7 мин.

Ветле Шостад Кристиансен: Заложник загадочной шестимесячной болезни

Когда Ветле Шостад Кристиансен, 23-хлетний норвежский биатлонист, стал уставать даже от непродолжительных прогулок и сидел в кресле по восемь часов, он понял, что творится что-то неладное. Просто необъяснимое.

1

 - Я чувствовал себя ну совершенно ни к чему не годным, но анализы крови были в порядке, и врачи ничего не могли поделать, - рассказывает молодой спортсмен НРК.

Прошло почти семь месяцев с того момента, когда член национальной сборной вернулся домой с этапа Кубка мира в немецком Оберхофе с чувством, что что-то идет не так.  А сейчас Ветле сидит на залитом солнцем лыжно-биатлонном стадионе Лиллехаммера и рассказывает о том полугоде своей жизни, о котором он никогда не думал, что такое может случиться с ним.

- Сейчас «того - не знаю чего» уже нет.

Но для начала давайте вернемся к 14 ноября прошлого года, за день до открытия биатлонного сезона в Шушене. Тогдашний 22-хлетний член сборной Норвегии, Ветле Кристиансен, был первым в двух тестовых гонках сборной и чувствовал себя лучше, чем кто-либо другой в команде. Он был уверен, что будет бороться за победы на Кубке мира.

- Это – не нынешний год, когда я без понятия, как буду готов к старту сезона, - говорит он в интервью НРК.

На следующий день он стал третьим в спринте. Хорошее начало, но дальше все пошло только в одном направлении: вниз.

2

 

 Вирусный назофарингит

- Хотя иной раз я и бегал быстро, чувствовал я себя вялым. По каким-то непонятным причинам руки мои были словно окоченевшие и деревянные. После Рождества я понял, что творится какая-то ерунда, - говорит Ветле сейчас.

Вернувшись в Норвегию, спортсмен сдал анализы, которые дали положительный результат на вирусный назофарингит. Это – так называемый риновирус, который выбивал из игры, в том числе, и Тарьея Бе. «Ну вот, все понятно», - подумал биатлонист. Теперь у него был ответ.Но неразбериха началась спустя две недели после этого, когда новые анализы вновь стали показывать, что Ветле абсолютно здоров, но тем временем он продолжал чувствовать себя «вне игры».

- Я не мог ничего делать, я просиживал в кресле по 7-8 часов каждый день, я чувствовал слабость во всем теле. В то же время результаты анализов продолжали находиться в норме. Ситуация продолжала быть странной. Никаких новых результатов. Это был полнейший отстой.

23-хлетний обладатель девяти медалей юниорских Чемпионатов мира исчез из поля зрения в январе, и прошло целых шесть месяцев, прежде чем он снова смог тренироваться.

Он отдал свое место в национальной сборной.

В марте Ветле Кристиансен пришел к самому сложному решению всей его жизни: он отказался от места в основной сборной, пожалуй, лучшей биатлонной сборной мира. Сборной, членом которой стал в 21 год после впечатляюще проведенного сезона в составе резервной.

- Было очень непросто пойти на такой шаг, но я рад, что смог сделать это. Возможно, это – лучшее решение, которое я когда-либо принимал в жизни.

3

Ему потребовалось время на то, чтобы найти свой собственный темп, не позволяя себе быть разбитым в пух и прах Эмилем Хегле Свеннсеном, братьями Бе и другими членами сборной. Он получил на первый взгляд простую, но в то же время сложную задачу от докторов: двигаться не спеша.

-Худшее сообщение, которое только может получить спортсмен топ-уровня, - честно признается Кристиансен.

Он привык тренироваться по 25 часов в неделю, а теперь ему нельзя было делать ничего кроме двух прогулок по полчаса каждая. В конце концов, после всего случившегося, он прошел обучение онлайн четырем предметам по экономике в Норвежской Бизнес Школе. Ему просто необходимо было чем-то заниматься. Три из четырех экзаменов биатлонист сдал на уровень В, один – на уровень А. Это было такой желанной вспышкой чувства мастерства.

- Не уверен в некоторых вещах.

Тем временем медики чесали затылки, пытаясь найти верное объяснение загадочной болезни.

- Если бы мы могли взять анализ крови Ветле и обнаружить, что же не так, мы были бы просто счастливы, - говорит доктор национальной сборной Ула Бергер. Самое логичное заключение, к которому все пришли, это то, что Кристиансен слишком долго и слишком интенсивно тренировался и выступал с вирусом внутри него. Поэтому, как отмечает Бергер, такая ситуация, когда спортсмен выходит из строя на долгое время, не такая уж и редкость.

 – Такой риск всегда есть в видах спорта на выносливость, - рассказывает Ула Бергер и поясняет: - В случае с Ветле было достаточно небольшой инфекции, которая не была распознана, и в этом крылась вся опасность. Если человек очевидно простужен или нездоров, гораздо легче бороться с болезнью.

Тем не менее, никакого точного ответа на вопрос, что же погубило спортсмена, так и не существует.

- Мы ни в чем не уверены. Все, что мы знаем наверняка: у меня был риновирус, но то, что он так сильно выбил меня из строя, очень странно, - говорит сам Ветле.

Он снова тренируется.

Сейчас он регулярно обследуется в спортивном центре Olympiatoppen в Осло, чтобы вновь не попасть впросак и не вернуться назад. Предварительные тесты показывают, что спортсмен на правильном пути. И что бы то ни была за болезнь, разрушившая все планы, она окончательно покинула его организм. С середины июля Ветле медленно, но уверенно надевает ботинки для лыжероллеров, беговые кроссовки и сумку-пояс  для напитков. В первую неделю он тренировался шесть часов, а затем стал увеличивать интенсивность на два часа в неделю. Так что сейчас биатлонист тренируется в достаточном объеме.

4

 

- Я предполагал, что буду в худшей форме, чем в реальности сегодня нахожусь, так что я просто повторяю про себя: «Ветле, ты просто должен работать и двигаться дальше!»

Хочет соревноваться на Чемпионате мира.

23-хлетний спортсмен стучит палками, когда НРК встречается с ним для беседы; он чеканит ими об асфальт под палящим солнцем.

- Я медленно, но верно двигаюсь вверх от уровня «примитивных упражнений», - шутливо замечает он. Пульс у Кристиансена высокий, когда спортсмен останавливается, чтобы немного попить.

- Это чертовски тяжело. Я знаю это, но в то же время это и приятно. Знать, что ты живешь. Вся жизнь у нас, спортсменов элитного уровня, и заключается в этом: тренироваться до тошноты.

Он заканчивает свою восьмую скоростную интервальную тренировку на стадионе Birkebeineren - месте, которое всегда будет ассоциироваться с Олимпийскими играми в Лиллехаммере, - с осознанием того, что, возможно, единственный шанс выступить на домашнем Чемпионате мира выпадет зимой на Чемпионате в Холменколлене. С таким скудным тренировочным процессом за плечами попасть в очень сильную норвежскую сборную для участия в этих соревнованиях будет очень непросто, но Ветле Шостад Кристиансен никогда не сдается. Он всегда тренировался больше и трудолюбивее всех, и шанс, который он просто обязан использовать в своей жизни, выпадает именно сейчас.

- Пока существует хоть какая-то теоретическая возможность, я делаю все возможное, - твердо говорит биатлонист о месте на Чемпионате мира. – Я не ставлю перед собой никаких конкретных целей. Сейчас я просто-напросто возвращаюсь к «старому доброму» Ветле. Я буду отлично стрелять, великолепно проходить последние круги и становиться смелым и дерзким. Если мне это удастся, будет супер!

А что же насчет слов, оброненных в Шушене? (О борьбе за победы на Кубке мира, - прим. мои)

- Видимо, я должен взять свои слова обратно, но я могу с уверенностью сказать, что я сделаю это в этом, или в следующем году, или однажды в своей жизни.

Источник: http://www.nrk.no/sport/skiskytter-slatt-ut-av-sykdom-i-seks-maneder-1.12507161

Официальная страница Ветле в Фейсбук:https://www.facebook.com/vetleschristiansen