11 мин.

Абсолютная монархия

 

...Нечасто видишь знаки почитания настолько спонтанные, как те, которых удостоился Мартен Фуркад, в прошлое воскресенье выигравший свой девятый титул чемпиона мира – в пасьюте. Они не исходили ни от его товарищей по сборной, ни от его противников.

Эмоций не сдержала кучка судей, наблюдавших за финишем из-за стёкол административного здания. Когда, с трёхцветным знаменем в руках, Мартен пересёк финишную черту, они встали, подняли руки к небу и склонились в знак уважения… 

Значительно опередив своих соперников, Фуркад смиренно дожидался их, чтобы поприветствовать. «Я сказал Эмилю, что очень рад за него, и это было искренне». Вся команда встречает Фуркада в огороженной зоне за линией финиша. Радость неподдельна, но, возможно, менее глубока, чем после победы в спринте днем ранее, принесшей всеобъемлющее чувство облегчения. «Мартен был менее напряженным, чем накануне», - подтверждает Зигфрид Мазе, тренер по стрельбе. Как доказательство, за два часа до старта он все ещё обсуждал по электронной почте свои шансы выиграть сегодня общий зачет Кубка мира... 

Улыбки в стане французов после золотого «хет-трика»: смешанной эстафеты, спринта и гонки преследования – контрастируют с поверженными минами их соперников. Последние в очередной раз послужили блюдами для каннибала. И хотя вице-чемпион, Уле-Эйнар Бьорндален, сожалел, что судьи «слишком быстро перезарядили мишенную установку Мартена (допустившего 2 промаха), что помешало увидеть то, что предстоит ему на последнем круге», никто не оспаривал победу Фуркада. 

«В той форме, которой он в настоящее время обладает, Мартен выглядит непобедимым», – признаёт немецкий экс-чемпион мира Арнд Пайффер (13й в пасьюте). Тот же вывод делает и россиянин Антон Шипулин (поднявшийся с 45й позиции на 9е место), который считает, что «на сегодня Мартен является номером один, и что никто не сможет превзойти его сейчас». «То, что делает Мартен в настоящий момент, это запредельно», – говорит Дмитрий Губерниев, российский телекомментатор. – У него есть нечто уникальное: его кровь, гены чемпиона. Его интересует только одно – победа. Это хищник, который пожирает своих противников». Финишировавший восемнадцатым, немец Симон Шемпп, понурив голову, реагирует на превосходство француза. «Он кажется неуязвимым. Я не стану утверждать обратное...» 

Фуркад сокрушал всё на своем пути. Если и было трио норвежцев – Бьорндален (2й), Свеннсен (3й) и Йоханнес Бё (4й), – они оставались позади него. Публика не пожелала бы этого своим соплеменникам, которые получили право на грандиозные овации, как будто они выиграли. Как будто Фуркад выступал вне конкурса.

«Четверо против одного в лице Мартена – это идеально сбалансированная игра», – смеётся одетый в красную куртку Мортен Аа Дьюпвик, глава норвежской сборной, бывший тренер лыжника Петтера Нортуга. Однако норвежцы не хотят поддаваться унынию. Окружить француза на подиуме – для них знак того, что они на верном пути. Ни на мгновение нельзя опускать флаг.

«Это третье место подкрепит мою уверенность, – подчеркивает Эмиль Свеннсен. – Я принял поражение в спринте, где стал 17м, но здесь я смог подняться. Во всех смыслах этого слова. И я надеюсь, что добавлю немного проблем своим противникам в ближайшие дни».

Бьорндален, с его спокойным, ровным голосом, пребывает в том же состоянии духа. Не скрывая своего неподдельного восхищения своим преемником, сорокадвухлетний спортсмен, дважды ставший вторым после Фуркада в течение двух дней, призывает не преувеличивать результаты француза. «Я не вижу кардинальных отличий от предыдущих лет, – говорит он. – Мартен доминирует в мировом биатлоне на протяжении нескольких сезонов, и он настолько силён, что может выиграть все, что захочет, включая все соревнования здесь. Но мы не собираемся мириться с этим, и есть несколько претендентов, способных выиграть другие гонки».

Метод Куэ или чувство протеста? Чуть более объективный (как немец), олимпийский чемпион 2006 года Свен Фишер считает, что противники Фуркада взваливают на себя непосильное бремя. «Это будет очень сложно для них, – говорит он. – Должно быть очевидно, что они не находятся в стопроцентной форме, это чувствуется на трассе, и когда это происходит с вами, это не может измениться в течение трех или четырех дней». Остаётся стрельба, которая может изменить все. В воскресенье Мартен не был идеален в этой области, закрыв лишь 17 мишеней из 20. Это спасательный буй, за который его противники отныне будут пытаться зацепиться...

Марсель Фуркад, отец Мартена, не скрывает своей гордости за сына: «В Норвегии есть два короля  - Харальд V и... Мартен!» Получив третье золото в Осло, Мартен Фуркад устанавливает новый рекорд французского биатлона – теперь у него девять титулов чемпиона мира против восьми у Рафаэля Пуаре. «Мартен сметает всё, – продолжает его отец, – но мы предвидели это. Он был готов к чемпионату, он побывал в Осло этим летом, чтобы прочувствовать эти места и пропитаться норвежским духом.»

Но даже с хорошей подготовкой, все могло случиться: «В спринте, в очень быстрых гонках одна пуля быстро меняет расклад. Побить норвежцев у них дома, это потрясающе, это как если бы мы выиграли у Новой Зеландии в регби или у сборной Бразилии по футболу». Заслуженная победа, как считает Марсель Фуркад, потому что «Мартена мотивируют не рекорды, но желание каждый раз выложиться по максимуму. Это впечатляющая концентрация».

Сам Мартен, сохраняя олимпийское спокойствие, держит в уме прежде всего другую, самую важную для него победу: после первого места в гонке преследования Чемпионата мира его отрыв в общем зачёте Кубка мира составил 311 очков, а значит, лишил ближайших преследователей даже арифметических шансов.

Вы выиграли пасьют через 24 часа после того, как одержали победу в спринте. Как прошла ваша гонка?

Довольно хорошо. Я находился под давлением лишь до тех пор, пока Йоханнес Бё не допустил два промаха. После этого я был достаточно спокоен по поводу своей способности выиграть эту гонку. Это вовсе не означает, что я не играл с огнем в конце, но после двух первых рубежей я был если не уверен в том, что выиграю, то по крайней мере, знал, что должен сделать, чтобы навязать борьбу. Я знал, что способен выиграть, и я не сломался под давлением. Я просто недоволен моей последней стрельбой. Как ни странно, это была хорошая стрельба с двумя ошибками, но это не повлияло на исход гонки.

Кроме того, вы выиграли свой пятый Кубок мира подряд ...

Это здорово, и я горжусь этим ещё больше, чем тройным мировым чемпионством (смешанная эстафета, спринт, гонка преследования) в самом начале чемпионата, потому что для меня это представляет собой нечто иное в спортивном плане. Прекрасно подготовиться к чемпионату, но эти результаты никогда не принесут такого счастья, что доставляет победа в общем зачёте. И ещё это означает следующее: если хоть один биатлонист в мире думает, что важнее выиграть чемпионат, чем хрустальный глобус, ему стоит поменять вид спорта.

А теперь? Чего ожидать от вас?

Это невозможно прогнозировать. Уже есть две медали в индивидуальных дисциплинах. Я начинаю мечтать о большем, но зная все сложности моего вида спорта, я остаюсь действительно сдержанным в отношении этого. Я никогда не стану заявлять, что собираюсь выиграть шесть титулов. Уже сделать это – на грани возможного, но объявить об этом и сделать, для этого требуется сочетание множества параметров, и я сам не могу поверить в это.

Если даже он и говорит, что не ставит перед собой такой цели, Мартен Фуркад, уже выигравший два из них, может всерьез задумываться о победе в четырёх индивидуальных состязаниях в Осло. Невиданной до этого.

...Вокруг Мартена Фуркада – типичная суматоха конца пресс-конференции. Именно в ней удалось задать заключительный вопрос французу, который, после победы в двух первых индивидуальных дисциплинах, теперь может рассматривать возможность собрать весь банк, то есть, все четыре личных титула. Но это не тот эталон, которым измеряет свои результаты Фуркад. «Истинный «Большой шлем», – сказал он, прежде чем покинуть унылую комнату с серыми стенами, – это шесть побед (с эстафетами). В противном случае, это лишь малый шлем».

Так и быть. Но то, что у всех на уме после его показательного выступления в воскресном пасьюте – это индивидуальные состязания. Вызов, перед которым величайшие (Рафаэль Пуаре в 2004 году в Оберхофе уступил Рико Гроссу в гонке преследования, Бьорндален в Хохфильцене-2005 стал шестым в индивидуальной гонке, а в Пхенчхане-2009 потерял на последнем рубеже шансы на подиум в масс-старте, самому Мартену в 2012 в Рупольдинге не хватило победы в индивидуальной гонке) не раз ломали лыжи. По официальной версии, сегодня пятикратный обладатель Кубка мира об этом даже не думает. «Я знаю, насколько сложен наш спорт, и останусь крайне сдержанным, – повторяет он. – Я никогда не буду заявлять, что намерен выиграть все титулы».

У Фуркада на руках все козыри, чтобы добиться этого. Следующее состязание, индивидуальная гонка в четверг – это его охотничья вотчина. Здесь он доминирует, выиграв в этой дисциплине на трёх последних главных стартах (Чемпионаты мира 2013 и 2015, Олимпийские игры 2014). Что касается масс-старта (в следующее воскресенье), то это состязание характеров, как он любит, против соперников, которые выглядят нокаутированными на месте.

После двух личных побед (и победы в смешанной эстафете) Фуркад, кажется, находится в идеальном положении, однако, он очерчивает границы. «Гораздо легче продолжать выступления, когда ты уже выиграл, но при этом сложнее оставаться сосредоточенным, – говорит он. – Есть положительный момент: ты свободен и есть ощущение скольжения по гребню волны. И есть негативный: ты склонен давать себе послабление и становиться менее бдительным. Сегодня, я думаю, что обладаю достаточным опытом в этом вопросе: я наслаждаюсь своими победами, но у меня получается сохранить концентрацию для последующих гонок».

В 2012 году он уже имел возможность выиграть «Большой шлем», но выглядел абсолютно невнятно в индивидуальной гонке, где стал лишь 25м. Он испытывал сложности с сохранением мотивации после своего первого титула в пасьюте. «С тех пор он набрался зрелости и опыта, – говорит Зигфрид Мазе, тренер по стрельбе. – Он знает, как оставаться сфокусированным. То, что необходимо сейчас – это относиться ко всему так, будто ничего не произошло в последние дни. Если он хочет сразиться за «Большой шлем», он должен вести себя так, как если бы он ничего не выиграл, и всё только предстоит возвести с нуля».

Самым важным станет умение справиться с усталостью. «Девизом ближайших дней будет восстановление, восстановление, восстановление, – не перестаёт повторять глава сборной Франции, Стефан Бутье. – Будут стрелковые тренировки, возможно, с одной небольшой интервальной сессией в среду, но ничего фундаментального». Фуркад уловил посыл, и намерен позволить себе небольшую прогулку в Грефсенколлен, в пяти километрах от Холменколлена. «Одно из самых красивых мест в Осло», – говорит он.

Короткая передышка, прежде чем приступить к новой странице в своей истории. И в истории в целом.

Подготовлено по материалам ежедневника L'Equipe

Огромная благодарность за фото группе Martin Fourcade | Мартен Фуркад