14 мин.

В Италии можно сесть за допинг. Казалось бы, при чем тут уход норвежских звезд перед Олимпиадой?

Италию называют одной из самых жестких стран в борьбе с допингом. С 2000 года здесь действует уголовная ответственность за спортивную «запрещенку»: нарушителям грозит не только дисквалификация, но и тюрьма.

Этой зимой Италия впервые за 20 лет примет Олимпийские игры – до них осталось 100 дней. Но полемика вокруг допинга не утихала со времен Турина-2006.

Разберемся, кто входит в группу риска – и правда ли, что норвежским звездам стоит нервничать.

Италия – в топе по допинг-нарушениям. Сесть можно на 6 лет

Наказание за допинг в Италии регулирует статья 586-bis уголовного кодекса. Высшая планка установлена за нелегальную торговлю – до 6 лет заключения и штраф почти до 80 тысяч евро. Полицейские рейды на каналы сбыта – нередкое явление, о них чуть позже.

Те, кто используют допинг для повышения результатов, рискуют меньше – до 3 лет и до 51 тысячи евро. Если это никак не оправдано медицинскими целями, то сюда входят и личное применение, и содействие другим лицам, и вмешательство в процесс допинг-контроля. Врачи и функционеры тоже под прицелом.

Приговор зависит от отягчающих обстоятельств, например:

● если причинен вред здоровью;

● если деяние совершил сотрудник/член Национального олимпийского комитета Италии либо спортивной федерации. Сюда же относятся и другие организации, признанные НОК;

● и если пострадавший – несовершеннолетний.

Классификация запрещенных препаратов и методов утверждается итальянским Минздравом.

За жесткими мерами кроется статистика: Италия входит в число стран-лидеров по допинг-нарушениям, причем стабильно. 

Вот цифры ВАДА за 2014-2022 гг (последующие годы в архиве пока недоступны).

Логично, что и на последних Играх-2024 в Париже атлеты из Италии были среди самых проверяемых. Об этом говорят данные Международного агентства тестирования (ITA) – независимой организации, созданной в 2018-м под патронажем ВАДА и МОК. Сейчас именно ITA курирует программу антидопинга на Играх, так будет и в Милане-2026.

При этом Италия – важный спонсор ВАДА. Ежегодный взнос от нее составляет 1,4 млн долларов – столько же от России, Франции, Германии и Великобритании. Больше платят только США (3,8), Канада (1,9) и Япония (1,5).

Бойфренд Каролины Костнер получал срок, Логинова рейдила полиция, Медведцева бежала

Про допинг и уголовку Италии есть масса историй в жанре экшена. Перед Турином-2006 местный Минздрав предупреждал: кому не нравится закон – тот может оставаться дома.

Незадолго до Олимпиады звоночек раздался со стороны «Ювентуса». Врач туринского клуба Риккардо Агрикола, как утверждалось, в 1990-х подсадил футболистов на эритропоэтин (ЭПО), а в 2004-м чуть не присел за это сам – в тюрьму. Его приговорили к 1 году и 10 месяцам, но вскоре оправдали (дело Агриколы рассматривали и позже – но не довели из-за срока давности).

Уже на Играх-2006 в приключения попали австрийские лыжники и биатлонисты. Когда к ним нагрянула полиция, тренер Вальтер Майер (который официально не мог работать с командой из-за прежнего дисквала) решил скрыться на машине. Погоня кончилась в 400 км от Турина, где мужчина врезался в полицейский блокпост.

А легенда биатлона Александр Тихонов в интервью Спортсу’’ вспоминал другую историю с Игр-2006 – о допинге Ольги Медведцевой (Пылевой). Она тогда сдала положительный тест на карфедон.

«Если бы не Тихонов, Оля бы села: допинг в Италии – это уголовка. Когда все вскрылось, я прилетел в Олимпийскую деревню: хватайте манатки – и в машину. Быстро пересечь границу Италии! Сюда едет полиция, вам осталось 10 минут – или вы сядете на 5 лет. Я ее затолкал в автобус, по-моему, прямо в комбинезоне – и они уехали. И точно, минут через 15 приехала полиция», – рассказал Тихонов.

В 2009-м Медведцеву все-таки осудили в Турине – дали 1 год заключения условно.

Александром Логиновым тоже интересовались карабинеры. На ЧМ-2020 в Антхольце полиция ворвалась с обысками в его комнату в 6 утра, изъяв телефон и ноутбук. Выяснилось, что его тренер Александр Касперович выходил на трассу с чужой аккредитацией.

И хотя биатлонист отбыл свое наказание за допинг еще в 2016-м, итальянцы при обысках опиралась как раз на статью 586-bis – ту самую из уголовного кодекса.

Год спустя, в 2021-м, Логинов рассказывал, что ноутбук ему так и не вернули.

Затаскать по судам можно не только спортсмена, но и все его окружение. Яркий пример – дело олимпийского чемпиона в ходьбе итальянца Алекса Швацера. Перед Лондоном-2012 он попался на ЭПО – помимо дисквала на 3,5 года ему влепили 8 месяцев заключения условно.

Швацер дал показания, после которых сроки также получили два врача и чиновница местной федерации легкой атлетики. Правда, после апелляций трое были оправданы.

Интереснее, что тогда Швацер встречался с известной фигуристкой Каролиной Костнер, и она тоже оказалась замешана. Когда к паре приходили допинг-офицеры, Каролина солгала им, что бойфренда нет дома. Уже потом она призналась в этом, но уверяла: про допинг Швацера не знала ничего.

Костнер дисквалифицировали (без посадок и условки) на 16 месяцев, а с легкоатлетом она разорвала отношения.

«Сейчас я стараюсь держаться подальше от мужчин. Особенно от итальянцев», – шутила Костнер в 2015-м.

«Я соврала, потому что он попросил». Суперфигуристку Каролину Костнер забанили за допинг, который принимал ее возлюбленный

Зато ВАДА старается быть как можно ближе. У агентства есть отдельные соглашения и с Европолом, и с итальянскими оперативными службами. Облавы на подполье они могут устраивать сообща.

Недавно босс ВАДА Витольд Банка отчитался, что на европейском рынке было изъято 40 тонн запрещенных субстанций и закрыто 35 нелегальных лабораторий. За какой период накрыли такую кучу допинга, он не уточнил, но детали наверняка появятся.

«Это серьезный удар по черному рынку допинга, особенно в сфере фитнеса и спортзалов, где эта проблема растет. Эта борьба требует более тесного сотрудничества и большей приверженности со стороны правительств для защиты общественного здравоохранения, целостности и истинного духа спорта. Мы не остановимся в этой битве!» – пригрозил босс ВАДА в соцсети.

К тому же Антидопинговое агентство Италии проводит курсы для правоохранительных органов. А перед Олимпиадой-2026 оно заключило партнерку с ITA (тем, что отвечает за тестирование на Играх).

Норвежские звезды боятся антидопинга в Италии?

Фанаты конспирологии подготовили к Играм задачу со звездочкой: возможно ли, что норвежские чемпионы-зимники ушли накануне ОИ не случайно, а из-за жесткого антидопинга в Италии?

Вот самые громкие имена тех, кто завершил карьеру перед олимпийским сезоном:

Йоханнес Бо (32 года, биатлон). Прошлой зимой был в полном порядке: второй на Кубке мира, пять медалей ЧМ (три золота), остановился всего в четырех шагах от вечного рекорда Уле Эйнара Бьорндалена по числу выигранных гонок.

Тарьей Бо (37 лет, биатлон). Несмотря на возраст, все еще ценный боец для сборной Норвегии: топ-10 на Кубке мира и эстафетное золото ЧМ.

● Тереза Йохауг (37 лет, лыжные гонки). Возвращалась в спорт ради домашнего ЧМ-2025 в Тронхейме: осталась там без побед, но взяла аж четыре медали. В конце сезона уклончиво говорила об олимпийских перспективах, но все-таки решила закончить. И вскоре объявила о второй беременности.

● Ярл Магнус Риибер (28 лет, лыжное двоеборье). Увез из Тронхейма три золота и бронзу, на Кубке мира был вторым – в самом расцвете сил.

Йорген Гробак (34 года, лыжное двоеборье). Как ни странно, тоже на пике: в Тронхейме взял медаль в личном виде – хотя раньше на чемпионатах мира заходил на подиум только в эстафетах.

То есть даже самые возрастные остаются на высочайшем уровне. Можно упомянуть и 35-летнего олимпийского чемпиона Роберта Юханссона (прыжки с трамплина, фигурировал в недавней истории с «техническим допингом») и 24-летнюю чемпионку мира Хелене Марие Фоссесхолм (лыжные гонки). Тоже ушли перед олимпийским сезоном, правда, они как раз давно не показывали топ-результаты, а свои титулы взяли в командных видах.

Тихонов, который не понаслышке знает о допинге в Италии, уверен, что все дело в суровых законах: «Карьеру [Йоханнес] Бо закончил, потому что Олимпиада в Италии, а там пять лет тюрьмы сразу за допинг».

Той же линии следует двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев, он давно считает, что норвежцы повально сидят на терапевтических исключениях: «Я думаю, братья Бо пытаются договориться о легальном провозе допинга и его использовании на Олимпиаде. Это какой-то детский лепет, то они заканчивают, то не заканчивают, пора бы уже определиться».

Пять лет тюрьмы норвежцам, конечно, дали бы лишь при самом невероятном сценарии. Но давайте (ради эксперимента) примем теории заговора и поверим, что даже после многолетних тестов – в том числе на Кубках мира в Италии – норвежцы почему-то боятся новых проверок в этой стране.

Что могло тогда могло их напугать? Конечно, политика. Для этой теории нужно выстроить длинную цепочку.

1) В 2022-м, после олимпийского Пекина, вскрылся неудобный факт: по законам Норвегии ни одного несовершеннолетнего спортсмена от 15 до 18 лет не проверяли на допинг без согласия родителей – из-за этого за два года никто из юношей в стране не тестировался без предупреждения о визите допинг-офицеров.

ВАДА потребовало решить вопрос, ведь это расходится с их кодексом. Спортивные власти Норвегии всерьез опасались, что национальное антидопинговое агентство лишат статуса соответствия.

Вскоре компромисс нашли: федерации и сборные в Норвегии обязали заранее получать согласие от родителей на тестирование их детей. В перспективе власти хотят, чтобы юниоры сами давали разрешение, но изменение законов – тягучий процесс.

Российский депутат Роман Терюшков в том же году предположил, что допинг-кейс вскрылся не случайно, а из-за давления на Норвегию, чтобы та продавала газ ниже рынка.

«Здесь проблема не в допинге и не в антидопинговом законодательстве, которое ВАДА не замечало три последних года. Все спокойно жили в этой парадигме и не замечали этого, возбудившись только сейчас. Пора перестать повторять как мантру выражение «спорт вне политики».

Спорт сегодня – это весьма значимая часть политики и возможность манипуляции теми странами, которые не поддаются на влияние англосаксов и американцев. Понятная, простая парадигма, существующая в современном обществе», – объяснял Терюшков.

В Норвегии не тестировали юниоров на допинг, а теперь боятся отстранения от Олимпиады

2) Параллельно разгонялся и другой сюжет, тоже около политики. В 2021-м ВАДА пощадило китайских пловцов, несмотря на допинг-пробы с триметазидином (тем же, что нашли у Валиевой). Загрязнение проб сочли ненамеренным, а пловцов допустили до Олимпиады в Токио.

Публично это выяснилось лишь в 2024-м. Из-за чего между ВАДА и США началась война – американцы возмутились допуску «нечистых» конкурентов. История дошла даже до Конгресса, где Майкл Фелпс критиковал миропорядок антидопинга. А в январе 2025-го Америка отказалась платить взнос в ВАДА (крупнейший среди всех стран).

На фоне разборок задумались и скандинавы. Норвежский политик Линда Хеллеланд, которая раньше занимала пост вице-президента ВАДА и министерские должности в своей стране, призвала не финансировать международное агентство, по примеру США.

«Пока ВАДА не будет действовать независимо и прозрачно, а также не проявит готовности к внутренним реформам и переменам, норвежские налогоплательщики не должны вносить свой вклад в эту организацию. Правительству надо последовать примеру США и прекратить наше финансирование. Если мы не поддержим американцев, мы встанем на сторону ВАДА и Китая», – агитирует Хеллеланд.

Конечно, это не отражает позицию всей Норвегии, но кто-то наверняка прислушался. Даже в соцсетях сразу замечаешь, что на Хелленланд подписан биатлонист (и почти активист) Себастьян Самуэльссон.

3) Возникает вопрос: не станут ли спортсмены разменной монетой в войне антидопинговых сил?

На эту мысль наводит, к примеру, кейс американского спринтера Эрриона Найтона. В 2024-м Антидопинговое агентство США (USADA) оправдало его после теста на стероид тренболон, приняв версию о случайном попадании допинга через пищу – блюдо из бычьего хвоста.

ВАДА обжаловало решение и публично упрекнуло американцев: «Трудно понять, как USADA может заявлять, что в этом деле восторжествовала справедливость». И сам факт такого комментария, тем более до решения по апелляциям, тоже о многом говорит.

Спортивный арбитражный суд (CAS) удовлетворил иск и забанил бегуна на 4 года.

«Публичная битва между ВАДА и USADA, которая недавно привлекла внимание МОК, справедливо приводит к вопросу: не попадут ли такие спортсмены, как Эррион Найтон, под «сопутствующий ущерб» в серии скоординированных усилий против натиска американского агентства?» – задумался адвокат спортсмена Говард Джейкобс.

Но все это, опять же, конспирология.

ВАДА меняет правила из-за Валиевой, а Синнер готовится к роли посла Милана-2026

ВАДА воюет на многих фронтах. Поговаривают, что до Олимпиады в Италии агентство расскажет о проектах реформ.

Случай Камилы Валиевой пошатнул систему антидопинга в Пекине-2022, и теперь ВАДА хочет получить больше полномочий для расследований – против окружения спортсменов.

«Очевидно, что дело [Валиевой] оставило неприятное послевкусие, – признается генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли. – Когда вы видите, что был сделан выбор пожертвовать спортсменкой вместо того, чтобы выявить того, кто на самом деле помогал ей принимать допинг».

В декабре в Южной Корее пройдет большая конференция ВАДА, где могут кое-что объявить.

«Мы считаем, что спортсменка не в одиночку принимала это вещество и не по своей инициативе. Но она столкнулась с последствиями, – взял слово президент ВАДА Банька. – Всегда неприятно видеть, если спортсмен наказан, а мы чувствуем, что кто-то из России, кто действительно ответственен за это, остается безнаказанным.

Возможно, это дело показывает, насколько важно совершенствовать антидопинговую систему. Этим мы сейчас и занимаемся. ISU должен обратить внимание на свою программу тестирования перед Играми [2026 года], чтобы убедиться, что все спортсмены, которые, например, занимаются у того же тренера – хоть мы и не знаем, имеет ли она к этому [случаю] какое-либо отношение – проходят надлежащее тестирование».

Внимание к Аделии Петросян (ученице Этери Тутберидзе) скорее всего, будет пристальным и на самой Олимпиаде в Италии. Если фигуристку, конечно, допустят.

Кстати, сюрприз: официальным послом зимних соревнований будет теннисист Янник Синнер, который сам недавно отбывал дисквал (и к его окружению было много вопросов).

Не исключено, что Янник тоже как-то поучаствует в кампании антидопинга Италии. Да, есть такая практика, когда о проблемах рассказывают сами нарушители: так, перед лыжным ЧМ-2025 Тереза Йохауг и Макс Хауке читали лекции о важности чистого спорта.

Есть предчувствие, что в Милане-2026 всплывут новые допинг-истории – как раз для будущих лекций.

«Общежитие брежневской эпохи». Итальянцы в шоке от олимпийской деревни-2026

Использованы материалы: Associated Press, Reuters, Olympics.com, Inside the Games, Corriere della Sera, la Repubblica, Il Manifesto, ТАСС, WADA, ITA, UEFA, Nado Italia, VG, NRK, NTB, «Матч ТВ», «ВсеПроСпорт».

Фото: East News/AP Photo/Luca Bruno, Piero CRUCIATTI / AFP, AP Photo/Gregorio Borgia, Mustafa Ciftci / ANADOLU AGENCY / Anadolu via AFP; РИА Новости/Александр Вильф, Максим Богодвид; europol.europa.eu; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, Christophe Pallot/Agence Zoom