8 мин.

Наталья Буланова: «Пиар – это искусство видеть стратегию»

Как Вы попали в мир единоборств?

- После института я искала работу,  тогда никакого отношения к боям я не имела - откликнулась на вакансию пиар-менеджера энергетического напитка. Мне сказали, что из всех кандидатов я произвожу самое адекватное впечатление – на тот момент у меня уже был опыт работы, во время учебы в институте я проходила практику, активно работала, был опыт написания текстов и именно это понравилось работодателю. Позже я узнала, что владелец напитка М-1 Формула и владелец Лиги М-1 это Вадим Финкельштейн.

Первое время было очень сложно. Есть напиток и есть бои, естественно, что пиар напитка шел через бои. Моя задача была наладить работу с прессой с нуля. Испытательный срок у меня был два месяца, но если через месяц я не покажу результата, меня пообещали уволить. Я испугалась и уже через десять дней смогла сделать сюжет на НТВ с Романом Зенцовым.

Так же я столкнулась с негативом по отношению к пиару в целом, даже элементарно отказывались предоставлять информацию.

Затем стал выбор: работать в М-1 либо развивать свой бизнес. В связи с большим опытом работы в боях и дальше было много работы в этой сфере и до сих пор мое агентство – единственное агентство в России, которое специализируется на продвижение единоборств.

Если посмотреть портфолио Вашего PR агентства, то видно, что Вы занимаетесь пиаром не только в сфере единоборств. А с кем все таки лично Вам комфортнее работать?

- Комфортнее, конечно в сфере единоборств, поскольку единоборства моя любимая тема, то чем изначально я занимаюсь. Я могу сказать как пиарщик, что спорт пиарить проще всего. Бизнес пиарить очень тяжело, поскольку пиар всегда воспринимается как реклама. Пиарить спорт проще, потому что не приходится думать про информационные поводы – постоянно идут турниры, постоянно идут бои. Даже если мы пиарим спортивный клуб, у которых есть действующие спортсмены, каждый бой этого спортсмена это уже информационный повод. С другой стороны, если брать бизнес сферу, в бизнесе понимают, что если они не будут вкладываться в рекламу и пиар, у них сразу же упадут продажи.

Что нужно сделать, чтобы стать пиарщиком ММА номер один в России?

- Я считаю, что мне повезло – оказалась в нужном месте, в нужное время. Начиная работать в  Лиге М-1 десять лет назад на тот момент у меня практически не было конкурентов. Я не считаю что для пиарщика нужно специальное образование, это в первую очередь искусство коммуникации, это искусство видеть стратегию. Многие журналисты мне говорят, что я единственный из пиарщиков у кого задача не только отработать бюджет заказчика, а именно мыслить стратегически и смотреть на несколько шагов вперед.

Я перестала читать комментарии в социальных сетях – очень много негатива. Все думают, что только хожу и летаю на турниры потусоваться, ловлю кайф от жизни. Но при этом никто не видит огромной работы, не редко когда я сама сижу до четырех-пяти утра. Например, если у вас заканчивается семинар или турнир в час ночи, вы не можете пойти и лечь спать, в надежде, что все организуется само собой. Мы должны сделать пресс-релиз, мы должны сделать рассылку, проконтролировать выход публикации, потому что новость является новостью, пока она является свежей.      

Согласны ли Вы с мнением, что индустрия ММА в России динамично развивается и за последние годы произошел хороший скачок?

- Я не вижу скачка, я вижу рост интереса к этому виду спорта, рост количества турниров, но, честно, я не могу сказать, что что-то революционно изменилось. Журналисты как писали плохо про единоборства – так они и пишут плохо. Каких то новых СМИ о единоборствах не появилось. Большинство сайтов, которые называют себя СМИ и специализируются на теме единоборств, не являются СМИ в полной мере. СМИ – это система, которая функционирует: должен быть отдел рекламы, хорошее средство массовой информации должно существовать за счет рекламы. Дорогая реклама, потому что интересные материалы, если материалы плохие, то и реклама продаваться не будет и рано или поздно придется делать платные публикации. Когда количество платных публикаций превышает количество бесплатных, я считаю, идет деградация издания.

Скачка особо я не вижу. Сейчас в Москве ближайшее событие по ММА будет в октябре. Я помню времена, когда приходилось разрываться – за одни выходные могли позвать на разные события.

Может быть, потому что народ насытился турнирами?

- Я не считаю, что народ насытился, потому что, у нас это только набирает обороты. Двух одинаковых боев и турниров не бывает. Я уверена, что люди ходили бы на бои и раз в неделю, и раз в две недели.

Сейчас существует проблема, что количество бойцов в несколько раз превышает количество турниров, на которых они могут драться. В этом плане была хороша организация «Оплот», когда они проводили бои каждую субботу. У бойцов были бои, была работа у ринг - анонсера, у судей и при этом люди набирали опыт и очень много было зрителей, залы никогда у них пустые не были. Я, в принципе, за такую схему.

Что бы Вы хотели поменять в текущем Российском рынке ММА? 

- У нас нет института менеджмента, нет института пиара. Если вы тратите 10 миллионов рублей на проведение одного турнира, то почему вы тратите сто тысяч рублей на рекламу и пиар. Если вы тратите большие деньги, но при этом о турнире знают только ваши родственники, друзьям и ближний круг фанатов, то вы эти деньги выкинули зря. Мое мнение, что всем турнирам не повредил бы реальный пиар. Почему то никто не лечит своему ребенку сам зубы с набором «Юный стоматолог», все привыкли, что есть врач. Но при этом каждый считает, что может сам написать статью. И это «да я сам напишу», заканчивается ровно тогда, когда человек садится писать. Поэтому в моем понимании, у нас не хватает понимания пиара. Хотя, я считаю, что ММА это та сфера, где пиар нужен больше всего, и эта та сфера, где он меньше всего используется.

Кто, по-вашему, из российских промоушенов двигается в правильном направлении?

В плане пиара более правильно двигается FIGHT NIGHTS. В плане развития правильно двигается АСВ, но, я не смогу быть объективной по поводу их лиги (потому то мы работали с ними) но, на мой взгляд, недостаточно пиара. Конечно, лучший пиар лиги – это количество турниров, лучший пиар бойца- это его бои. Но почему вы отказываетесь от львиной доли своей известности. Я не вижу ни у одной лиги четкой линии концепции пиара. Наверно не зря крупные компании вкладываются в пиар. Все знают «Самсунг», «LG», все знают «Мерседес», но они вкладываются в рекламу. Почему лиги, которые недавно появились на рынке, и которые в принципе не известны массово, считают, что им можно этого не делать, я не понимаю.

Если шансы когда-нибудь у российского промоушена достичь популярности UFC и Bellator?

Нет, нужно понимать, что UFC  проделали колоссальную работу и сейчас UFC это бренд.  Для того чтобы быть известными на мировом уровне, нужно проводить турниры на мировом уровне. Если вы делаете турнир на одну и ближайшие страны, то делайте так, чтобы об этом узнал весь мир. Самая главная проблема, что нет присутствия на федеральных каналах. Каналам нужна массовость и рейтинги. Это задача организаторов, сделать свой турнир интересным для публики.

Лига АСВ, создав юниорскую лигу, дала хороший толчок всему российскому ММА. Почему остальным промоушенам не воспользоваться подобным опытом?

- Все упирается в финансирование. Простой вопрос, почему в России не будет ближайшее время платного телевидения? Потому что люди привыкли смотреть эфиры бесплатно. На Западе если ты хочешь посмотреть бокс или ММА ты платишь 30 долларов, даже не возникает вопросов платить или не платить, и смотришь в прямом эфире. У нас все будут смотреть на тормозящих стримах, в плохом качестве, но бесплатно. Для того чтобы у нас появилось платное телевидение все промоутеры должны сесть и договориться, что больше на федеральные каналы они свои турниры не отдают. Такого никто не сделает, потому что уйдут все спонсоры – спонсоры дают деньги только при наличии эфира на телевидение. Тут то же самое, почему все хотят известных бойцов, все хотят крупные турниры? Потому что кто даст денег на мелкие турниры? У Лиги АСВ к счастью есть хороший финансовый ресурс, соответственно они могут себе это позволить. Конечно, это очень круто – развивать бои, развивать бойцов, это очень здорово, если есть спонсор. А так, никто этого делать не будет, потому что все хотят, чтобы спонсор дал денег, а спонсор даст денег только под известных бойцов.

Что Вы думаете о создании единой бойцовской лиги? Возможно ли, что она появится в России ближайшее время?

- Попытка была, тот же Союз ММА, хоть как то регламентировать. Я предполагаю, что будет что то подобное. Опять же это Россия, здесь сложно дать гарантии, нет какой то единой линии, единого финансирования. Бои то проводят, то не проводят. Конечно, создать подобное объединение было бы круто.

Любимый боец, если такой имеется.

-Джонс Джонс.

Не переживаете по поводу сложившийся вокруг него ситуации?

-Нет, я уверена, что у него будет все нормально, в этом и UFC заинтересовано.

Вопрос на злобу дня. Как считаете, почему Альварез отказался от боя с Хабибом? Хочет более денежный бой или есть другие причины?

- Если честно, я запуталась во всей этой истории, но совершенно не факт, что кто-то не подписывает. Мы можем не знать всех подводных камней. Я не общалась ни с тем, ни с другим поэтому поводу, я не знаю условия руководства UFC. Я не могу сказать, что это факт, что он не подписывать договор.

Любимый фильм/любимая книга?

- Книга – «Сто лет одиночества», Маркеса. Любимый фильм – «Легенда осени», с Бредом Питтом.