У России нет своей Вирер. О провальном старте биатлонисток
Алексей Авдохин пытается подобрать слова к первой женской гонке сезона.
У женской сборной России по биатлону большие проблемы. Даже так: БОЛЬШИЕ проблемы.
Это стало понятно не сегодня, после удивительно блеклой гонки, не в странноватое межсезонье и даже не полгода назад – когда потеряли опытного тренера Владимира Королькевича, а вместе с ним и максимальную квоту на Кубок мира (6 мест). Кажется, все началось намного раньше – то ли с того, что из команды одновременно исчезли Зайцева и Вилухина, то ли по привычке с Пихлера.
Теперь в команде доморощенные специалисты (два Сергея – Ефимов и Коновалов) и «отличная атмосфера» (с), о которой комментатор Губерниев напоминает по пять раз за репортаж.
Но в первой личной гонке эта атмосфера не очень-то помогла. Если она вообще способна помочь...
Искать в нынешней сборной России свою Доротею Вирер (на фото сверху) бесполезно – 3-кратных чемпионок мира по юниорам в ней нет. Первая победа в Кубке мира пришла к итальянке только в 25 лет – и, кажется, этот сезон обещает ей что-то большее, чем 3 прошлогодних подиума и 7-ю строку в тотале. В субботу Доро проедет спринт в желтой лидерской майке – впервые в карьере.
Но вот, например, украинка Елена Пидгрушная, вернувшаяся спустя год сразу на подиум – в нашей команде с нашими критериями отбора такая Пидгрушная начинала бы с Кубка IBU (и скорее всего, даже не с первого этапа).
Но про критерии мы уже писали – их объективно нет. А углубляться в то, чего нет – бессмысленно.
А теперь немного цифр
– Ольга Подчуфарова (25-е место) и Екатерина Шумилова (28-е) – больше никто из россиянок не попал в очковую зону. Желающим доскролить до остальных нужно запастись терпением (не забудьте про Анну Никулину – это девятый десяток, самый подвал протокола в пятнадцати фамилиях от последнего места). А следуя логике мужской сборной, и Подчуфарову, и Шумилову теперь могут отправить из Эстерсунда на какие-нибудь сборы.
– Подчуфарова (26-е место ходом и почти две с половиной минуты отставания от Дорен-Абер) – скоростной лидер сборной. В полуминуте от нее Юрлова с Виролайнен, и это уже граница четвертого десятка с пятым.
– 90-процентная стрельба Шумиловой (на фото) – лучшая в команде, но девушки с такой точностью (и мы сейчас даже не о Дорен-Абер, Экхофф или Витковой, а, скажем, о японке Тачизаки или Дарье Усановой из Казахстана) сегодня спокойно заезжали в двадцатку. Шумилова даже с нулем уместилась бы только в конец десятки, а ее традиционное падение уже, пожалуй, стоит планировать перед гонкой.
– Наконец, 322 очка в Кубок наций – ни в одной личной гонке прошлого сезона имени потерянной квоты Россия не набирала меньше. Для возвращения шести биатлонисток в старт-листы будущего – явно мало, хотя пока команда обосновалась на пятой строчке. Вот бы завершить сезон #прямосейчас и вожделенная квота наша!
«Сильно убиваться из-за одной гонки не стоит» – с Подчуфаровой сложно не согласиться, особенно когда эта гонка первая в сезоне, да к тому же и индивидуальная, но все же…
Случались ли в истории женской сборной гонки хуже нынешней?
Формально да.
Весной 2013-го наши специалисты привезли в Холменколлен резерв – и лучшим результатом в спринте стало 35-е место Екатерины Юрьевой. Гонка с общего старта тогда и вовсе обошлась без нас.
Еще был олимпийский масс-старт в Сочи, когда ни Вилухиной, ни Зайцевой тоже не оказалось в двадцатке, но и это сравнение тоже не кажется корректным.
Поиск других гонок, в которых никто из россиянок не заезжал бы в топ-20 – увлекательный квест, приводящий в сезон девятилетней давности. Первая гонка которого завершилась победой россиянки.
Чувствуете разницу?
Полные результаты женской индивидуальной гонки в Эстерсунде
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов
Проблема биатлона, как впрочем и почти любого другого вида спорта в России, многогранна, но корень этой проблемы лежит в отсутствии системности, тотальном кумовстве (не хочу использовать слово "коррупция") и слабой поддержке детского и юношеского спорта. Я сам работаю тренером (не биатлон), у нас в области десяток средних городов и пару крупных - но на крупные российские турниры практически всегда едут ребята из больших городов, и это практически не зависит от уровня показанных на области результатов, главное, чтобы не совсем провальные. Хотя вроде бы есть критерии отбора, положения и т.д. Всё просто - едут те, чьи тренера "работают" с областной федерацией, а её руководство сидит в богатых-крупных городах. В итоге - талантливые ребята могут из года в год ходить в призёрах области, но при этом даже не получают шанс выступить на крупных российских турнирах.
Ну и ещё меня очень раздражает эта странная гордость нашими "спортивными династиями", в биатлоне в том числе. В любых юношеских областных сборных есть одна-две условных Виролайнен, с породистыми родителями, которые всю жизнь будут тянуть их к тому, чтобы их чадо к 30 годам пару-тройку раз попало на подиум. И когда это случается, то все дико умиляются - "вот видите, мы же говорили, славная спортивная династия, гены олимпийских чемпионов", забывая о том, сколько судеб уже изломало это чадо на детском и юношеском уровне, когда ехало на Россию вместо более сильного ребёнка, но с менее известными родителями. И всё ради чего - несколько подиумов на рядовых этапах Кубка мира или победы в каких-нибудь универсиадах ценой схода со спортивной дистанции нескольких гораздо потенциально более сильных юниоров, бросивших спорт от полного бессилия попасть хоть на какие-то старты.
---
вы чего-то путаете.
это "опытный тренер" Королькевич потерял квоту, а уж только потом сам "потерялся" в Белоруссию.
2. Проблема в другом- нет в России биатлонистки, способной забегать регулярно в 10-ку по скорости и при этом хорошо стрелять. А без скорости регулярных (а не случайных/отдельных) успехов не будет в плане тотала, подиумов, медалей. Будут максимум штучные подиумы за карьеру, и не более и то только при удачном стечении обстоятельств ( собственной чистой стрельбе и застрелах более быстрых соперниц в Нужном количестве промахов).
Лена еще наберет, уже не раз доказывала умение подводиться к главным стартам. А вот нашим некуда набирать, они же уже "хотя бы бегут, а не гребут" (с).