21 мин.

Загадочные храмы Камбоджи. Ангкор ( часть 2 )

Вот и подошел черед поговорить о магических храмах Камбоджи. Именно из-за них сюда стекается огромное количество туристов со всего мира. Совсем недалеко от озера Тонлесап и в 5 километрах от города Сием Рип, о котором я недавно рассказывала, находится это удивительное, магическое место - один из самых крупных храмовых комплексов в мире, на территории которого располагается около двухсот  культовых сооружений. Сегодня я расскажу вам о трех удивительных храмах на территории древнего города Ангкор, который несет в себе и тайну знаний древних математиков и астрономов. Вид из космоса на Ангкор дает удивительную картину карты звездного неба, но того звездного неба, которое существовало 10500 лет назад до нашей эры! И это никак не объяснимо. Современные ученые предполагают, что две тысячи храмов и дворцов Ангкора точно воссоздавали расположение двух тысяч самых ярких звезд в одну из ночей года.

Жорж Кодэ – французский археолог – назвал некоторые храмовые ансамбли мистическим центром исчезнувшей империи...

Многие ученые предполагают, что это было похоже на сеть городов, связанных между собой. Ангкор строился 400 лет. Там были храмы, больницы, библиотеки, мосты, дороги, уникальная ирригационная система, позволяющая собирать 4 урожая риса в год. Это была огромная империя. И были, конечно, войны. В 1351 и 1431 годах сиамские войска захватывали  Ангкор. Во время последнего нашествия город был разграблен и пришел в упадок. И великая цивилизация погибла. Ушли строители, ушли жители, ушли служители храмов и даже завоеватели. Почему? Существуют разнообразные мнения: традиционные послевоенные эпидемии, а может, жители посчитали город обесчещенным, кто знает? Давались и мистические объяснения: дескать, некий проект был уже просто выполнен.

В 1860 году в Индокитай приехали французские колонизаторы. Здесь, на берегу озера Тонлсап, они услышали легенду о прекрасном городе, затерянном в джунглях. Некоторые крестьяне даже рассказывали, что нашли огромный храм, «построенный богами». Но европейцы решили, что это сказки местных жителей. Они отказывались верить, что действительно существует затерянный город чудесной красоты, который когда-то был олицетворением могущества и величия Камбоджийской империи. Но однажды французский ученый Анри Муо нашел его...

 

/*Все фотографии кликабельны* Можно смотреть в бо́льшем формате, для этого просто кликаете мышкой на фото/

3

 2 января 1861 года французский натуралист, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Ангкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Ангкоре задолго до него.

Он не мог поверить, что Ангкор-Ват – дело рук человека. Муо писал: «Каждый из храмов Ангкора – достойный соперник Соломонова Храма. Определенно, Ангкор-Ват величественней, чем все, что есть в Риме и Греции. Какие же древние Микеланджело могли его построить?»

 Ангкор-Ват – это только один храмовый комплекс из огромного числа строений на территории древнего города. Именно с него мы и начнем наше путешествие. Я была в этом храме на рассвете, была на закате, в полдень. Когда он особенно хорош? На этот вопрос я затрудняюсь ответить. В каждое время суток он представляется разным, он неповторим и прекрасен.

876
6

По периметру территорию храма окружает ров с водой шириной 190 м, образуя как бы остров квадратной формы.

9

Строительство этого храма началось во времена кхмеров и завершилось в первой половине XII века нашей эры. Это одно из красивейших сооружений в мире, насчитывающее сотни тысяч скульптурных изображений. Его строители бесследно исчезли с лица Земли.

Не сохранилось ни одного источника, в котором бы упоминалось о том, как возводился этот комплекс, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так, по легенде, возник Ангкор-Ват.

Надпись на храме в гласит: "Этот храм возведен в честь Нага, семиглавого змея, своей волей сотворившего все сущее".  Царский лотос, символический цветок Му, фигурирует здесь повсеместно. Так же вездесущ трезубец, царский жезл Империи Солнца.

Ангкор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены его покрыты искусной резьбой.

Ангкор поражает не только размерами, но и скурпулезно вырезанными мельчайшими деталями на огромных площадях.  Как можно было нанести  фреской, резьбой  миниатюрные картинки, сюжеты из жизни, которые располагаются на стенах высотой 15 м и опоясывают храм периметром в километр? И все рисунки повторяются с точностью до деталей через определенные расстояния бесконечное число раз.  Это все вырезано в камне...

234

Наиболее часто встречающаяся фигура здесь - это фигура Апсары,  богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, и ни одна из них не похожа на другую. Сначала я не заметила отличий, но потом стала внимательно присматриваться...  У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения, головные уборы.

Давайте подробнее поговорим о небесных танцовщицах.

4
4

Несколько источников по разному рассказывают о происхождении Апсар. Согласно легенде, Апсары появились на свет во время процесса вспенивания Молочного моря. После появления Амриты (божественного напитка бессмертия), следом из моря стали появляться живые существа, среди них были и Апсары.

Апсара всегда красива и изящна. Одета в дорогие одежды, украшена драгоценными камнями и золотом, с завораживающим голосом и завлекающими движениями тела. По легендам Апсары возникли по воле богов из океанских вод. По сути это небесные полубогини или небесные нимфы, ублажавшие богов, аскетов, музыкантов и павших героев в раю.

Расскажу вам одну легенду, услышанную в стенах Ангкор-Вата.

В древнем городе Ангкор танцовщицы были изолированы от мира людей. Они не имели права разговаривать и могли общаться лишь жестами и языком танца.  Они не могли любить и быть любимы. И вот один мастер, работающий в стенах храма, влюбился в одну из танцовщиц, а она полюбила его. Не слишком частыми были их встречи... Но чтобы чаще видеть свою любимую, он изобразил ее на стене Ангкор-Вата. Найти ее среди тысячи других очень сложно, но все же можно. Лишь она одна из тысяци апсар изображена с открытыми глазами и приоткрытым ртом, все остальные танцовщицы изображались с закрытыми глазами и плотно сомкнутыми губами - знак того, что они не имеют права говорить. А когда узнали о их любви, то мастера казнили сразу же, а эту Апсару заставили руками копать глубокий пруд.  Бедняжка  долго его  копала своими тоненькими ручками, а по окончании работы была казнена. Вот такая легенда родилась в стенах Ангкор-Вата. Правда это или нет, но танцовщица, отличающаяся от тысячи других, до сих пор смотрит на нас ...

                                             Вот изображение этой Апcары

                     

122

                       По легенде этот пруд руками выкопала несчастная Апсара...

10

И еще любопытный факт про апсар того времени, когда процветал Ангкор. Оказывается, при достижении ими определенного возраста их просто приносили в жертву богам, а на их место становились другие молоденькие апсары. Так ответил мне экскурсодод на заданный мною вопрос.

Храмовые танцовщицы, в отличие от современных, выступали топлес. При королевских дворах танцовщицы тоже выступали полуобнаженными вплоть до XIX века. Когда французы, колонизировав Камбоджу, начали борьбу за нравственность, то грудь танцовщиц прикрыли красивыми тканями. С тех пор они уже никого не шокируют обнаженной грудью, скрытой под изысканной и расшитой золотыми нитями одеждой, чем-то напоминающей сари.

                 _____________________________________________________________

 Террасы храма имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект — по мере приближения храм увеличивается в размере. Храм растет прямо-таки на глазах у зрителя. Эффект потрясающий: идешь, и над тобой нависает вся эта громадина... Чувствуешь себя песчинкой. Поднимаясь на последний  уровень храма, выходишь как будто в другое пространство и время. И еще странный эффект в этом храме, впрочем, как и в остальных : постоянно чувствуешь, что кто-то незримо за тобой наблюдает. Такое чувство возникает у большинства посетителей.

Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу. Ступени здесь такие же узкие и высокие, как у пирамид майя.

Сразу расскажу такую историю : сейчас подняться на верхний уровень по этим ступеням не представляется возможным из-за того, что недавно на них погибли туристы. Одна из их числа была туристка из России. Как нам рассказывал гид, когда это увидели монахи, то захлопали в ладоши и заулыбались. Они верят в то, что Бог Вишну сделал их избранными и призвал к себе... 

Сейчас ступени эти закрыты (обратите внимание, что поднимаясь по ним, человек пригибался, поднимался на полусогнутых ногах - знак преклонения). На верхний уровень сделан сейчас специальный  заход с поручнями (дети не допускаются, головные уборы снимаются, на женщинах должны быть юбки; парео, как вариант, не допустим)

32

 

845

                                                                  Монахи никогда не покидали Ангкор. Даже забытый и заброшенный, он все равно оставался святым местом.

                                                           Статуя Будды

                     

14

В полнолуние в храме остаются люди, которые сюда приходят, чтобы медитировать. Говорят, что здесь особенная энергетика.

Сюда приходит медитировать Анджолина Джоли, когда посещает Камбоджу.

1432

 Здесь можно послушать, как читают мантры монахи на верхнем уровне.  Можно с высоты посмотреть на окрестности , можно увидеть, как дикие обезъяны бегают по территории храма, или просто послушать тишину...

154
777

Обратите внимание на каменные жалюзи. Сотни окон по периметру комплекса  из каменных столбов, выпиленных абсолютно одинаково. Тысячи полутораметровых выточенных элементов одинаковой формы. А ведь 800 лет назад токарных станков еще не было. Это просто невероятно! Эти жалюзи защищают храм от палящего солнца, внутри комфортно и прохладно, когда на улице просто пекло.

32

                   

14

Монахи – наиболее образованная часть населения Камбоджи. Они получают хорошее образование. Монахам нельзя прикасаться к женщинам, это считается осквернением.  Им нельзя брать в руки деньги, поэтому для пожертвований стоят специальные ящики.

 В монастырь можно прийти совсем ребёнком, но до 25 лет ты будешь только послушником. После чего принимается решение -  стать монахом или вернуться к мирской жизни. Монах обязан соблюдать  227 заповедей, таких как : не находиться наедине с женщиной, не есть после обеда, не спать на подушке или на мягком матрасе и другие. Одежда монахов отличается по насыщенности цвета. У молодых она ярко-желтая, у опытных и "просветвленных" монахов темно-оранжевого цвета. Тема монашества очень интересна, но о ней не предоставляется возможности говорить более подробно в рамках поста.

                                       Говорят, что это след Будды

15
654

Ну, вот...мы с вами покидаем Ангкор-Ват и идем в следующий, очень интересный и необычный храм (  мой любимый храм из всех, которые я посещала в Ангкоре).

Ангкор-Том (кхмер. «великий город») – столица древней Кхмерской империи, построенная Джаяваманом 7 в XII-XIII в.в. Занимает 9 кв.км.  В центре находится храм Байон - самое прекрасное и удивительное из сооружений Ангкор-Тхом к счастью сохранилось и до наших дней. Попасть в него можно по мосту.  У всех ворот, ведущих в Анкор Том, справа и слева от моста соответственно стоят статуи «великанов» асуров (злых духов, демонов) и девов (деватов, добрых духов), по 54 на каждой стороне ( Камбоджа в то время состояла из 54 провинций).

Асуры, подчиненные королевской власти, отпугивали зло и врагов. Деваты и асуры поддерживали многоголового змея-нага  - кхмерский символ радуги, моста между землей и небесами.

87
71

(обратите внимание на то, что более светлые фрагменты фигур - это копии, поставленные после реставрационных работ, а темные - оригиналы)

74

Храм Байон (Bayon) : его называют каменным чудом, окаменевшим фантастическим видением. В нем 54 башни, окружающие центральную, которая символизирует мировую гору, центр мироздания. Из-за выветривания и разрушений эти башни издалека напоминают собой скалы. Собственно, они и были призваны символизировать стену из скал, которая, по древним верованиям кхмеров, окружает Вселенную.

68

Издалека Байон похож на  каменную гору, но приблизившись начинаешь различать лица, равнодушно взирающие с высоты на окружающий мир и завораживающие своей необычностью. Кажется, что они  знают секреты мирозданья, они величественны и равнодушны. И этим своим спокойствием они притягивают, приковывают к себе взгляды, мысли…

Нигде в мире нет ничего равного башням Байона. Каждая из них увенчана четырьмя огромными, обращенными на все четыре стороны света человеческими ликами. Лики изливают свое царское благоволение на все четыре стороны света («смотрят окрест», как говорится в древних текстах). Всего их 208. Высота ликов на башнях Байона около 2 м. Вероятно, что это изображение Авалокитешвары — бодхисатвы, которого особенно чтил  король Джаяварман, воплощение мудрости, доброты и сострадания. Однако французский ученый Поль Мюс выдвинул гипотезу, что четыре лика на башнях Байона символизируют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся во все четыре конца земли. Каждая из 52 башен соответствует одной из провинций средневековой Камбоджи, а центральная башня Байона символизирует самого короля Джаявармана.

Еще эти лики необычны тем, что в зависимости от времени суток и от того, как падает на них солнечный свет, они словно меняют мимику. Как это происходит, тоже загадка.

64

Байон построен в честь Джаявармана VII, владыки Кхмерской империи, жившего в период с 1125-го по 1215 год нашей эры. Именно он  изгнал иностранных захватчиков, разоряющих Камбоджу, и объединил страну. Джаяварман был первым буддистом на троне, он сменил культ Шива-девараджи на культ Буддараджи. В его правление Кхмерская империя пережила эпоху своего наибольшего могущества.

78

Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса имеют квадратную форму, третий – круглую.

Галереи первого яруса изображают военную и повседневную жизнь короля и его подданных, порой с исторической точностью, например: возвращающихся с боя кхмерских воинов во главе с Джаяварманом VII, вооруженных солдат с  телегами и слонами; барельефы с мифологическими изображениями апсар, лингамов и богов.

81

 Гиды предупреждают о том, что на территории Байон часто отказывает работать фото и видеотехника. Сама была свидетелем такого случая. Но, к счастью, со мной такого не происходило ни разу. Я очень хорошо чувствую себя в этом храме, просто какое-то единение с ним и невероятный комфорт.

И еще расскажу такой случай, произошедший в один из моих приездов в Ангкор, но не имеющий отношения к мистике, а просто как факт.

На территории храма Байон имеют право проводить экскурсии только кхмеры. Камбоджийский гид, стоя у этих барельефов, очень волновался во время своего рассказа, у него был недостаточный словарный запас, и тогда ему на помощь пришел наш гид. Сказав за него  всего несколько предложений, он тут же был арестован местной полицией  и отвезен в участок. Мы (4 человека из России), наш гид кхмер просто были в растерянности. Потом уже на террасе слонов нас ожидал наш гид Анатолий, отпущенный из участка, но проблемы у него были большие, была вероятность даже, что его лишат лицензии... Но вроде бы отделался штрафом (мы потом звонили ему, узнавали что и как).  Вот такие законы в этой стране...

73

 

286

 

Долгое  время Байон был настоящей Меккой для кладоискателей. В основании храма  расположена глубокая шахта, которую так и не смогли исследовать до конца. Древние надписи и книги утверждают, что «в шахте, стремящейся к центру земли, скрыто сокровище мира». Многие пытались отыскать его, но поиски закончились безрезультатно.

111
88

Байон по-прежнему хранит многие тайны и скрывает их от слишком любопытных глаз.

Прежде, чем мы покинем этот храм, я хочу показать вам необычайную траву. Жаль, что я не спросила, как она называется. Когда прикасаешься к ее листикам, то она словно уходит под землю - сворачивается в малюсенькую бусинку от прикосновения руки. Вот это растение - маленькие трилистники.

2546

 

                  _________________________________________________________

А теперь мы с вами направляемся в не менее загадочный храм Та Пром, который знаком многим по фильму «Лара Крофт – расхитительница гробниц» с участием Анджелины Джоли. Да,  это именно этот храм...                                           

98

Нагромождение каменных блоков, остатки колонн, башни, раздавленные стволами баньяна, крыши, просевшие под тяжестью его огромных корней, - так выглядит Та Пром.

Баньян - удивительное дерево. Оно может расти на песчанике, который впитывает много влаги, и семена, попадая на камень, прорастают, тянут корни вниз, к земле. И вскоре все здание оказывается охваченным корневой системой этого дерева-паразита.

Для справки : Баньян (Ficus bengalensis) - огромное дерево, начинающее своё развитие как эпифит, прикрепившись к ветвям какого-нибудь другого дерева, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол баньяна образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Впоследствии воздушные корни утолщаются, превращаясь в толстые столбы (до 10 м в окружности). Сильно разрастается и крона дерева. Таким образом, из одного семени образуется как бы целая роща.

678
96

          Здесь за вами всегда кто-то наблюдает, спрятавшись в корнях деревьев.

98

 

Та Пром был построен в XII-XIII столетии королём Джаяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с матерью всех будд и богиней «совершенной Мудрости». Во время расцвета Та Прома на его территории проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. В то время храму подчинялось 3 140 деревень с населением 79 365 человек и 102 больниц.

765

Сами люди жили в деревянных постройках за стенами храма, поэтому эти постройки не сохранились. После того, как люди покинули храм, его, как и многие другие, захватили джунгли. Прямо на храме, обвивая корнями его башни, растут большие деревья. Это фикусы и «спунги» - так называемое голое и полое дерево.

 

91

В Та Проме есть удивительное место. Сюда приходят молиться, просят всяческих благ у богов и потом ударяют себя в грудь.  Чудеса акустики! Кажется, что твое обращение к богам попадает прямиком на небеса. Говорят, что желания сбываются 100%.

Вот так, ввысь, уходят наши мольбы...

111

 Ну вот и подходит к концу наше путешествие по Камбодже.

Удалось ли мне передать вам то, как хороша эта далекая страна, как прекрасны и улыбчивы люди здесь? Пусть здесь только начинает все развиваться, пусть цивилизация еще не полностью поглотила эту страну, но тем она и хороша. Вы можете услышать и прочитать различные мнения по поводу посещения этой страны, но я ее полюбила, и возвращаюсь сюда снова и снова...

Камбоджа славится не только древними магическими храмами, но еще и  теплыми водами Сиамского залива, песчаными пляжами, обрамленными пальмовыми рощами.

555

                 

777

 Но это уже другая история ...

Благодарю за внимание.

Для работы были использованы фотографии из личного архива, материалы Википедии, книги :  "Ангкор. Величие кхмерской цивилизации" Марилия Альбанезе и  "Путеводитель по Камбодже" Андрея Черкасова.