Ольга Вилухина: «В детстве я часто играла с мальчишками в футбол. Только в нападении!»
Призер чемпионата мира Ольга Вилухина вспоминает свое детство, где гоняла в футбол, ходила в походы, пекла торты и выигрывала черно-белые грамоты. Павел Копачев поговорил с одним из лидеров сборной России в рамках летнего спецпроекта «Без винтовки».
Когда я слышу «детство», первым делом вспоминаю наш школьный красный «пазик», древний такой. Мы на нем ездили на соревнования с пятницы по воскресенье. Каждую неделю – два-три часа в одну сторону, два-три часа – в другую. Водитель, Михал Иваныч, нас конфетами угощал. Мы для него были как родные.
В дорогу складывали все подряд: термос с чаем, бутерброды с докторской колбасой, минеральную воду, печенье. Если ехали далеко, жарили курицу или пирожки. Я безумно любила (и люблю!) мамины пирожки, но денег тогда не хватало – даже на тесто. Поэтому брали, что в холодильнике лежало. 90–е – не самые простые годы. Союз только распался, новая страна еще не построилась. Мы первое время даже стеснялись доставать еду из рюкзака. Дети, куча комплексов… Но когда сдружились, вовсю угощали друг друга.
На соревнования обычно брали из дома посуду. Тренер по традиции предупреждал: «Едем на три дня. Берите что-нибудьпопроще». И вот мне однажды поручили взять кастрюлю. Ну, думаю, мама даст старенькую, ржавую, в которой мы овощи для винегрета варим. А она выбрала самую лучшую – новенькую, белую. И, в общем, я ее спалила – молоко сгорело, и кастрюля стала черной-пречерной. Мама, конечно, сильно потом ругалась.
Каждый год мы ездили на сплав по реке Белой. От Белорецка проплывали почти 10 км до Каповой пещеры. С нами, лыжниками, были тхэквондисты, волейболисты… Вся спортшкола. Было весело. В последний день, когда продукты оставались, мы вставали пораньше. И пока тренеры спали, втихаря прокалывали банки со сгущенкой и выпивали.
Со сборов никогда не хотела сбежать! Даже мыслей таких не было… Наоборот, рвалась на тренировки, тянулась к команде. Ну и потом мы обычно уезжали на соревнования в пятницу, освобождали от уроков. Я была послушной – дисциплина, режим, отбой по часам. Как-то мы ездили в пионерский лагерь – жили в амбаре, спали на двухъярусных кроватях. И ничего, в 8.00 стабильно выходили на зарядку. Играли в разные игры, проводили конкурсы, танцевали с девчонками из секции аэробики.
Конечно, свои приколы тоже были. Зубной пастой никого не мазали, гайки в ботинки не подкладывали, но… «старшаки» после 11 часов нередко сбегали через окно, возвращались ночью. Но меня с собой не звали. Наоборот, взрослые девчонки берегли, заботились обо мне.
Я выросла во дворе, бегала в основном с друзьями-мальчишками. Играла с ними в футбол. Они меня в нападение ставили! Часто играли двор на двор, капитан команды делал специально картонные медальки на ленточках. У меня одна такая есть!
Мама с папой иногда подначивали бросить лыжи, заняться всерьез учебой. Но сильно моим увлечениям не противились. Хотя могли бы – они у меня далеки от спорта. Мама – оператор котельных установок, папа – инженер-строитель. В душе, наверное, думали, что к старшим классам все изменится, но меня затянуло. А когда про первые успехи напечатали в местной газете – они успокоились. Приятно было. Поняли, что все серьезно, есть результаты. Да и призы стала выигрывать – радиомагнитофон с одной колоночкой, пылесос… Все домой, в копилочку.
А еще помню, как мы однажды приехали на республиканские соревнования – в 80 км от Межгорья — и жили на полу. Одноэтажное здание, с виду страшное. Спали штабелями – в одном отсеке мальчики, в другом – девочки. И так три дня. Но, если честно, по-спартански, редко селились. В основном были обычные гостиницы – без евроремонта, пластиковых окон, но со шкафчиками, минимальными удобствами.
Мои первые лыжи – с обрубленными пятками и остро загнутыми носками. Зато пластиковые, с креплением. Палки, конечно, забавными были – алюминиевые с большими чашечками. Тяжелые, не гнулись. А я еще худенькая была, как карандашик, и еле за собой их тащила. Со стороны, наверное, смешно выглядела:) На республиканских соревнованиях, слава богу, другие лыжи и палки давали – «Балаково» или «Фишер» («Пианино»).
Первый мой выезд – в 99–м году в Белебей. Это тоже Башкирия, откуда я родом. Бежали 3 километра. Тренер нам выдал синие комбинезоны, перчатки с пупырышками, в которых сейчас картошку перебирают, и розовую шапочку с большим помпоном. Эта шапочка постоянно слезала на глаза, и мне потом вдоль трассы кричали: «Сними ты ее уже, наконец».
Самая первая награда — черно-белая отксеренная грамота. Два километра бежала на городских соревнованиях, еще совсем маленькой была. Грамота, конечно, смешная – видимо, цветной оригинал был один на всех. Так ее разукрасили фломастерами, а мое имя и фамилию написали розовым маркером. У мамы до сих пор хранится.
Первая загранпоездка – 2005 год, меня взяли в сборную Башкортотстана на учебно-тренировочный сбор в Чолпон-Ату, Киргизия. Отличное место – горы, фрукты, теплое озеро Иссык-Куль. Ехали мы, помню, три дня на поезде. Я на боковушке в плацкарте. Читала учебники, как раз заканчивала 11–й класс, чаи гоняла с овсяным печеньем, любовалась из окна верблюдами и озером Балхаш. Еще бы съездила с удовольствием…
В 2006–м тоже забавная поездка была. Я впервые отобралась на юниорский чемпионат мира. А он в Америке проходил, в Преск-Айле. Я тогда еще ни разу на самолете не летала, а тут сразу – большой, завораживающий 10–часовой перелет. Летели из Москвы до Атланты, потом – до Бостона, а оттуда уже всю ночь на автобусе до Преск-Айла. Жили мы на границе с Канадой, в 15 километрах от океана. А напротив отеля — кладбище. Жутковато… Еще мы там сильно поправились – кормили в ресторане в основном фаст-фудом. Но я выиграла три медали, поэтому запомнила только хорошее:)
Дни рождения мы раньше весело отмечали. Ставили самовар, приносили конфеты и пили чай. Ну, еще пекли что-то – пирожки или торт. Собирались на лыжной базе, устраивали конкурсы, включали музыку… Я как-то «Зебру» принесла — это такой вкусный бисквитный торт. Меня старшая сестра научила печь. Все тогда удивились: «Ух ты, Оля, когда успела заказать в кулинарии». А я сама испекла… Это же так приятно!
Биатлон я первый раз по телевизору увидела в 98–м. Как раз Олимпиада в Нагано. Думала, как же здорово закрывать эти черные чашечки, как красиво выглядят спортсмены с винтовкой. И загорелась. Я вообще никогда не думала, что буду заниматься биатлоном. У нас в Межгорье, закрытом военном городке, и секции такой не было – ни установок, ни стрельбища. Только в 2004–м году впервые стала стрелять. Долго вообще ничего не получалось. В первое время стреляла с упором, мне подставляли «треугольник». В общем, почти год училась изготовке, прицелу. Спасибо Павлу Муслимову – он меня терпеливо азам учил!
Думала ли тогда об Олимпиаде, чемпионатах мира, медалях? Ну, конечно, думала. Просто все это было далеко, а сейчас – немного ближе.
Записал Павел Копачев, специально для Biathlonrus.com. Фото - из семейного архива Ольги Вилухиной