5 мин.

Михаил Прохоров: «Не понимаю, когда говорят, что биатлонисты «заелись»

В день спринтов на ЧМ-2013 в Нове-Место президент СБР Михаил Прохоров встретился с журналистами «Спорт-Экспресса», «РИА Новости», ИТАР-ТАСС, «Коммерсанта» и Sports.ru. Павел Копачев внимательно послушал главного «биатлониста» страны и предлагает основные тезисы беседы.

«Я готов к конкуренции». Фото: Евгений Тумашов/СБР

– Надолго ли вы в Нове-Место?

– На два дня. Буду смотреть гонки. Я вообще все гонки стараюсь смотреть.

- Как вам смешанная эстафета?

– Хорошая школа для Димы Малышко. Когда ты приезжаешь на чемпионат мира молодым, но уже лидером – частенько случаются срывы. Никто из великих этого не избежал. Сегодня вот Дима отстрелял на ноль в спринте. Значит, психологически готов. Пока, правда, команда проигрывает лидерам ногами, но позиции для гонки преследования удобные – у мужчин три человека в десятке (Малышко, Шипулин, Устюгов), у женщин – двое в пятерке (Зайцева, Вилухина).

«Я не тренер. Моя задача – чтобы все элементы системы работали»

- После финиша тот же Малышко посетовал, что ему тяжело бежалось последний круг. Нет опасения, что тренеры вновь перегрузили команду накануне главного старта?

– Смотрите: я не тренер. Моя задача – чтобы все элементы системы работали. Когда я вижу, что происходит определенный сбой, тогда я вмешиваюсь. Здесь есть и важный момент: тренерам нужно доверять. Они должны иметь право на ошибку.

- Многие специалисты – и не только Пихлер – говорят, что у нас нет суперталантов у женщин. Вы согласны?

– Согласен. Ушли Ишмуратова, Медведцева, Богалий, а на смену – именно в этот момент – не пришло таких же ярких личностей. Вспомните, как норвежцы пролетели на двух Олимпиадах в 90-х.

Да, у нас сейчас так. Но поколение Кайшевой, Подчуфаровой и Смирновой внушает оптимизм. И наша задача – довести этих девушек до взрослого уровня. У ребят, к счастью, больше талантов.

***

- Многие россияне – Панфилова, Русинов, Бурдыга, сестры Белкины – за последние годы перебрались на Украину. Как с этим бороться?

– Ну вы же понимаете – спортсмены, как и все нормальные люди, ищут там, где лучше. Странно их за это упрекать. Ну, хочется им побегать на Кубке мира – пожалуйста. В той же мужской команде сейчас дикая конкуренция. Плохо, что мы вкладываем деньги здесь, а люди уходят бегать за другую страну. И юридически эту проблему решить трудно.

«В Норвегии не было таких драматических событий, как в нашей стране за последние 20 лет»

– В той же Тюмени есть пункт в контрактах – с требованием компенсации за подготовку – но люди все равно уезжают, а соседские федерации – ничего не платят.

– У нас по КЗОТу человек написал заявление, и за две недели его обязаны уволить. Это жизнь.

– Удивляет, что в России мало молодых тренеров в топ-командах. Норвежскими парнями рулит 34-летний Эспен Андерсен, который на 8 лет младше Бьорндалена.

– Надо учитывать, что в Норвегии за последние 20 лет не было таких драматических изменений, как в нашей стране. Некоторые профессии – в том числе и тренерская – были просто потеряны. Кафедры биатлона закрылись в 1992-м. Кафедры спортивной медицины – годом раньше. Мы сейчас работаем над решением проблемы – проводим семинары, выпустили толковый учебник. В будущем это даст результат.

– В апреле пройдет отчетно-выборная конференция СБР. Вы будете выставлять свою кандидатуру?

– Конечно. Я готов к конкуренции.

***

- Если вдруг у женщин не получится этот чемпионат мира, будете отстаивать Пихлера на олимпийский сезон?

– Да, будем.

«Пока из людей, желающих работать со сборной, равных Пихлеру нет»

- То есть, по-любому Пихлер останется?

– Ну что значит «по-любому»?! У нас все базируется на научно-системной основе. Я сам болельщик и иногда подвержен эмоциям, но как руководитель федерации должен трезво оценивать все плюсы и минусы. Грустно, что в России никто особо не рвется возглавить сборную перед Олимпиадой. А из желающих работать пока равных Пихлеру нет.

- Как будем готовиться к Сочи? Может, есть особая программа?

– Если говорить о технологиях, то у нас специально работает бригада, которая изучает исключительно снег. В Сочи уникальная разница в температуре снега – до 4 градусов. Если вы намекаете, что у нас больше возможностей тренировать там, чем у соперников, то здесь не все так просто. В Ванкувере – для сравнения – биатлонная трасса была готова за 4 года до Олимпиады, у нас – за два. Впервые команда опробовала сочинскую трассу в августе 2012-го. И то в лыжероллерном варианте – длиной не 5, а 2 км.

***

- В Нове-Место наша сборная – единственная, кто живет в отеле рядом со стадионом.

– Да, и это тоже часть системы – вовремя позаботиться о том, чтобы спортсменам и тренерам было комфортно. Я вот не понимаю, когда говорят – «биатлонисты заелись: в наше время сами носили лыжи». Это такая античеловеческая логика. У спортсменов должно быть все самое лучшее – тогда с них можно спрашивать за результат.

«Если не выиграем в Сочи два золота, уйду в отставку»

– В 2014-м выборы президента IBU. Как Россия будет лоббировать свои интересы?

– Думаете стоит лоббировать? Я вот слышал, что Александр Иванович Тихонов решил выдвигаться.

- Ну, это же смешно – одинокий волк. А мы говорим про реальные варианты.

– Почему одинокий? Есть поддержка Белоруссии. Мы пока за всем этим наблюдаем. Решение озвучим после своей конференции.

- Какой результат в Сочи вас не устроит?

– Менее двух золотых медалей.

- И что тогда будет?

– Уйду в отставку. Посчитаю, что задача не выполнена. Придут новые люди, которые, возможно, будут руководить лучше. А пока мы будем продолжать делать свое дело – так же искренне, как и всегда. Я прекрасно понимаю болельщиков – никаких оправданий они не приемлют. Поэтому наша задача – работать на результат. Только на результат.

P.S. Подписывайтесь на блог – только здесь все самое оперативное и интересное с ЧМ-2013 по биатлону, который проходит в чешском Нове-Место-на-Мораве.