«Он разговаривал с Машей, как Кашпировский с клиентами». Нужен ли Шараповой другой тренер?
Вячеслав Самбур узнал, что думают эксперты – комментаторы Анна Чакветадзе и Александр Метревели – о тренере Шараповой. Со стороны кажется, что это лучший вариант для Маши.
Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Brunskill
Мария Шарапова провела противоречивый сезон: с одной стороны, выиграла «Ролан Гаррос», крупные турниры в Мадриде, Штутгарте и Пекине. С другой, кроме грунта, практически нигде себя не проявила, а в противостоянии с Сереной вновь уступила – то есть, по сути, не сдвинулась с мертвой точки.
Кроме того, неудача на итоговом WTA, где Маша не вышла из группы и показала чересчур нервный теннис, заставила задуматься: а тот ли тренер Свен Гренефельд, который нужен Шараповой или это просто раскрученный специалист, который всегда при звездах?
Анна Чакветадзе, телекомментатор, экс-пятая ракетка мира, полуфиналистка US Open-2007
– Гренефельд начинал еще спарринг-партнером Мари Пирс – я знаю эту историю. Тогда он был молодой, из спарринга перерос в тренеры, затем его наняла некая компания – и он работал со всеми представителями этой компании. Было много игроков, которым он помогал.
Я не совсем понимаю, как это в принципе возможно. Тренерская работа очень кропотливая, нужно полностью вкладываться в одного человека. Помочь всем нереально, так что это в большей степени была пиар-работа.
- То есть реальной от него помощи не было?
– Какая-то была, но она получалась минимальной. Разорваться невозможно. Кроме того, он долго сотрудничал с Натали Деши и Аной Иванович.
- Он приносит пользу Шараповой?
– Я считаю, что он не может ей дать ничего, кроме психологической поддержки, настройки. Технические и тактические элементы – это не его конек, несмотря на вроде бы богатый опыт. Есть люди, которые стараются вникать в детали, а есть поверхностные специалисты. Вот он, скорее, из второй категории.
- Получается, нет компонентов, на которых бы он по-настоящему специализировался?
– Мне так кажется. Я знаю о его работе не только со стороны, поэтому могу так считать.
- Но Шарапова и Гренефельд командой выиграли «Ролан Гаррос».
– Да, но Шарапова и без него побеждала на грунте. Я считаю, что отличную работу с ней провел Томас Хогстедт. Он действительно пытался изменить ее игру. Его заслуга в том, что Шарапова стала лучше выступать на грунте.
Вообще, из всех тренеров Хогстедт дал ей, наверное, больше всех. Что дал ей Гренефельд? Ну, настрой – это да, немаловажный фактор. А чем он может ей помочь на корте, я не вижу.
- У вас есть кандидатура на место Гренефельда?
– Затрудняюсь ответить. Тренеров ищут агенты. Американцы больше основываются на каком-то пиаре. Есть не слишком известные тренеры, которые подходят к работе ответственно и действительно пытаются что-то улучшить, вникнуть в детали. А если кому-то интересен пиар… Гренефельд сотрудничал со многими, но это не значит, что он хорош. Он ведь мог работать неудачно, правда? Только сами игроки, его бывшие клиенты, понимают, достойный он специалист или нет.
- Есть ли у Шараповой возможность вернуться к Хогстедту?
– Возвращаться будет сложно – это пройденный этап. Вряд ли у них в сотрудничестве все было хорошо – вероятно, появился дискомфорт или в отношениях, или на корте. Я не могу назвать фамилии, но мне кажется, пора сделать ставку на малоизвестного тренера, который любит свою работу и хочет прогресса.
- Сезон для Шараповой получился в большей степени хорошим или плохим?
– Думаю, этим сезоном могут быть довольны болельщики, комментаторы, кто угодно, но не лично Шарапова. Она от себя ожидает большего, и она реально способна на большее. Ее заслуга в том, что после стольких лет на вершине она не теряет мотивацию.
Раньше Шараповой было проще психологически: ты моложе всех, ты перспективная, ты талантливая. Талант остался, но теперь появляются молодые игроки, с которыми нужно соревноваться. От этой постоянной борьбы очень устаешь психологически.
Анна Чакветадзе: «Белые халаты мне снятся только в кошмарных снах»
Александр Метревели, телекомментатор, финалист «Уимблдона-1973»
– Мне не очень понятно, откуда возникла проблема смены тренера. Было бы на кого менять: шило на мыло или мыло на шило. Если есть подходящая кандидатура вместо Гренефельда, давайте обсуждать.
- У Шараповой получился довольно противоречивый сезон, разве нет?
– А у кого сезон лучше? У Серены. Серена первая, Шарапова вторая. В нынешней ситуации быть лучшей после Серены – это успех.
Но Серена ведь тоже играла нестабильно – значит, она тоже должна менять тренера? Таким методом тяжело подходить. Все зависит от Шараповой – важно, как она воспринимает своего тренера. Мы не знаем ни взаимоотношений, ни работы, которую они ведут.
- По-вашему, Шарапова сделала шаг вперед?
– Она как играла, так и играет. Может быть, даже чуть лучше, чем раньше. Понимаете, проблема не в игре, а в нервах. Хогстедта, который работал с Шараповой раньше, я знал хорошо. Серьезный специалист, с опытом. Гренефельда я знаю не так глубоко, чтобы оценивать его работу. Как можно сказать заочно? Сколько бы мы с вами или весь Советский Союз ни говорили об этом, решение за Шараповой. Она сама выбирает тренера, заключает контракт, платит деньги.
- Может, вы заметили в Гренефельде какие-то характерные черты?
– Во время финального турнира он с Шараповой разговаривал так же, как Кашпировский со своими клиентами. Не знаю, помогали эти разговоры или нет. Там была только истерика, игры как таковой не было вообще.
- У вас есть понимание, какой тренер для Шараповой был бы идеален?
– Нет. Может, вы мне назовете? Я не могу сказать. Я не знаю, довольна сама Шарапова или нет, но по результатам этого года она стала второй. Это достижение.
Маша очень упрямый человек, что бы ей не говорили, в сложной ситуации она всегда действует так как сама считает нужным, а сейчас она начала в сложных ситуациях принимать какие-то вообще не похожие на нее решения, например, укорачивать. Всю жизнь чем сложнее было Маше, тем сильнее она лупила по линиям или в аут, а теперь все немного иначе. Отсюда и нервозность, ей непросто меняться. Плюс, имхо, все ее психологические срывы от проблем вне корта.
Считаю, что этой ее веселой и дружной команде обязательно нужно дать это межсезонье и посмотреть как они подготовят ее к АО.
В Австралии наравне с Парижем у нее будут лучшие шансы на шлем в следующем году, поэтому крайне важно как они подготовятся.
Готова ли Маша на новую работу над собой? На борьбу на орте она готова всегда - в спортивном характере ей не откажешь - она редкий боец. А вот работать над собой... отказываться от наработанной техники рисковать - лучше ли станет новые технические приемы? ту мне кажется, у нас проблемки.... Слишком давит собственный авторитет, чтобы себя критиковать и своей карьерой рисковать. Есть ли такой тренер, чтобы мотивировать королеву на такие подвиги?