5 мин.

Александр Легков: «Наконец-то я стал таким же, как Нортуг»

Павел Копачев – о человеке, который выиграл престижный лыжный марафон и как никто другой заслужил эту победу.

Фото: REUTERSCarlos Barria

Ну наконец-то! Российские лыжники дотянулись до золота, как вчера биатлонисты. И не просто дотянулись, а разорвали всех – Легков, Вылегжанин и Черноусов. Финиш голодных зверей с другой планеты. Если отбросить в сторону эмоции, то так просто-напросто не бывает. Весь русский пьедестал! У нас за всю олимпийскую историю было 7 медалей (из них два золота) в марафоне. А тут сразу три в одной гонке!

Лыжников здесь, на «Лауре», преследовали удивительные нестыковки: падения на виражах (Устюгов), сломанные палки (Легков), столкновения при выходе на финишную прямую (Крюков), замешательства соперников, которые вылезали на чужую «дорогу» (Сундбю/Вылегжанин).

В общем, сегодня удивительно воздалось за нефарт. Особенно Легкову, которого по ходу этой Олимпиады не раз спрашивали: «Ну что, Саш, опять что-то не срослось?». А он терпеливо отвечал: «Не «опять», а это спорт. Впереди еще есть гонки».

Собственно, Легков – и есть главный герой. Именно он бросился в погоню за незадачливым финном, контролировал настырного Сундбю и полуживого Нортуга, присматривал за опасными шведами, которые здесь по-хорошему мудрят со смазкой.

– Они могут весь сезон дурака валять, но как чемпионат мира или Олимпиада – выкашивают все медали, – откровенничал Легков после эстафеты, где он, по сути, и подарил нашим парням серебро.

- А что у них именно получается?

– А если б знать... Видимо, умеют так себя подводить, чему нам еще стоит поучиться.

Тогда, неделю назад, он вылядел если не счастливым, то удовлетворенным. Победа в «Тур де Ски-2013» – эпохальная и крутая сама по себе, но олимпийская медаль – ценность другой категории. Тем более, Легков никогда не скрывал, что мечтает только о золоте.

– Понимаешь, начало положено, У меня есть олимпийская медаль. У многих и такого счастья нет. Ну и я, слава богу, доказал, что эстафетный боец. Мне это тоже было важно.

Критика президента федерации Вяльбе – немного топорная, но по-спортивному злая и прямая – на заводного Легкова подействовала. Он не просто старался, а проявил мудрость и спортивную зрелость. Чего ему дико не хватало в предыдущие годы.

А сейчас и Вяльбе не скрывает: «Саня – великий». Со свойственной ей осторожностью: «Победителей не судят».

Хвалить – вообще не в правилах Елены Валерьевны. Хотя сегодня можно было бы изменить этой суровой традиции.

***

Журналисты встретили Легкова, как и вчера биатлонную четверку, аплодисментами. А Саша говорил быстро, уверенно и, казалось, наслаждался моментом.

– Я был уверен, что мы сможем побороться за медали. Но сегодня все вышло просто потрясающе. Это большое и огромное счастье.

- Нортуг не беспокоил?

– Он, конечно, король лыж, но сейчас не в суперформе. Наконец-то я стал таким же, как он. Пускай, и в меньшей степени. Я хочу поблагодарить тренеров, они выложились на 150 процентов. Они сделали для меня даже больше, чем я сам. Я готов и дальше работать индивидуально, но все будет зависеть от них и от позиции руководства. Могу сказать смело: я передернул лыжные гонки внутри. Я стал их понимать совсем иначе, чем это было три-четыре года назад.

- Вы верили в свою победу?

– Я вообще верю в наших. И в лыжников, и в биатлонистов. Еще позавчера сказал Шипулину и Малышко: «Хватит нюни распускать». А Антон мне: «Если выиграем эстафету, отдашь куртку Турина». Пообещал – придется отдать куртку со своей первой Олимпиады.

- Вы счастливы?

– О да! Сегодня произошло то, что я всю жизнь ждал. Я еще не верю, Нужно время, наверное.

- Евгений Дементьев недавно признавался, что психологически не совсем справился с тем грузом ответственности, который свалился на него после Турина-2006.

– Я к этому проще отношусь. Когда он выиграл, мы жили с ним вместе. Я до вечера ждал его, пока он был на всех приемах и встречах, и все думал: «Как же мне теперь его называть – по имени-отчеству?» Наверное, мне будет дальше нелегко. Но я отдал много сил для этой победы и точно не остановлюсь на достигнутом.

- По гонке показалось, что вы контролировали всех. Финна вовремя «съели»...

– Если честно, я не смотрел на финна. Когда его догонял, хотел проверить, «подергать» соперников. А финн меня не интересовал – это же не Оллсон, который на классике ушел в прошлом году. Но тут трасса другая – есть скоростные спуски, где можно «собраться» и оторваться.

- Вчера Шипулин признался, что верил в свой финишный рывок. У вас были такие же чувства?

– Я был уверен, что смогу побороться. Когда пошел в подъем и увидел небольшой просвет, то для себя решил: если я отдам сегодня кому-нибудь золотую медаль, потом этого не прощу.

- Перед эстафетой вы говорили, что плохо спали...

– Сегодня спокоен был. Всю ночь снились биатлонные медали.

- В гонке перестраховывались, чтобы, не дай бог, палку не сломать?

– Обязательно. Каждый спуск проходил на максимальной концентрации.

- Не напрягало, что многие говорили: «Вот опять Легков во что-то вляпался».

– Не надо вешать на меня ярлыки. Это спорт. Я к своей победе просто долго шел, взрослел, мужал. Я никому ничего не хотел доказать, а просто сделал то, что ждал и хотел. Мне уже 30. Тренеры всегда говорили: «Саш, у тебя золотой возраст для мужчины». Расцвет. Я, видимо, просто долго развивался – все детство был маленьким, в спорт пришел поздновато. Когда я был юниором, ребята были здоровее и сильнее.

Удача всегда была со мной. Не надо гневить Бога. Я должен всегда говорить: «Я счастливчик и рожден для победы».

- Многие чемпионы Сочи признаются, что не помнят, что делали после финиша.

– Я все помню. Даже не смог порадоваться, когда только-только пересек ленточку. Я радовался уже когда встал, а вот эти первые эмоции... Так сильно устал, что не было сил кричать. Зато на пьедестале попрыгал. Порадовал родителей, которые сегодня болели за меня на трибуне.

***

Такое ощущение, что наши парни ждали этих тяжелейших 50 километров, чтобы поколотить всех. А медали... Медали им вручат на церемонии закрытия. Под звуки российского гимна. Золото – Легкову, серебро – Вылегжанину (у него на этой Олимпиаде сразу три таких награды), бронзу – Черноусову.

Это был красивый финиш Олимпиады. Можно улетать домой.

Почему Легков заслужил победу больше всех на свете