не так обеспеченно, как люди в других странах.
Боец ММА из России и боец ММА из США произносящий «мне помогают родители», к сожалению, часто имеют в виду совершенно разную помощь. И это тоже влияет.
Наконец география и язык. 25 российских бойцов в UFC вовсе не значит, что это все, что может наша страна, просто зачем подписывать парня из Брянска, который набил 8-0 в Fight Nights или М-1, когда можно подписать парня из Окснарда, у которого 10-2, благодаря выступлениям в TFA или ROC. Зачем тратить деньги на билеты каждый бой и слушать, как переводит переводчик, если парень из Брянска может оказаться хуже, ведь не факт, что будет лучше.
Чуть выше мы сказали, что в ММА все большей степени на виду, чем в некоторых других видах спорта. Мы не можем говорить за всех, но есть ощущение, что большая часть парней из России реально старается и хочет пробиться. Мы не можем судить по 30-секундным роликам из instagram, что каждый боец с бордовым паспортом в рюкзаке Fairtex не отлынивает в третьем раунде круговой тренировки и встает в спарринг с тем, от кого точно получит, чтобы не получить в бою. Но, кажется, многие из них искренне стараются.
Мы не знаем, почему Сергей Харитонов не поехал в США за три недели, чтобы пройти нормальную акклиматизацию, было ли ему, чем платить за жилье в этот период и не было ли у него проблем дома. Мы даже скорее поверим, что Сергей не очень педантично относился к своим тренировкам, но он пропустил удар от парня, который умеет бить. По крайней мере, Харитонов не убегал, как убегал от него когда-то Оверим.
Мы не знаем, почему Андрей Корешков не едет в Дагестан тренировать борьбу после поражения от Аскрена. Может потому что в Дагестане его не очень ждут, чтобы давать жилье и кормить. Может он бы привез оттуда новые травмы, а может у него просто есть желание побеждать именно на своей школе. И он имеет на него право, потому что тренируется на свои деньги, не на деньги министерства спорта. Ну то есть он никому ничего не должен своей карьерой.
Мы не знаем, почему Федор продолжает тренироваться в Осколе, хотя очевидно, что Ден Хендерсон знает и умеет куда больше, чем Кирилл Сидельников. Но, когда Федора не показывали по ТВ, и даже на уровне Белгородской области не было желающих финансировать его подготовку, он не ушел работать в ЧОП, а приехал в Японию и разбил там Ногейру, заслужив пожизненное право тренироваться так, как ему комфортно.
Если вернуться к началу, то все-таки хочется верить, что мы выступаем неплохо для тех условий, что у нас есть. Для той экономики, которая есть в нашей стране, для той труднодоступности США, с которой живем. Для той платежеспособности зрителей в местных промоушенах. Хочется верить, что многие из тех, кто хотели бы разместиться на первых строчках сайта Sherdog реально стараются для этого, просто оказаться там действительно трудно. Когда Сергей Харитонов летит на пол после удара от Хавиера Айалы, я понимаю, что в этом поражении есть очень большая часть его вины. Но за 16 секунд до этого, мне искренне хотелось, чтобы он выиграл. Я ведь готов поверить, что он эту победу заслужил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Лицо без шарма. Почему UFC ничего не потеряет от ухода Алдо
Самые неожиданные мысли о ситуации с Марией Емельяненко
«Ты воспитал брата-наркомана». Как спорят с Федором Емельяненко после турнира в Грозном
«Возьми переводчик и читай». Что пишут фанаты ММА Конору МакГрегору, Эдди Альваресу и Дане Уайту
9 звезд UFC, которые могут неожиданно оказаться в российских промоушенах
Ring Girls Versus. Бритни Палмер против Илоны Левушкиной
Нэйт Диас топчет ирландский флаг и больше не хочет драться за 20 тысяч