3 мин.

Почему не нужно сходить с ума от серебра биатлонисток?

Вячеслав Самбур – о загадочной и противоречивой женской сборной России, которая умеет творить чудеса, но никто не способен разобраться – когда и почему.

Это серебро не хочется обосновывать с биатлонно-научной точки зрения, не хочется искать в нем логику. Да оно, скорее всего, и получилось таким – нелогичным, иррациональным, взявшимся будто из ниоткуда. Тот, кто умеет читать дальше пары предложений и кто смотрит биатлон не только затем, чтобы покричать у телевизора «Россия, Россия!», поймет, о чем речь.

Никакого упрека тренерам и спортсменкам тут нет – на пути к Играм они действительно готовились месяцами и годами, чтобы что-то наконец проросло – но, согласитесь, за прошедшие две недели мы успели оценить выхлоп от той подготовки. Впечатляющим назвать его точно было нельзя. Нельзя назвать и теперь, когда к серебру в самой первой гонке добавилось серебро в самой последней. На мостике из четырех других забегов даже предельно флегматичные болельщики и предельно далекие от биатлона люди имели возможность понять – в женской команде серьезные проблемы.

Они не устранились ни одновременно с финишем Ольги Вилухиной, ни в любой из предшествующих моментов – но, честное слово, не каждое серебро должно браться абсолютно читаемо, по закономерности.

На любом большом турнире должно оставаться место необъяснимому

Странно ведь думать, что сразу после спринта, который прошел давным-давно, аж 9-го февраля, тренеры нацелили весь подводящий процесс именно на вечер 21-го. Что недельная мариновка Яны Романовой и в самом деле несла столь глубокий смысл. Что ушибы Ольги Зайцевой после падения излечились при ритме «три старта за пять дней». Что отек слизистой Ольги Вилухиной отступил при соблюдении ровно того же графика. Что Екатерина Шумилова навсегда избавилась от сложностей со стрельбой…

На любом большом турнире должно оставаться место необъяснимому, иначе турнир просто перестает быть интересным. В конце концов, даже Вольфганг Пихлер, тренировавший этих девушек три года, рассчитывал на чудо – так почему и нам не разглядеть в серебре что-то волшебное?

Женская сборная России загадочна, непоследовательна и противоречива. Даже лучшее за четыре года выступление на главном старте (две серебра – лучший результат и по числу медалей, и по достоинству) у нее соседствует с эпохальным антирекордом – впервые за семь Олимпиад биатлонистки остались без золота. Что здесь весомее – подъем на локальном отрезке или падение на историческом, каждый решит для себя. Но при этом важно избегать категоричности и однозначности.

Мне не близка риторика уважаемого Максима Максимова, который, кстати, и сам умел творить волшебство и который сейчас, в первые же минуты после гонки почему-то решил виртуально поделить награду и кое у кого ее даже отнять. Но и яростное торжество Павла Ростовцева, за три года приведшего команду лишь к трем медалям и не воспитавшего ни одной победительницы, тоже вызывает вопросы.

Ничего по большому счету не доказано, титул не выигран, а правда, как всегда, посредине: женская сборная России слишком часто выглядит рыхлой, плюшевой и подавленной, но все еще умеет бывать вдохновенной, крепкой и колючей.

Жаль, что никто так и не сумел разобраться, как на заказ выводить ее из первого состояния во второе.

***

Сборную Украины – объективно самую сбалансированную и мощную в пелотоне – надо уважать. Если почему-то не получается уважать, то хотя бы молчать, а не орать то, что орали девушкам дурные болелы после финиша. В дни, когда многие украинские олимпийцы снимаются с соревнований по понятно каким причинам, четыре биатлонистки выходят и убирают всех соперниц на классе. Хладнокровно и расчетливо, как будто они выезжали за золотом десятки раз.

А оно у них первое, и теперь в истории женского олимпийского биатлона – четыре страны-чемпиона. Россия отдала последний действительный титул соседям.

Фото: REUTERS/Carlos Barria