«MMA не для тех, кто хочет заработать денег». Интервью с Кириллом Семенцовым
В эксклюзивном интервью для Blood&Sweat менеджер проекта Battle Beetle рассказал о жизни начинающего бойца в США, особенностях выступлений за рубежом и менеджменте бойцов в России.
— Давай начнем с США и того, как ты поехал туда строить карьеру бойца.
— Да, изначально я там побывал в 2007 году по программе студенческого обмена, сразу было желание выступить по ММА за океаном. Но выступить в тот раз не удалось — все соперники в последний момент снимались с поединков, не обладая достаточным количеством информации обо мне. Кстати, среди них был и теперь уже ветеран UFC Джон Ховард. Подраться получилось только во вторую поездку, через год после первого визита (на турнире WCF Кирилл задушил соперника в первом раунде — прим. автора).
Благодаря той победе попал на заметку к нужным людям и мне предложили приехать еще и на этот раз помогли с проживанием и условиями для тренировок. Так что я поехал туда за мечтой и провел в США некоторое время, тренируясь и постоянно находясь в боевой готовности, в надежде, что в скором времени мне все-таки удастся выступить. Но поединки срывались буквально за несколько дней до назначенной даты — то соперник не предоставит результаты медицинских обследований, то травмируется. Сейчас я как менеджер уже понимаю, насколько велика вероятность отмены поединка в последний момент и как тяжело организовать бой.
— Как выжить в США профессиональному бойцу без боев?
— Тяжело, конечно. Работал на “черных” работах нелегалом, потому что нельзя было устроиться официально. Помогали партнеры по тренировкам, у которых был свой бизнес. Так что могу сказать для тех, кто думает, что Америка — это булка с маслом — вы ошибаетесь. Там люди действительно крутятся как белки в колесе, нужно постоянно работать, чтобы хоть как-то оплачивать свои счета. Некоторые экономят на воде, на электричестве, не включают дома нормально отопление, чтобы не разориться на коммунальных расходах. Ночью спишь и идет пар изо рта — все ради того, чтобы сэкономить.
— У нас часто привозят заграничных бойцов для статусности турнира. А как небольшие промоушены в США относятся к русским на твоем опыте?
— У них немного другая картина. США — изначально очень многонациональная страна. Там и приглашать никого не надо. Захотят — найдут среди местных бойцов этнических бразильцев, русских, японцев, да кого угодно, в общем. А по поводу отношения организаторов, все в полном порядке, относятся ко всем бойцам с должным вниманием. И, кстати, если в бою встречаются, скажем, русский и американец, совсем необязательно, что все до одного зрителя на трибунах будут болеть за своего бойца. Поддерживают всех участников и понимают, что весь экшен, который бойцы устраивают в клетке — именно ради зрителей. Это американские фанаты привыкли ценить.
— В 2013 году тебе удалось посетить турнир UFC FN 26: Shogun vs. Sonnen. Можешь сравнить общую атмосферу на этом турнире с российскими? Чувствуется, почему они лидеры?
— Когда жил в Америке, очень ждал прихода UFC в Бостон. Ведь помимо того, что я ехал туда бойцом, я еще был огромным фанатом этого спорта. В то время я смотрел все турниры полностью без исключения, начиная с UFC 89. Поэтому был очень рад, когда объявили кард в Бостоне, и сразу купил билет.
А что касается самого мероприятия — действительно крутая атмосфера даже на взвешивании. Там собирается довольно большое количество людей, с нашими взвешиваниями не сравнить. На самом шоу впечатляет большая арена и заводная толпа, причем они довольно хорошо разбираются в боях, активно реагируют на все происходящее внутри октагона. Размах шоу заметен, конечно.
— Не могу не спросить про одного бойца, выступавшего в том карде — Конор Макгрегор бился против Макса Холлоуэя. Тогда уже было заметно, что этот парень достоин быть чемпионом, был какой-то хайп?
— На тот момент я еще не знал о его существовании, но мои партнеры по тренировкам, ирландцы по происхождению, были в ожидании его боя. Тем более, в первом бою до этого он нокаутировал Маркуса Бримэйджа. МакГрегор приехал с большой делегацией, были его сестры, вся семья. Они ходили, кричали как сумасшедшие, привлекали к себе внимание, но больше в шутку, да и на трибунах было очень много людей, раскрашенных в ирландские цвета и с флагами.
В самом бою мне понравилась его манера ведения поединка: поднятый вверх подбородок, опущенные руки, и при этом все это работало и приносило эффективность. Так что, он уже тогда выделялся этим на фоне других бойцов.
— Во время поездок в США вы тренировались в известных ММА-залах. Какой зал или тренер впечатлил больше всего?
— Самыми топовыми залами были Blackhouse и Kings MMA. Не могу выбрать между ними, оба зала шикарные. Как в плане технического оснащения, так и по составу бойцов в этих командах. Смотришь и каждый человек в помещении известный боец, многие топовые бойцы UFC.
Во всех залах там очень приятная атмосфера — все подбадривают друг друга и помогают готовиться к выступлениям, благодаря этому они так быстро растут.
— Во сколько обходится средний тренировочный сбор в США? Сколько стоят тренеры, проживание в зале, спарринг-партнеры?
— По-разному. Все зависит от конкретного зала. Если полный тренировочный сбор к бою проводится в конкретном клубе, то чаще всего в качестве оплаты за тренировки клуб получает около 10% от гонорара спортсмена.
Очень удобно, если зал располагает собственным общежитием: близкое расположение тренировочной базы — большой плюс. Но в большинстве случаев придется арендовать апартаменты или дом, здесь цены, конечно, варьируются. Все зависит от конкретных условий проживания, жилой площади, территориального расположения, количества проживающих и других факторов.
Ну, скажем, очень приблизительно, в месяц с учетом проживания 3-х человек в двухкомнатной квартире, одному человеку выйдет около 500$ на проживание, столько же на еду в магазине и около 200$ за абонемент в зал. Аренда небольшого автомобиля, типа Toyota Corolla или Hyundai Accent, будет стоить 1300-1400$. Без машины там никак, потому что система общественного транспорта, за исключением больших мегаполисов, в США развита достаточно слабо.
Кстати, компании, занимающиеся арендой авто, на сайте выставляют совершенно другую цену, скажем, 700$ в месяц за машину эконом-класса, а по факту, с учетом федеральных и местных налогов, к оплате запрашивается сумма, в разы превышающая первоначальную. К этому надо быть тоже готовым.
Вот и получается около 1650$ на человека в месяц без учета перелета. Опять же, повторюсь, все очень приблизительно.
— Некоторые залы в США берут % с гонорара бойца вместо оплаты за тренировочный процесс, это выгодная схема для бойцов?
— Начнем с того, что в случае оплаты залу комиссии с гонорара тебе будет оказываться соответствующее внимание со стороны тренеров. Здесь уже можно говорить об индивидуальном подходе и построении тренировочного процесса конкретно «под тебя».
Если боец 5-6 дней в неделю полноценно готовится в конкретном зале, и тренеры при этом уделяют ему должное внимание, то, конечно, в оплате «процента» залу есть смысл. Но при этом не стоит забывать, что на высоком уровне необходимо посещать и другие залы помимо своего основного. Возьмем ту же функциональную подготовку, без которой не обойтись никак — над ней топовые бойцы часто работают в специализированных клубах. Или, скажем, узкий специалист, тренер по боксу или борьбе, которого нет в основном зале спортсмена. Все это оплачивается отдельно.
— Еще один сложный момент для выступления за границей — местное законодательство. Есть ли особенности при подготовке к выступлениям в США?
— Безусловно. Прежде всего, бойцу необходимо оформить рабочую визу, дающую право выступать по профессионалам и получать за это финансовый доход. Это сложный и довольно длительный процесс. Сначала американская сторона подает на спортсмена специальную петицию в иммиграционную службу США. Эта петиция подкрепляется многочисленными документами, которые надо официально перевести на английский язык. Все это в течение определенного срока рассматривается и в случае одобрения (что далеко не всегда вероятно) спортсмен уже подает заявление на оформление визы соответствующей категории. Здесь замечу, что одобрение петиции не всегда означает одобрение визы.
К счастью, я сам вместе со своими американскими менеджерами проходил процесс оформления подобной визы от начала до конца и благополучно ее получил. Так что теперь знаю все тонкости и особенности этой процедуры, а также то, как можно повысить шансы документального подтверждения статуса профессионального спортсмена и выдачи визы.
— Когда говорят о западных бойцах, часто упоминается термин “бойцовская лицензия”. Что это?
— Да, еще одна особенность при подготовке к выступлению в США — получение бойцовской лицензии Атлетической комиссии штата. Для оформления такой лицензии и сопутствующих ей документов, во-первых, нужна определенная «бумажная» работа. Это заполнение многочисленных заявлений, договоров и письменных соглашений. Во-вторых, боец обязан пройти осмотр у врачей-специалистов, а также предоставить результаты медицинских исследований, включая МРТ головного мозга, ЭКГ и анализы крови на ВИЧ, гепатиты B и С. В условиях американской системы здравоохранения это, конечно, отдельная статья расходов для команды бойца.
К слову, лицензия требуется не только спортсменам, но и всем действующим лицам ММА-индустрии. Промоутеры, матчмейкеры, менеджеры, судьи, даже секунданты – все должны приобрести лицензию на ведение своей деятельности. Для каждой категории специалистов предусматривается разная цена. Дороже всего это, конечно, обойдется промоутеру или организатору. В этой связи скажу, что в США люди не всегда решаются заниматься организацией профессиональных турниров — в случае небольших региональных шоу, с учетом стандартных расходов на проведение, это зачастую оказывается невыгодно. Поэтому выбор многих организаторов падает на проведение любительских турниров. Там и лицензия в разы дешевле, и выплата гонорара бойцам не предусмотрена.
— В чем еще отличие любительского и профессионального MMA в США? Есть ли разница в проведении любительских соревнований в России и США?
— У нас в России такие поединки, так же, как и турниры по другим видам единоборств, проходят по четкому соревновательному регламенту и носят чисто спортивный характер. Проще говоря, в каждой весовой категории есть турнирная сетка, спортсмены борются за медали, отбираются к участию в Чемпионатах России, Европы и мира. В США же — картина совершенно другого плана. Любительские бои, за исключением некоторых нюансов в правилах, там ничем не отличаются от профессиональных. Велик элемент шоу. Та же ревущая толпа фанатов, громкая музыка и ринг-анонсер, задающий тон мероприятию. Среди участников подобных бойцовских вечеров есть те, для кого это не более чем испытание, шанс попробовать себя в реальном жестком поединке, для других же любительская лига — это серьезная ступень к последующему переходу в профи. Многие бойцы мирового уровня из США начинали когда-то свой путь именно с любителей.
— Возвращаясь к твоей истории, чем закончилось проживание в США?
— В итоге, несмотря на то, что я получил спортивную визу для выступлений в США, было принято решение вернуться в Россию. Потому что мне на тот момент уже было 28 лет — не самый молодой для спортсмена возраст, бойцовская карьера развивалась медленно, а время, которое могло быть потрачено на развитие в другой сфере, уходило. Но зато полученный в то время опыт общения с американскими менеджерами, бойцами, матчмейкерами и тренерами помог мне понять то, как на самом деле устроена индустрия ММА. Конечно, сейчас это очень помогает мне в моей работе.
— В итоге вы выбрали Россию?
— Да, я люблю свою страну и мне здесь как-то роднее и легче жить. Свои люди, опять же. Практически сразу после возвращения получил приглашение работать корреспондентом в программе “Планета ММА” на телеканале “Санкт-Петербург”. Уже в Питере автор и ведущий этой программы Дмитрий Вишняков, познакомил меня с Сергеем Никитиным. Я начал тренироваться в Борцовском Клубе и параллельно работать с Сергеем как режиссер и автор сценариев документальных фильмов, писал сценарии и для “Борцовского клуба”.
— Российские фанаты смешанных единоборств впервые узнали о тебе как о менеджере проекта Борцовский Клуб. Почему ты принял решение развиваться как менеджер?
— Ох, тут целого интервью не хватит. С одной стороны, я с детства занимался спортом в родном городе Перми и добился кое-каких результатов: выполнил мастера спорта по боевому самбо, рукопашному бою и панкратиону. А с другой — получил образование в сфере иностранных языков. Так что я искал точку соприкосновения между этими сферами и в итоге пришел к менеджерству бойцов.
— Менеджер бойцов — довольно редкая профессия для нашей страны, плюс обычно работа этих людей не видна обычным болельщикам. Что входит в обязанности менеджера?
— В первую очередь, это построение карьеры бойца, поиск соперников, связь с промоутерами и организаторами турниров, матчмейкерами. Важно вести своего бойца, чтобы он не попал сразу под танки в начале карьеры, на опытных соперников. Необходимо постепенно выстраивать карьеру, повышать уровень оппозиции. Также спонсорские контракты, организация поездок на соревнования и сборы — все на плечах менеджера.
— А взаимодействие со СМИ, PR спортсмена — обязанность менеджера?
— Да, конечно, все это контролирует менеджер спортсмена. Он должен находить каналы и выходы на СМИ отраслевые и общие. Но эта работа больше нужна уже, когда у бойца уже есть несколько проведенных поединков, и он хотя бы минимальным образом заявил о себе. Хотя, если есть какая-то фишка, интересная деталь в судьбе, образе жизни, манере поведения бойца, за которую можно зацепиться — можно заняться этим и в начале его карьеры.
— Насколько вообще широк этот рынок? Есть ли смысл молодым ребятам, которые хотят стать менеджерами бойцов, развиваться в этом направлении?
— Самое главное, если вы хотите заниматься этим бизнесом — вам нужен ресурс бойцов. Если вам есть что предложить матчмейкерам и вы адекватно общаетесь, можете себя преподнести и поддерживать партнерские отношения — вы сможете заниматься менеджерской работой. Ну, и конечно, если нацеливаться на заграничные промоушены, то владение английским языком на хорошем уровне просто необходимо.
— Какой процент от гонорара в среднем берет менеджер в России?
— В среднем менеджерский процент в России колеблется от 10 до 30% от прибыли, полученной бойцом. Опять же, комиссия менеджера должна быть соразмерна объему проделанной им работы. Мало быть просто посредником между бойцом и организатором. Заключение спонсорских контрактов, взаимодействие со СМИ, пиар, организация сборов, обсуждение контрактных обязательств и многое другое — все это работа менеджера.
— Еще совсем недавно большинство бойцов жаловалось на низкие гонорары. Если даже бойцы получают мало, то как существуют менеджеры? Возможно ли быть только менеджером бойцов или это всегда дополнительная нагрузка?
— Говоря о бойцах, на протяжении большей части профессиональной карьеры невозможно жить только на деньги от боев. Как в России, так и на Западе. Я брал интервью у известных бойцов UFC, топовых спортсменов, говорил с ними именно о том, как выживают бойцы, и они все в один голос говорят: это спорт не для тех, кто хочет заработать денег. Это возможность заниматься любимым делом и получать за это какие-то деньги. По большому счету, огромное количество бойцов UFC имеет вторую работу, работают тренерами или еще кем-то.
Не нужно забывать, что гонорары, которые мы видим — это не конечная цифра, которую получает боец. Часть нужно отдать тренеру, оплатить аренду зала и зарплату менеджеру, налоги. Весомая часть расходов при проведении тренировочных кэмпов в США — это очень дорогая западная медицина и здоровое питание, которое необходимо при подготовке к боям.
Что касается менеджеров, то есть отдельные люди, которые собрали большой ростер бойцов и могут жить только на процент от гонораров. Но в большинстве случаев — это хобби. Мне нравится продвигать бойцов, я сам это проходил, когда жил в США. Кстати, мои менеджеры в США тоже работали: один в рекламном агентстве, другой топ-менеджером в сельскохозяйственной компании. Менеджерство было лишь дополнительным занятием для них.
— ММА развивается, и бойцов сейчас очень много. Как убедить промоутера пригласить именно твоего клиента?
— Прежде всего, промоутеры работают с определенным знакомым списком людей, которые себя зарекомендовали и с кем они привыкли иметь дело. Так что если с тобой начали работать, то нужно держать марку — быстро предоставлять данные по своим клиентам, привозить на турниры надежных бойцов. Со временем нарабатывается репутация, и ты попадаешь в эти списки избранных, с кем будут работать организации.
— За последние несколько лет конкуренция среди российских промоушенов сильно выросла. Как это повлияло на работу менеджеров в России?
— С одной стороны, стало проще, потому что есть выбор организаций. С другой — больше людей, которые занимаются этим, и конкуренция за место в карде сильно выросла. У того же ACB огромный выбор бойцов, и они могут выбирать из них.
— Ну и напоследок расскажи какими проектами занимаешься сейчас, чтобы российская аудитория ММА знала, за кем следить?
— Сейчас занимаюсь своим youtube-каналом Battle Beetle — это обучающие ролики по отечественным видам единоборств и другой видеоконтент по этой тематике, все это выходит на английском языке и рассчитано в основном на иностранную аудиторию. В этом направлении работаю со своим партнером Станиславом Соловьевым, который отвечает за медиапродакшн. Также в команде с моим товарищем Игорем Писаревым занимаемся менеджментом бойцов, компания называется Battle Beetle Management. Кроме того, веду тренерскую деятельность в клубе “Алмаз”.
Оригинал статьи на сайте Blood&Sweat
Другие статьи в блоге:
- 7 героических поступков бойцов MMA
- "В этом спорте платят тем, кто востребован у аудитории". Интервью с бойцом М-1 Сергеем Романовым