«Биатлонисты не имели права так позорить тренера». Кто виноват в скандале с мужской командой?
В мужской биатлонной команде при попустительстве руководства и пресс-службы СБР разгорелся конфликт. Сначала спортсмены напрямую – в обход тренера – пообщались с президентом Кравцовым, а затем наговорили лишнего про Александра Касперовича в микст-зоне.
Sports.ru уже писал о том, что ситуация некрасивая. А что думают эксперты – тренеры, работавшие с мужской командой в недалеком прошлом? Мы задали им 3 важных вопроса:
1. На чьей вы стороне в конфликте между мужской командой и тренером Александром Касперовичем?
2. Каким будет лучший выход из ситуации?
3. Кто мог бы тренировать команду/созданные группы?
Владимир Аликин (2006-2010)
1. 50 на 50. Я был в шкуре Касперовича, против меня спортсмены тоже выступали. Правда, руководство было другое, и все происходило не так публично. Сейчас ситуация острая. Честно скажу – я не поддерживаю Касперовича. Он пришел в команду по конкурсу, но практически на безальтернативной основе – многие специалисты просто не стали подавать заявки, потому что не знали, уйдет прежнее руководство или нет. Касперович подал и взял должность, но по своему уровню он на нее не тянет. Я знаю некоторые подробности его поведения и могу сказать: он заслужил свое.
Другое дело, что тому же Лапшину вообще не следовало выступать в прессе. Есть капитан – Дмитрий Малышко, олимпийский чемпион. Он сказал за себя и отошел в сторону. А кто такой Лапшин?
2. Я не сторонник разделения на группы. Спортсмены должны тренироваться в сборной, которую содержит государство. Старший тренер должен каждый день видеть ребят на тренировке – кто как работает, чем живет, чем болеет, что ест.
Самоподготовка Шипулина – это исключение. У Антона огромный опыт и отличное воспитание, он прошел большую школу и соображает, что и как делать. Остальных спортсменов распускать нельзя ни в коем случае – иначе мы развалим мужской биатлон.
3. Надо прислушиваться к тренерскому совету, а не к Правлению СБР, которое уже наметило кандидата – и это не Польховский. Мы созванивались с Валерием Николаевичем несколько месяцев назад – он сказал: Вова, меня в сборную никакими коржиками не заманить, я устал бороться и отошел от дел. Не знаю, вряд ли у него что-то изменилось.
Андрей Гербулов (2011-2012)
1. Не хотел бы занимать чью-то из сторон, потому что в основном получаю информацию из прессы и не знаю деталей. Поведение спортсменов удивило – сначала следовало разобраться в ситуации изнутри, провести анализ, понять причины, почему работа Касперовича не дала результат. Спортсмены сборной должны отвечать за слова и поступки – разногласия в коллективе бывают часто, но ни к чему их выносить в публичное пространство. История очень неприятная.
2. Если мы хотим получить результат на Олимпиаде-2018, нужно пересмотреть состав команды и понять, кто достиг предела в прошлом-позапрошлом сезонах, а у кого еще имеются резервы для роста. Я скажу, что у нас есть очень талантливая молодежь, которая при правильной работе раскроется через два-три года.
Думаю, сейчас уже не получится сохранить единую команду. Шипулин и Волков продолжат тренироваться отдельно, наверняка кто-то еще захочет отделиться. Как это будет выглядеть? Не знаю. Две самостоятельные группы – это минимум.
3. В прошлом году команда комплектовалась в основном из тюменцев – так что, возможно, новый состав мог бы принять Максим Кугаевский. У него есть авторитет, опыт, он мог бы вывести подготовку на новый уровень.
Николай Лопухов (2012-2014)
1. Все началось не с Касперовича, а, наверно, еще при Аликине – ребята пытались и пытаются руководить методической концепцией подготовки. Скандал не делает чести ни спортсменам, ни тренеру, ни руководству. Я не хочу никого поддерживать. Спортсменов надо не только тренировать, но и воспитывать.
Проблема не в Касперовиче, не в Аликине и не в Лопухове, а в системе. Когда руководитель напрямую общается со спортсменом в обход тренера – это не приводит к хорошему. Поступок спортсменов я осуждаю – они не имели права так опозорить тренера. Любые проблемы коллектива надо решать внутри, а не выносить на улицу.
2. Можно создать три-четыре равноправные команды – если регионы или еще кто-то готовы оплачивать их работу. Мне кажется, единой сборной мы уже не увидим.
3. Есть Касперович, который работает с молодежью. Есть Брагин, работавший с резервом. Есть Польховский – не знаю, действительно ли он хочет тренировать или это слухи. Есть Крючков, который дал результат и которому нужно улучшить условия работы. В этом случае главное – продумать систему отбора и избежать столкновения групп, как у нас случилось перед Олимпиадой.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Я так понимаю, у нас в государстве проблем нет ни с медициной, ни с образованием, пенсии как в Швейцарии... А может профессиональные спортсмены все-таки сами будут зарабатывать?
Ужасно хочется, чтобы он вернулся.
---------
А надо ли ставить телегу впереди лошади, путая причину со следствием...
Команда Касперовича, по большому счету, сезон провалила, что лишь подчеркнул безмедальный для него ЧМ, где даже крючковский Шипулин не спас эстафету.
Именно потому "некрасивая ситуация" последних дней стала прямым следствием неприглядности ситуации всего соревновательного сезона.
Писал здесь же, по тому же поводу тремя днями раньше:
"Я бы предложил обращать внимание не на форму протеста - а на его суть.
Искать не зачинщиков "заговора" в команде, не инициаторов извне - а причину".
А поскольку суть и причина видны достаточно отчетливо, сейчас предпочтительнее не закрывать собственным телом "сор в избе", а принимать оперативные решения... которые и без того принимать бы пришлось. И, как мне кажется, Кравцов сейчас - на пороге таких решений... дай то бог.