5 мин.

Ронни О‘Салливан уже не тот или виновата система?

Это было как глоток горячего свинца (хотя, честно, хотелось написать заголовок: "Зае..ло"). Это я о недавних событиях на новом турнире English Open, обещавшим быть более интересным, чем он в итоге получился. Конечно, он еще не завершен и в строю остались те, на кого интересно посмотреть (Хиггинс и Трамп), но кто еще пробился в восьмерку лучших?

Парень по имени Крис Уэйклин, лучшее достижение – выход в четвертьфинал в Индии в 2015-м, восставший из небытия ветеран Энтони Хэмилтон, китаец Лян Вэньбо, не выигравший до сих пор еще ни одного рейтингового турнира, хотя надо признать, это еще не худший вариант из сложившихся, у него хотя бы есть харизма и характер, на что всегда интересно глянуть.

Стюарт Бинэм, экс-чемпион мира, также участник четвертьфинала, в компании смотрибельных с ним, Уолден и Хокинс. Последний,  правда, если вспомнить финал Мастерс этого года, может неприятно удивлять…

И по мере того, как сезон раскручивается, начинает проявляться новая система в действии. Некоторые игроки, например, Нил Робертсон, могут побеждать независимо от этой ситуации. А другие, например, Крис Уэйклин, не станут счастливчиками-чемпионами, даже тогда, когда большинство остальных игроков будет отсутствовать на турнире.

Какой стиль сейчас предпочитают игроки? На недавнем European Masters мы видели торжество атакующего снукера, квинтэссенцией которого стали полуфиналы. Джадд Трамп, Ронни О’Салливан, Нил Робертсон и Марк Селби – самые крутые звезды современного снукера оказались в last4, что гарантировало зрительский интерес. И здесь система 128 с одного раунда была заменена на 32 игрока с предшествовавшей турниру квалификацией.

А уже на следующий день после окончания турнира в Румынии начался особо рекламируемый World Snooker турнир English Open. До четвертьфинала не дошел ни Марк Селби, ни Нил Робертсон, ни Ронни О‘Салливан, ни Шон Мёрфи, ни Дин. Все 128 игроков начинали с первого раунда.

И вот оно то чувство, когда смотришь English Open, словно тебя сначала соблазнили, а потом сказали: "Ой, давай в другой раз".

И как играют здесь? Например, матч Марка Селби и Лиама Хайфилда, который завершился победой последнего. Как выиграл Хайфилд? Он не сделал за всю встречу ни одной серии даже в 50 очков. У Селби 99 и 89.

Встреча Нила Робертсона и китайца Сяо Годуна. Как выиграл Годун? Он не сделал ни одного брейка. У Нила – 121 и 125. 

Поединок Дина и Джека Джонса. Джонс выиграл, не собрав ни одной серии даже в 50 очков. У Дина – 108.

Матчи Ронни О’Салливана с его соперниками Синтуном и Уэйклином немного выделились на фоне остальных из серии "дай и другим поиграть", и стали двумя днями пыток для болельщиков. Сначала главный фаворит едва не проиграл 19-летнему Синьтуну, который, правда, показал приличный уровень в целом (серии 130, 107 и 80), а затем все-таки проиграл Крису Уэйклину, триумф которого, несмотря на несколько серий (106, 59 и 63) все же сложно назвать впечатляющим.

О чем это свидетельствует? World Snooker убежден, что новая система дает очень много возможностей низкорейтинговым молодым игрокам, и здесь он выступает, конечно же, в роли Кэпа. Сделать старт для всех с одного раунда, понятное дело, шансы уравниваются, нежели при системе 16 избранных, которые начинают борьбу с поздних стадий. Но похоже все это на самом деле на демагогию.

Но что происходит со снукером? Рики Уолден в аналитической студии Eurosport после победы над Биньтао высказал мысль, что такие неожиданные результаты в последнее время связаны с тем, что уровень игры вырос.

Однако победы без серий в духе Хайфилда и компании - это очень сомнительный уровень и точно не высокий.

Другая мысль Рики выглядит более оправданной.  Он считает, что выросло количество играющих стран, поэтому кто-то лучше приспосабливается к одним условиям, кто-то к другим. Печально, что лучше приспосабливаются сторонники невзрачного снукера, как показывает практика.

Не менее часто, чем речи о новых возможностях, звучат из уст World Snooker и дифирамбы в адрес роста популярности снукера у зрителей (благодаря новому формату) в виде диких цифр просмотров… Однако, стоит учесть, что дикие цифры – только в Китае, и благодаря Дину. Запредельные, по меркам снукера, цифры в Великобритании собирают только финалы с участием Трампа и О’Салливана. И ведь не стоит забывать о том, что именно на них покупают билеты болельщики, так кому будут нужны эти увеличившиеся возможности для невзрачного снукера, когда на финал с участием 128 и 127 номеров рейтинга не продадут ни одного билета… Это будет, наверное, самый крутой экспонат в паноптикуме Барри Хирна, в который он превращает снукер.

И хотя  турнир еще идет, одно можно сказать точно – World Snooker сэкономит миллион фунтов, поскольку собрать бонус мог, пожалуй, О‘Салливан, ну, и еще Дин (все мы помним его пять рейтинговых титулов в одном из сезонов).

И да, Ронни О’Салливан – еще один волнующий всех вопрос. Ронни уже не тот? В обоих матчах, и с Синьтуном, и с Уэйклином, было очевидно, что он не пальцем левой ноги играет, а в последнем так и вовсе был расстроен. Понятно, проиграть 24-летнему пареньку из седьмого десятка рейтинга при не самой его сильной игре, наверное, это убивает желание вообще ввязываться в такой формат… Сейчас читаю много комментариев, якобы Ронни уже что-то не впечатляет. У него на этом турнире только одна сотня 110 в матче против Уэйклина.

Неужели магия гения закончилась и мы больше не увидим его сверхъестественной способности забивать шары? Конечно же, ничего подобного нет. Ронни играл на недавнем European Masters в финале с Трампом. Степень напряжение и затраченных усилий пояснять не надо. А уже на следующий день из Румынии ему надо лететь в Англию и играть на English Open с первого раунда со всеми подряд.

Конечно, 18 турниров в календаре – это круто и большие возможности. Топы могут выбирать, где им играть, а где нет,  чтобы восстановить силы, а остальные разберут титулы невостребованных турниров, и все вроде довольны. Однако те турниры, которые интересуют топов, идут просто один за другим, и передышку особо не возьмешь.  

И все это называется лучшие времена снукера – времена больших денег и возможностей, но почему-то ассоциация возникает не с землей изобилия, а с Сидни Поллоком: «Эти ребята ещё ведут борьбу, ещё надеются на победу <…> Марафон продолжается и будет продолжаться дальше».