8 мин.

« Ars longo, vita brevis est» - «Искусство вечно, жизнь коротка...»

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

фото

Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

Всё это в полной мере можно отнести к фильму Г. Данелия "Я шагаю по Москве"

"Бывает все на свете хорошо, в чем дело, сразу не поймешь, –  А просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь" 

                                       

фото

Про "нормальный  летний дождь" написал Геннадий Шпаликов -"Генацваликов", как его называли. .

Тот, кто фильма не видел -  ничего не знает ни о той Москве, ни о том поколении. О Шпаликове нужно писать отдельно, потому что второго такого, как он - у нас нет. Десятилетиями гуляли по стране тетрадки с его стихами, а гитаристы наигрывали в дружеских компаниях его песни:  "Ах, утону я в Западной Двине...Или погибну как-нибудь иначе,  Страна не пожалеет обо мне, но обо мне товарищи заплачут" 

"Я шагаю по Москве" - это сам Геннадий,  то время, то поколение и ТА Москва.

                        

фото

                                  Какая простая, чУдная вера в себя: 

"А я иду, шагаю по Москве!  И я пройти еще смогу,  Соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу."

Или какая-то природная, естественная  патриотичность в малоизвестном куплете, не вошедшем в фильм Данелии:

" Москва, Москва, люблю тебя как сын, Как русский - пламенно и нежно,  Люблю поток твоих машин, И летний воздух свежий"

Немного иронии:

"Мимозу продают у магазина, Голуби в небе —не знаю чьи, И радужно сияют от бензина лиловые московские ручьи."

Шпаликов всегда тянулся к празднику в жизни. К полету ввысь...но лепил свои легенды из талого льда. Лед таял, как таяли иллюзии того поколения годами позже. Он сам стал скоротечной тающей легендой.

Он остался в хрупком романтизме военного детства - "Я родом из детства" написано им. Взрослым он становиться не пожелал, не захотел терять наивный, чистый и хрупкий взгляд на мир - таким и ушел...

Геннадий воспринимал поэзию как сильнодействующее снадобье - так же он воспринимал и кино. От читателя и зрителя он ждал такого же наркотического восприятия. Ему не был нужен элитный, культурный читатель, не впадающий в зависимость от вымысла:" Что за жизнь с пиротехником? Фейерверк, а не жизнь,  Это адская техника, Подрывной реализм"

Он и был подрывным реалистом, озаряющим небосклон на народном гулянии.

Но тогда...! В то время и он сам и его герои еще полны были веры - честные, живые и, как сегодня сказали бы - сентиментальные...

                                                         "Коллеги"

                     

                                                     "Я шагаю по Москве"

             

фото

"Я шагаю по Москве" - это Геннадий Шпаликов и его мир, увиденный глазами подростка. Посмотрите фильмы шестидесятых, вслушайтесь в песни – они все наполнены радостью и любовью.

Даже сами маленькие подробности о съемках фильма смешны и нетривиальны:

Фильм стал первой главной ролью Никиты  Михалкова в игровом  кино - на момент съёмок ему было 18 лет. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.

В отделе грампластинок ГУМа ажиотажный спрос на Робертино  Лоретти:"— Робертино есть у вас? — Нет. — Почему? — Подрос."

Герой Ролана Быкова, проходя по темной аллее, насвистывает «Песню о друге» из предыдущего фильма Г.Данелии «Путь к причалу» . Кто видел фильм - поймет тонкую иронию момента...:)

                                      А.Петров, Г.Поженян  - "Песня о друге"

                    

В сцене, где девушка  идет под дождем, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по неясной причине не пришла. Немедленно нашлась ей замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра

Собственно  говоря, с "нормального летнего дождя" возник самый замысел фильма.

Данелия рассказывал, как однажды услышал от Геннадия Шпаликова: "Я придумал гениальный сценарий. Представь себе: летний дождь, идет по воде девушка босиком, а рядом едет паренек на велосипеде и держит над ней зонтик".

Режиссеру зарисовка очень понравилась. "А что дальше?" - спросил он. "Дальше я еще не придумал", - признался Шпаликов. 

Вообще-то в самом начале фильма есть сценка, которая станет эпиграфом к фильму: "К девушке в ситцевом платьице, негромко напевающей и пританцовывающей возле здания аэровокзала, подходит парень, и сам собой возникает разговор. "Улетаешь или прилетела?" - "Встречаю". - "Кого?" - "Мужа". Парень, которому явно симпатична встреченная им москвичка, немного огорчен, но и рад - за девушку. "И у вас все хорошо?" - "Очень хорошо". - "Но ведь так не бывает". - "Бывает. Женись, и тебя тоже будут встречать".

Этой  интонацией пронизан  весь фильм. Ну вот и  подробности о создании шедевра - песня для фильма, ставшая затем такой популярной, была написана Геннадием Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку. Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять...

Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова:«Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»:— Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США?

                              

                     Музыку написал Андрей Петров и этим все сказано.

                                  

фото

 Я просто не могу представить кого-то, кто бы это имя не знал - начиная с  музыки к этому фильму:

                     

                            Покажу самые любимые, а вы добавьте свои.

                                            "Берегись автомобиля"

                   

         Эта песня поможет понять ТО время и ТЕХ людей - "Голубые города"

                  

                                              "Осенний марафон"

                  

                               Марш из фильма "О бедном гусаре..."

                 

                                              "Служебный роман"

                 

                                            "Укрощение огня"

                 

Белла Ахмадуллина, Андрей Петров и Валентина  Пономарева - они подарили нам этот романс "Так напоследок я скажу..."

                   

"Людей теряют только раз, и след, теряя, не находят. А человек гостит у вас, прощается и в ночь уходит" Геннадий Шпаликов.

                   

Ах, и где они те ребята из фильма? "Я думал, ты мне друг, а ты мне, вот, рубашку порвал..." :)))

В. Бондаренко  " Праздник глазами остриженного подростка"-http://zavtra.ru/denlit/030/61.html