У России медаль в скелетоне. Даже без Третьякова
Скелетонист из России Никита Трегубов выиграл серебряную медаль на Олимпаиаде-2018 Пхенчхане. Новое достижение в карьере 23-летнего спортсмена, который год назад взял бронзу на ЧМ.
В отсутствие главных звезд Третьякова и Никитиной, не дождавшихся приглашений от МОК, Трегубов остался единственной надеждой в Пхенчхане.
Почему серебро Трегубова – это круто
23 года Трегубову исполнилось в Пхенчхане два дня назад. Для скелетона это юниорский возраст – в январе Никита как раз выиграл чемпионат мира среди юниоров.
Сейчас никого моложе него в элите нет. Для сравнения, даже суперталантливый АлександрТретьяков раскрылся позже – на бронзовой Олимпиаде в Ванкувере ему было 24.
Трегубов не летел в Пхенчхан фаворитом. Весь сезон в мировом скелетоне доминировали корейский ровесник Трегубова Юн Сунбин (5 побед, 7 подиумов) и латвийский герой из прошлого Мартинс Дукурс (2 победы, 3 подиума).
Парни из России отработали в Кубке мира одинаково скромно – и у Третьякова, и у Трегубова набралось по два подиума.
Было ясно, что в Пхенчхане шансов против местного корейца нет ни у кого. Накат на домашней трассе – ключевая опция, известная еще по Сочи-2014, где Россия доминировала в бобслее и скелетоне. Уже после первой попытки это подтвердилось. Юн Сунбин привез второму месту 0,3 секунды – мощный отрыв, который дальше только увеличивался.
Но и в борьбе за серебро Трегубов не смотрелся фаворитом. В тотале Кубка мира он финишировал только 5-м, на тестовых стартах в Пхенчхане год назад тоже замкнул пятерку.
Но Никита прошел четыре попытки ровнее всех. 50,59. 50,50. 50,53. 50,56 – ни одного срыва, фармацевтическая точность. Все соперники Трегубова ошибались, и это оказалось ключевым моментом.
Три Олимпиады подряд наши скелетонисты заканчивают с медалями. Это действительно круто.
Наш скелетон всегда был в таком порядке?
Так было не всегда.
Еще в начале века наши прозябали в подвале мирового скелетона.
Например, на Играх-2002 в Солт-Лейке, где скелетон вернулся в олимпийскую программу после 50-летней паузы, царила полная безнадега: 22-е место у мужчин, 7-е – среди женщин, которых тогда едва набиралось больше десятка. Примерно та же картина была и через четыре года в Турине, где появился еще совсем юный Александр Третьяков.
С его прогрессом в России начался подъем скелетона. Вектор тоже задал Третьяков: ставка на оглушительный стартовый разгон, максимально быстрое начало, убегающий вариант прохождения трассы.
Кто застал молодого Третьякова, помнит – это всегда гениальный разгон с рекордом старта, дикий отрыв на верхней части трассы и мучения во второй половине. Только с годами он научился управлять собственной скоростью, превратившись в топового скелетониста.
Трегубов – совсем другой тип, более совершенная версия. Стабильный, пусть и без феноменального разгона, зато с аккуратной техникой, тонким прохождением дистанции, чувством трассы.
Скелетон – это те же сани, только головой вперед?
Только в очевидно общих вещах – такая же трасса, похожие сани (хотя конструктивно они заметно отличаются), сумасшедшие скорости.
Отличия существеннее.
Во-первых, в положении спортсмена, который в санях лежит на спине ногами по ходу движения, а в скелетоне – на животе головой вперед. В санях страшнее цена ошибки, в скелетоне даже касание о борт не всегда критично.
Во-вторых, в санях и скелетоне разные физические качества, необходимые спортсмену.
Основная характеристика скелетониста – скорость разгона. Поэтому сюда часто приходят из скоростно-силовых видов легкой атлетики? спринтеры, прыгуны в длину. Все скелетонисты рельефные, с развитыми мышцами ног, сухие.
В санях большее значение имеет управление по трассе и вес, поэтому саночники намного плотнее и тяжелее скелетонистов, с животиками и высоким процентом жировой массы.
Как попадают в скелетон?
Вместо школы Трегубов учился в кадетском корпусе родного Красноярска. До 15 лет он пытался стать футболистом, занимаясь в школе красноярского «Енисея», который сейчас тренирует Дмитрий Аленичев.
Уже тогда Никита обладал высокой скоростью, поэтому, когда доверял тренер (по словам Никиты – редко), играл в нападении. Но понимал – пробиться в большой футбол из подземелья второй лиги, где играл «Енисей», вряд ли получится.
Пусть наверх в скелетоне из Красноярска казался проще. Он поменял секцию по совету отца, но почти год занимался только «физикой» – проехать по трассе ему доверили только когда поняли: парень настроен серьезно.
Его карьера вообще похожа на сказку – на первую Олимпиаду в Сочи Трегубов попал 18-летним, проведя в скелетоне всего три года. Повезло – его приметил тренер сборной Вилли Шнайдер и дал зеленый свет. Когда Трегубов только мечтал о юниорском чемпионате мира, немец огорошил его вопросом – зачем он тебе, если есть шанс попасть на Олимпиаду?
В Сочи Трегубов неожиданно стал 6-м, а теперь, спустя четыре года, выиграл серебро в Пхенчхане.
Фото: REUTERS/Arnd Wiegmann; РИА Новости/Владимир Астапкович, Василий Пономарев
P.S. хотя всем итак ясно, что надо было меньше языком с папашкой чесать, а больше тренироваться.
(а в нашем блоге тут уже обзор есть на соревнования)