9 мин.

Почему русское водное поло никак не выберется из задницы

У Алексея Авдохина болит душа за вид спорта, который забыли даже Мутко с Губерниевым.

Как убить вид спорта за десять лет

Если вам когда-нибудь потребуется иллюстрация для термина «системный кризис», не стесняйтесь приводить в пример российское водное поло. Здесь дела настолько глухи и запущены, что сложно подобрать литературное слово.

А ведь мужская сборная когда-то ходила в грандах, но последние признаки жизни подавала в 2004-м – зацепилась за олимпийскую бронзу Афин.

Дальше только боль и унижения. С 2008-го Россия не попадала вообще никуда – ни на Олимпиады, ни на чемпионаты мира, а однажды даже на чемпионат Европы, где играют более менее все. Домашний чемпионат в Казани (куда хозяевам не попасть невозможно) стал апофеозом – 14-е место, ниже только полулюбительские Китай с Аргентиной.

Женская команда в последние годы была славной опорой Федерации водного поло. Как-никак трехкратные чемпионки Европы, с трех подряд чемпионатов мира увозили медали, да и на Олимпиады худо-бедно отбирались – для отчетов министерству идеальный случай. Но и тут с 2011-го как отрезало – ни побед, ни пьедесталов.

И в Казани тоже – проигрыш передовым голландкам в четвертьфинале и до свидания.

Президент федерации результатами логично не удовлетворился, но и упрекать команды, сказал, что не в чем. Не в чем, так не в чем.

Президент из засады

Еще три года назад федерацией руководил Вадим Сомов, но Евгений Шаронов – нынешний президент – 20 лет был ее исполнительным директором, поэтому ссылаться на ошибки предшественников не приходится. Тем более что при Сомове – директоре нефтеперерабатывающего завода – все реальные рычаги управления были как раз у Шаронова.

В ватерпольном сообществе Шаронова (победителя московской Олимпиады) за глаза прозвали Барином – за стиль управления. Рассказывают, работа федерации идет под девизом «мы олимпийские чемпионы, а чего добились вы?».

И странностей (назовем их так) действительно хватает.

Тренеров сборной выбирают голосованием, но если побеждает не тот – поправимо

Два года назад после отставки предыдущего тренера мужской сборной Владимира Карабутова федерация в поисках нового объявила конкурс – заявки подали четверо, а выбирали обычным голосованием члены президиума. В кандидатах ходил вызванный из далекой Австралии Эркин Шагаев – старый приятель Шаронова, с которым они побеждали на Олимпиаде.

Но победу в один голос неожиданно одержал Николай Козлов – тоже большой ватерполист из чуть более позднего прошлого, руководивший на тот момент волгоградским «Спартаком».

И что вы думаете? Пока кандидатура Козлова лежала на утверждении в министерстве у Мутко, а сам Николай уже выдавал в интервью планы сборной, федерация нашла в собственных выборах нарушения регламента и по-быстрому отменила победу Козлова.

На повторных выборах победил, конечно, Шагаев, представленный Шароновым как передовой иностранный специалист (у него действительно есть австралийский паспорт), поднявший на новый уровень водное поло в Австралии.

Игроки отказываются приезжать в сборную

Громкая история из весны 2014-го – два игрока из Волгограда (помните, какой клуб возглавлял выбранный, но так и не назначенный Козлов?) не приехали в сборную Шагаева. Причем, по словам тренера – не впервые и не просто не приехали, а сообщили ему, что играть за сборную даже не собираются. После рапорта Шагаева в федерацию Артем Ашаев и Адель Латыпов были дисквалифицированы на два года.

Все суды, куда обращались игроки, признавали правоту федерации, но, в конце концов, реальную дисквалификацию обоим заменили на условную – клуб все же нашел общий язык с чиновниками.

А на официальном сайте Федерации водного поло после этого появилась бегущая строка: «Высшей честью для спортсмена является выступление за сборную команду страны». Зайдите непременно и попробуйте отыскать, например, таблицу прошлогоднего чемпионата – очень увлекательная бродилка, между прочим.

Конфликт федерации и топ-клуба доходит до устрашающей дисквалификации

А поначалу именно волгоградский «Спартак» – главный российский топ-клуб последних лет – громче всех бузил против Шаронова и федерации. После того как одного волгоградского тренера (Владимира Карабутова) уволили из сборной, второго (Николая Козлова) выбрали, но так и не назначили, клуб перешел в жесткую оппозицию. Так открыто ссориться с федерацией могли себе позволить разве что в финансово независимых Киришах, но Волгоград превзошел всех.

Истории с неприездом волгоградских парней в сборную (случай с Ашаевым и Латыповым – самый громкий, но не единственный) оказались мелочью по сравнению с отказом подписать договор с федерацией накануне прошлогоднего чемпионата России. Президента клуба Глиняного якобы не устраивали положения дисциплинарного регламента – за это из чемпионатов России федерация тут же исключила все три волгоградские команды.

Пропустив первый тур, они задним число были возвращены в число участников – договор, естественно был подписан, но разруливать ситуацию вызывали зама Мутко Павла Колобкова.

Но к мнению клубов все равно не прислушиваются

«На последнем тренерском совете практически все тренеры клубов обратились к Шаронову с просьбой изменить систему проведения чемпионата России. Она действительно отвратительная, в ней много минусов, – поясняет главный тренер «КИНЕФ-Сургутнефтегаз» Николай Богданов. – Просили, чтобы играли с разъездами – игру дома, игру на выезде, а не турами, как привыкла федерация. Хотели как лучше для зрителей, чтобы они видели свою команду постоянно, а не раз в полгода.

Но знаете, что нам ответили Шаронов и присутствовавший на совете Шагаев? Что мы многого не знаем и не понимаем, поэтому система проведения чемпионата отличная! О каком развитии может идти речь, если этим деятелям наплевать на мнение тренеров всех клубов?»

В прошлогоднем чемпионате команда «КИНЕФ-Сургутнефтегаз» провела в домашнем бассейне ровно два тура – в начале октября и в конце ноября. Все.

Тренером-совместителем быть нельзя, но иногда можно

«Когда тренер не освобожденный, это наносит вред национальным командам. Нужно, чтобы они больше работали с игроками во время сборов и во время чемпионатов, смотрели игры, делали замечания, давали рекомендации», – назначение Шагаева Шаронов рассматривал под таким углом. Действительно – приехавший из Австралии узбекский специалист был равноудален от всех клубов, а значит максимально объективен.

А вот тренер женской команды Михаил Накоряков всю жизнь отработал в «Уралочке» из Златоутста – команде, которую сам и создал 30 лет назад.

В сборной России на чемпионате мира в Казани «Уралочку» (4-е место в чемпионате России) представляли четверо. Больше только из «КИНЕФА», чемпиона России – пять игроков. Два других клуба, ставших призерами чемпионата – «Югры» и «Спартака-Волгоград» на пару отправили в сборную трех человек.

Хочется понять – вредит это сборной или нет, какую бы вину ни брал на себя Накоряков после поражения в четвертьфинале.

Люди не уезжают за границу, но уходят в сборную Казахстана

В России осталось пять-шесть ватерпольных центров – Волгоград, Москва, Казань, Златоуст, Кириши – где вода еще плещется и водятся деньги. Топовые игроки, если верить Шаронову, зарабатывают в России под десятку, естественно не рублей. Не футбол, конечно, но и уезжать особого смысла нет, поэтому никого из россиян в видных зарубежных чемпионатах не найти.

Зато они есть в других сборных. Лучший вратарь России Александр Федоров, игравшие с ним когда-то за сборную Андрей Рекичинский, Алексей Панфили, Александр Аксенов и еще несколько ребят помоложе теперь граждане Казахстана.

Кого-то удивляет, что в Казани сборная Казахстана в плей-офф, а Россия проигрывает Японии матч за 13-е место?

Зато у федерации есть свой Геннадий Орлов

Если вам немного за 30, вы легко вспомните Олега Жолобова – под его колыбельные комментарии в 90-е годы показывали футбол на российском ТВ. Потом он каким-то образом стал министром спорта Подмосковья (как раз при нем стали резать бюджеты подмосковным профессиональным клубам), а сейчас просто советник губернатора Московской области.

А еще он член президиума Федерации водного поло России и вице-президент по связям со СМИ. Наверное, поэтому и комментирует все матчи сборных России по водному поло на ВГТРК – что даже вездесущий Губерниев туда не лезет. Комментирует как надо – с перечислением всех заслуг федерации, осознанием того, какая огромная работа проделана, зато часто путаясь в фамилиях даже своих игроков.

Так что если вы еще не знаете, как все замечательно в отечественном водном поло – просто посмотрите по телевизору любой матч с участием наших с Олегом Жолобовым у микрофона.

Развитие

Но все это, конечно, ерунда рядом с главной проблемой – водное поло в России сейчас мало кому нужно.

Забытая богом и Мутко федерация, приносящая в общий котел всего две медали – слезы по сравнению, например, с 20-кратными чемпионками мира в синхронном плавании.

О существовании этого вида вспоминают раз в четыре года – во время Олимпийских игр, и еще раз в сто лет – на домашнем чемпионате мира.

Трансляции водного поло смотрит народу меньше, чем работает над их показом.

Этот материал кликнет пара тысяч читателей благодаря заголовку, но вряд ли он соберет больше двух десятков комментариев.

Но мы хотя бы попытались.

А развивать непопулярный вид спорта без присланного сверху олигарха с мешком денег, наверное, не получалось еще ни у кого. Даже у олимпийского чемпиона.

Но, может быть, хотя бы попытаться, а?

Александр Клейменов: «В России востребованы пенсионеры, которые никак не забудут гаснущий факел Олимпиады-80»

Фото: РИА Новости/Константин Чалабов (1,3,4), Владимир Астапкович