Почему допинг-скандал случился именно с Россией?
Самый громкий скандал в российском спорте – коррупция, вмешательство государства, скрытие допинг-проб. Похоже, это придется расхлебывать долго. Что нас ждет? Кого определят в виновники? Пропустим ли Олимпиады и чемпионаты мира? Наконец, станем ли изгоями? Вячеслав Самбур поговорил с экспертом по антидопингу, врачом олимпийской сборной Финляндии, консультантом Эстонского антидопингового агентства Сергеем Илюковым.
.– Сам отчет выглядит, скорее, утверждающим, чем что-то доказывающим. Думаю, дискуссии продолжатся. На пресс-конференции сказали, что планируют завершить расследование к концу года. Уверен, что последствия будут, самое плачевное для России не исключено.
- То есть изложенное в отчете – правда?
– То, что было сказано комиссией, имеет под собой основания. Но для причастных лиц и профессионалов там нет ничего нового. Результаты ожидаемы – в российской легкой атлетике ситуация именно такова.
- Пока что кажется, что в этой истории есть только виновники. Кто пострадавшие?
– Сама легкая атлетика России как вид спорта. Я бы не стал концентрироваться на личностях, это беда системы.
- Вы сказали, что отчет выглядит больше утверждающим, чем доказывающим. Значит, он не слишком убедителен?
– У меня много сомнений насчет юридической силы документа. В отчете описываются проблемы системы и роль отдельных личностей в этом вопросе. Описываются неприглядным образом. Но сейчас это похоже на выражение мнения, а не убедительная доказательная база.
Под каждым утверждением должно быть обоснование. Но этого нет. На мой взгляд, документ не несет достаточной юридической основы, чтобы только по нему дело дошло до крупномасштабных последствий.
- Насколько здесь важен политический фактор?
– Я не вижу в этом никакой политики, никакой политической подоплеки. Обнажается проблема допинга в России, она действительно присутствует. Вряд ли была прямая политическая цель, но здесь есть определенное столкновение менталитетов.
- Стоит ли ждать перераспределения медалей? Скажем, заберут ли олимпийское золото у Марии Савиновой?
– На основании утверждений комиссии – не думаю. Если решат провести повторный анализ проб – естественно, такое может быть.
***
- После такого доклада вероятны ли крупные отставки в русском спорте?
– Комиссия рекомендовала уволить директора аккредитованной лаборатории Григория Родченкова. Если уволят, то это уже будет достаточно крупная отставка. Что касается информации про вторую лабораторию, то называть ее подпольной неправильно.
У нее свое предназначение – проводить тестирование спортсменов, выступающих за Москву. И посредством тестирования исключить применение допинга, ужесточить контроль. Как лаборатория работает в действительности – можно питаться догадками и спекуляциями.
- Отчет ударит по кому-то из руководства Международной федерации легкой атлетики (ИААФ)?
– Если честно, я ожидал, что отчет будет касаться не только России, но и расследования коррупции между российскими функционерами и функционерами ИААФ. В этом смысле я немного разочарован, потому что эта информация осталась на заднем плане, доклад был сконцентрирован на России и получился однобоким.
- Пострадают ли другие виды спорта в России?
– Несомненно, тень отброшена на весь спорт. Все-таки поднята деятельность аккредитованной лаборатории, которая тестировала не только легкоатлетов. Естественно, это сильный подрыв репутации. К огромному сожалению.
Не знаю, ждать ли расследований в других видах. Повышенного внимания к российским спортсменам – это точно. Для расследований должна быть подоплека, прямые факты. Догадок и поверхностных рассуждений недостаточно.
- Может ли этот скандал пойти на пользу легкой атлетике?
– Да. Есть пример профессионального велоспорта. Сейчас это один из самых чистых видов – другие федерации отстают на несколько шагов. Там было много конкретных изменений под давлением общественности. Очищение началось после прямой критики.
В Международной федерации велоспорта был создан орган, которому отдали на аутсорсинг все допинг-тестирование. Это независимая организация, которая работает хорошо. Я вижу аналогичную перспективу для легкой атлетики и других видов – это один из важных шагов в решении проблемы. Но сегодня толчка к этому не было. Я ждал, что расследование поднимет деятельность ИААФ, заставит их шевелиться.
***
- Каковы лучший и худший сценарии для России?
– Нет худшего и лучшего сценариев. Есть худший и менее худший. Возможна полная дисквалификация легкой атлетики на международном уровне. Если мы рассматриваем самые черные расклады, то не исключаю и дисквалификаций в более широком смысле.
Менее негативный вариант описан в отчете на последних страницах. Там представлены рекомендации – нужно их выполнять.
- Почему вообще все это случилось с нами?
– Проблема глубокая. По большому счету, все идет от менталитета. Здесь следует учитывать много культурных, исторических нюансов. Как закладывалась основа спорта высших достижений в СССР, какие потери были в 90-е годы. Чем отличается система подготовки спорта в России от европейской и вообще от мировой. Чего нет в России и что есть в развитых странах.
Прежде всего, речь идет о научно-исследовательской базе, которая сильно страдает из-за недостатка квалифицированных кадров. А кадры закладывают базу для тренерской школы. Это глубокая образовательная прореха. Большая проблема в том, что огромный тренерский пласт изначально не верит в чистые достижения без допинга.
Грубо говоря, беда из-за недостатка знаний. Это как сравнивать технологии спортивной подготовки с технологией производства «Лады» и «Мерседеса». И то, и другое – машины. Обе ездят, перевозят. Но технологии совершенно разного уровня. Если в автомобилестроении разница обывателю очевидна, то в спорте есть способ завуалировать и компенсировать брешь в отставании технологии посредством допинга. В автомобилестроении объединяются с «Рено», чтобы получить технологии, провести модернизацию. В спорте этого не происходит, поэтому применяют допинг.
- Кажется, что в России его применяют гораздо масштабнее.
– Спорт высших достижений сильно ценится в России, имеет политическую цель. На Западе политики в спорте как таковой нет. Он поддерживается как один из способов пропаганды здорового образа жизни, но не несет политический компонент, где следует показывать другим государствам свое превосходство.
Спортивные дотации от государства есть, но они идут в детский спорт. В спорте высших достижений государства как такового нет, оно присутствует лишь косвенным образом. Например, вкладывается в научно-исследовательскую работу. Но плоды пожинают все – не только топ-спортсмены, но и любители. Научно-исследовательская работа трансформируется в технологии, продукты, товары.
- В России по-другому.
– Да, все построено на других основах. Есть политическая цель – все идет на огромнейших дотациях государства. Система заточена на достижения, на демонстрацию превосходства – поэтому ставки высоки. Задача короткая: ты должен выиграть – и точка. Никто не думает на перспективу, никто не выстраивает преемственность. Это никому не нужно. Допинг – это проще, он срезает все лишнее, это самый короткий путь к победе.
- Как это искоренить?
– Сложно, ведь в России к этому относятся с пониманием: допинг – само собой разумеющееся. Многие действительно считают, что спорт высших достижений невозможен без допинга. Таков исторически сложившийся образ мышления – искоренить это можно только с поколением, с революцией в спорте.
Еще один аспект – в области спортивной медицины и физиологии. Система должна держаться на людях. Чтобы воспитать высококвалифицированного специалиста, нужно 20 лет. Специалисты в России есть, но их не так много для огромной страны. Остальных надо растить, а на это уйдут годы.
Попробуй в России сказать: мы допинг принимать не будем, начнем вкладываться в научно-методическое развитие, растит новую школу тренеров и развивать свои квалифицированные научные кадры и на это уйдет 5-10 лет. Это ведь нереально. Эту проблему не решить несколькими отставками, нужна революция.
«Похоже, что допинг поддерживался на государственном уровне». Русский спорт горит в аду
«В Сочи агенты ФСБ притворялись инженерами лаборатории». Как спецслужбы связаны с допингом
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Это паранойя и психология лузерства - это не мы плохие, это заговор... да и вообще все так делают, а наказывают только нас
Рукалицо (
Крыса, загнанная в угол, становится лишь опасней для окружающих!
С определенных пор допинговый контроль в спорте монетизирован. Есть сильные, богатые страны, есть спонсорские контракты, многие заинтересованы в победе нужных спортсменов из нужных стран. Просто так бороться с допингом неинтересно - нужны большие деньги на содержание WADA, всех ее офицеров и лабораторий - как заставить кого-то платить? Зато если обеспечивать нужный результат, то можно зарабатывать гигантские суммы. Этот бизнес может быть поинтереснее торговли нефтью или наркотиками.
Причем монетизирован не только допинг-контроль. Право на проведение турниров, например, тоже. Сейчас тихо проходит скандал насчет покупки права Германии провести ЧЕ-2006. Но, очевидно, все это затевается ради лишения России ЧМ-2018.
Если вернуться к допингу, то есть виды, где все шито белыми нитками. Я второй год подряд зарабатываю хорошие деньги на ставках на Тур-де-Франс и победах "уникума" Фрума, который с безобразной техникой педалирования улетает как от стоячих от лучших горняков мира на горах 1ой категории. Как до этого перед ОИ2012 выиграл новоиспеченный шоссейник Брэдли Уиггинс - это вообще песня. Да и всех стареющих британских трековиков, которые наштамповали мировые рекорды на ОИ2012 это тоже касается. Сюда же нужно добавить Мо Фара - тоже с усмешкой можно наблюдать, в каком стиле он убегает от лучших стайеров, при давлении на IAAF сразу появляются намеки, что он весь был обпичкан допингом. Довольно весело было наблюдать, что когда Бьорндален выиграл первый спринт в Сочи, в Нью-Йорк Таймс сразу же вышла статья, что на ОИ (где Уле-Эйнар выиграл 5 или 6 золотых) на самом деле ЭПО обнаружили не только у наших лыжниц, но и еще у одного спортсмена, но дело решили замять, так как был бы слишком сильный резонанс. Видимо, победа в Сочи проплачена не была. Я уверен (это строго мое имхо), что Фелпс, Сони и Ледецки, норвежские лыжницы и Нортуг, Нойнер, равно как и наши ходоки и бегуньи принимали допинг и это было согласовано и оплачено. В каком-нибудь бобслее элементарно применить "технический" допинг (горячие полозья). Британская скелетонистка в Сочи безобразнее всех проходила виражи, но это ее только ускоряло в стремлении к первому британскому золоту. И у Китая на ОИ-2008, и у Британии на ОИ-2012 и, скорее всего, у России на ОИ-2014 во второй половине (еле договорились?), а у норгов и США на всех этих ОИ куча медалей "с помощью". Просто в связи с тяжелой геополитической обстановкой нас решили кинуть. Мы более не вписываемся в клуб джентльменов.
Поэтому нужно готовиться к худшему. Нас выкинут из легкой атлетики, потом дойдут до лыж/биатлона, отправят окончательно на отдых Ефимову/Морозова и, в самом худшем случае, вообще исключат из олимпиад. Последнее будут очень прискорбно, потому что остаться без фигурного катания будет для меня очень тяжелым ударом. Надеюсь, до этого не дойдет. Но также очевидно, что как санкции добиваются только обратного эффекта (усиления конфронтации России с G7), так и усиление давления в финансовой сфере (дело ЮКОСа) или в спортивной (WADA) не приведет к смене курса. А, значит, либо чудом будет найден сложный размен (как в деле с ЯП Ирана), либо мы будем катиться по наклонной плоскости в сторону все бОльшей изоляции, и только глобальное переформатирование мира остановит и отменит этот процесс.
Видимо, чтобы поднять спорт, надо на столько низко его уронить, чтобы политики забыли о нём, как средстве пропаганды навсегда.
1. Систему подготовки кадров просрали.
2. Отрапортовать наверх, что все хорошо и всеобщий "Одобрямс" надо.
3. Медальки хочется, потому что за них и подготовку к их завоеванию дают госбабло.
4. Что делать, раз выиграть честно не получается? Жрать допинг.
Так?