Фуркад теперь – союзник России. После стольких ссор из-за Сочи и Логинова
Наш биатлон нашел неожиданного союзника – легендарный Мартен Фуркад теперь возьмет роль посредника между СБР и IBU.

В первую очередь – по вопросу возвращения России на Кубок мира.
«Буквально неделю назад у нас была конференция с Фуркадом как с представителем олимпийского комитета. К сожалению, позицию по допуску не поддерживает IBU. Но Мартен согласился быть проводником между IBU и СБР.
Это маленький шаг. Но нам надо понимать. IBU отвечает, основываясь на политических моментах. Может, в течение месяца ситуация может обновиться и будут какие‑то новости», – новости от босса СБР Виктора Майгурова.
А ведь несколько лет назад Фуркад разжигал весь российский биатлон – тогда казалось, что нет в мире большего противника России, чем он.
Как все поменялось?
Нападал на Логинова и ссорился с Шипулиным

Сначала вспомним историю. Во время карьеры Мартен стабильно жестко проходился по России – разумеется, из-за допинга. А в 2017-м выбрал персональной целью Александра Логинова, который тогда вернулся после дисквалификации.
При каждом удобном случае Фуркад упоминал о допинговом прошлом россиянина – даже пришел в комментарии к посту СБР, в котором Логинова поздравляли с днем рождения и перечисляли все титулы.
«И он получил двухлетнюю дисквалификацию за употребление ЭПО. Не забудьте один из его главных трофеев», – едко заметил Мартен.
Но все взорвалось на чемпионате мира-2017 в Хохфильцене – Россия вместе с Логиновым взяла бронзу в смешанной эстафете, а награждение закончилось скандалом.
Сначала Фуркад подсек Логинова палкой при передаче эстафеты (Мартен уходил на финальный этап, Александр заканчивал третий).

Затем перекрыл финишный коридор Антону Шипулину в борьбе за серебро.

Логинов и Шипулин вспылили – на награждении демонстративно не пожали руку Фуркаду. Мартен засмеялся, поаплодировал и ушел с подиума.

Тогда же в эфире прозвучало знаменитое «Мартен Фуркад – ты свинья» от Дмитрия Губерниева (за что ему потом пришлось извиняться).
«Я ушел из-за Логинова». Дичь, которую в биатлоне еще не видели
Но битва Фуркада с Логиновым (и российским допингом) только начиналась. После каждого успеха Александру доставалось от француза.
Вот январь-2019, когда Логинов взял спринт на этапе в Оберхофе: «Я не рад, что Логинов побеждает. Я уважаю то, что ему позволено выступать. Но я не буду уважать его самого из-за допинга. Он так и не принес извинений и не заговорил об этом.
Я уважаю то, что он соревнуется, но моего уважения он не получит. Мы были добры к нему, и не только я, но и СМИ, болельщики и зрители вдоль трассы. Мы должны быть справедливыми. Сегодня он сильнее, чем был раньше, и, возможно, без допинга. Для меня это позор».
Или вот февраль-2020 – Фуркад поддержал норвежцев Йоханнеса и Тарьея Бо, которые тоже раскритиковали Логинова: «Очень горжусь Йоханнесом и Тарьеем Бо. Я долго чувствовал себя одиноким, когда говорил о Логинове. Я был действительно доволен, когда услышал, что они сказали по этому поводу.
Я знаю, что они чувствуют и что думают. И я никогда не сомневался в них».
Поддерживал четырехлетний бан России

Но прилетало от Фуркада не только Логинову. Мартен осторожно высказывался по истории с отстранением России от Олимпиады-2018 в Пхенчхане (туда поехали всего 4 наших биатлониста), но соглашался с санкциями:
«Я разговаривал с двумя российскими биатлонистами – для них это непростая ситуация.
Но санкции МОК в отношении России понятны, учитывая нарушения, которые были на Олимпиаде в Сочи. МОК поступил сильно, наказав россиян. Это послание спортсменам всего мира, не только русским, которое показывает приверженность МОК борьбе с допингом».
Также он не сомневался в наказании для российского спорта за изменения в базе данных Московской антидопинговой лаборатории: «Я думаю, Россию накажут, и надеюсь, что это будет иметь последствия. Из-за них я потерял пару медалей.
Наказание должно быть строгим, но в то же время мы должны обеспечить, чтобы Россия осталась сильной зимней спортивной державой. Это важно. Россия – часть биатлона и должна оставаться в спорте».
А когда WADA забанило Россию на 4 года – поддержал решение: «Как уже говорил, я не рад этому решению. Потому что никто не может быть счастлив, что такая страна, как Россия, будет дисквалифицирована. Но после того, как мы увидели ошибки, которые были в прошлом на Олимпиаде в Сочи, Россия снова допускает ошибки. Думаю, что санкции были важны».
На тот момент бан был тотальным – 4 года без России в мировом спорте, то есть примерно так же, как и после февраля-2022. Это потом CAS смягчил санкции, но Фуркад оценивал именно первоначальное решение. Так что в 2019-м у Мартена не было никаких проблем с отсутствием России.
Проговорим четко – тогда никто не смог бы представить Мартена в роли союзника российского спорта. Пожалуй, в те годы Фуркад был самым нелюбимым спортсменом у рядового болельщика из России, его критиковали все важные российские спикеры вроде Дмитрия Васильева и Анфисы Резцовой.
С последней он даже собирался судиться за слова о «медицинской поддержке».
Позже наша конькобежка Елена Сохрякова рассказала, что не голосовала за Фуркада на выборах в комиссию спортсменов МОК, потому что «он что-то там скандалил, говорил нехорошее про наших, решила за него не голосовать».
Но все изменилось, когда Мартен завершил карьеру.
Теперь вспоминает российских друзей и хочет их возвращения

Фуркад ушел из спорта в апреле-2020 – тогда его пробило на сентиментальность.
Он душевно пообщался с Логиновым после финальной гонки в карьере, а потом признался в любви к России: «Одно из моих главных разочарований – это то, что мы не могли соревноваться в России последние два года. Даже в Контиолахти на моей последней гонке российские болельщики подарили столько тепла!
Российский биатлон дал мне многое: во-первых, сколько было сражений с Антоном Шипулиным!

Свой первый титул чемпиона мира я выиграл в Ханты-Мансийске (2011-й). Сколько великолепных воспоминаний от гонок в Москве, в Тюмени. Россия навсегда останется в моей памяти.
Российские люди – это большая часть моей жизни. Не так много в мире болельщиков, которые не просто подходят к тебе, а обязательно с подарком. Так на всех соревнованиях.
Я все это невероятно ценю, так что спасибо вам огромное. И да: я еще обязательно приеду в Россию, чтобы отметить с вами мой уход».
В 2022-м Фуркада выбрали в комиссию спортсменов МОК, и его риторика заметно поменялась.
В феврале-2022, когда по России прошлись вообще все, Мартен неожиданно вспомнил и про наших спортсменов (и не только): «Наши мысли также с нашими русскими друзьями, которые невольно оказались частью этой ситуации».

Через пару месяцев его старший брат – Симон Фуркад – высказался против отстранения России и добавил важное: «Мартен так же не поддерживает решения, которые касаются исключения российских спортсменов с международных стартов».
За это братьям в соцсетях прилетели сотни оскорблений и угроз.
В феврале-2023 Мартен уже лично выступил с поддержкой российских спортсменов на чемпионате мира в Оберхофе: «Мы должны рассмотреть возможность возвращения российских и белорусских спортсменов на соревнования. Я избран в МОК, чтобы защищать спортсменов. Я чувствую, что не защищаю этих спортсменов. Конечно, они россияне и белорусы, но они также спортсмены.
Всю карьеру я боролся с Россией по вопросам допинга. Я не никому не дам возможность обвинять меня в пророссийской позиции.
Мне будет очень стыдно за свою страну, если она решит отстранить российских и белорусских спортсменов от участия в соревнованиях. Я не могу понять, как мы можем принимать в гости мир без российских и белорусских спортсменов.
Для этой темы нет крайнего срока. Вопрос не в том, когда они будут соревноваться, а в том, будут ли вообще. И я считаю, что их следует допустить».

А в мае повторил: «Как представитель спортсменов, я твердо убежден, что мы должны рассмотреть возможность допуска российских и белорусских спортсменов к участию в соревнованиях.
Хотя я понимаю деликатность этого вопроса, учитывая продолжающиеся боевые действия, я считаю, что отстранение спортсменов от соревнований на основании их паспорта или национальности является дискриминационным и противоречит фундаментальным ценностям спорта.
Все мы – спортсмены – связаны общими узами, и наша национальность или политические убеждения не должны мешать нам соревноваться друг с другом.
В течение 15-летней спортивной карьеры, выступая за Францию, я никогда не защищал позиции или решения своего правительства, выходя на старт. Я выступал как спортсмен, как человек и как соперник для всех, кто соревновался со мной.
Я также считаю важным показать людям из России, что спортсмены их страны и спортсмены всего мира могут быть выше политики и пропаганды и соревноваться в честных, равных условиях.
Я знаю, что вам может быть трудно понять мою позицию. Я осознаю ее, я не слепой. Но мое мнение таково, каково оно есть – вследствие моей приверженности олимпийским ценностям».
Фуркад помогает СБР – и это может сработать

Поддержка Мартена не помогла – на Олимпиаду-2024 в Париже россияне поехали в очень скромном составе.
Но Фуркад не сдается. Вот свежие слова из октября-2025: «Должны ли российские спортсмены быть отстранены? Это очень чувствительная тема. Мы живем в обществе, которое не терпит компромиссов, дискуссий или проявления чуткости. Сложно сказать, что мы решительно осуждаем Россию, и в то же время признать, что нам больно за тех спортсменов, которые не несут ответственности за политические решения своих стран.
Моя обязанность в МОК – защищать спортсменов. Мне больно видеть, как российские спортсмены годами подвергаются наказанию. На их месте, если бы я был наказан за поступки своих руководителей, для меня это было бы полной катастрофой».
И это несмотря на то, что только в этом октябре Мартен получил золотую медаль за масс-старт в Ванкувере-2010 – она досталась ему после дисквалификации Евгения Устюгова.
Понятно, что теперь Мартен в новой должности, и это не может не влиять на его позицию. Но с другой стороны – даже глава МОК Кирсти Ковентри очень расплывчато выступает против дискриминации в спорте, а Фуркад четко топит за полноценное возвращение России.
Теперь новый шаг – сотрудничество с СБР. Фуркад, несомненно, очень весомая личность для мирового биатлона, так что иметь такого союзника – большое преимущество для нашего биатлона, который, кажется, в последние годы растерял последние контакты с IBU.
Может, на этот раз все получится?
Глава МОК высказалась против дискриминации в спорте. Но для России есть нюанс
Фото: Gettyimages/Arturo Holmes / Staff, Stanko Gruden/Agence Zoom / Stringer, Alexander Hassenstein / Staff, Laurent Salino/Agence Zoom / Stringer; Panoramic/Keystone Press Agency, imago sportfotodienst/Global Look Press
















"Фуркад теперь – союзник России" (заголовок Антона Пилясова)
Вероятно, если бы Фуркаду было дело, то он мог бы подать в суд за такой заголовок.
Фуркад выступает за права людей, спортсменов - в данном случае российских и белорусских, которые "благодаря" политике их стран, оказались за бортом мирового спортивного сообщества по решению этого сообщества. Фуркад, видимо, считает это решение не совсем справедливым по отношению к спортсменам (не к России) и хочет найти компромисс в этом вопросе. Вот, за что выступает Фуркад, а не в качестве союзника России.