5 мин.

Анна Богалий: «Никогда не буду обманывать и занимать чужое место»

– Я заканчиваю со спортом. Сразу скажу, решение далось тяжело. Очень долго думала – почти все лето. Но я прежде всего мать, которая хочет как можно больше времени проводить с ребенком. В один прекрасный момент я поняла, что не смогу больше оставлять сына дома, буду скучать, разрываться. Наверное, у каждого человека наступает период, когда он должен сделать ответственный шаг. Я очень люблю биатлон, но сейчас я выбираю ребенка и буду его воспитывать.

Максиму 3,5 года. Великолепный возраст, и сейчас именно тот момент, когда я должна быть с ним постоянно. Я уходила, чтобы родить ребенка, потом вернулась и три года была, по сути, без него. Летом, по возможности, брала а сборы. Но постоянно таскать его за собой – переезды, перелеты, самолеты – не лучший вариант. Для меня важнее его здоровье, развитие, режим, он у меня второй год ходит в садик.

– В прошлом сезоне сколько в совокупности видели ребенка?

– За семь месяцев – от силы дней десять. Это тяжелое испытание. День рождения они с папой праздновали без меня.

– Говорят, вы хотите заниматься развитием детского спорта.

– Да, я считаю, нужно кардинально менять подход к детскому спорту и детским тренерам. Сейчас мы имеем то, что закладывалось в советское время, а дети уже совершенно по-другому на все смотрят. У них есть гаджеты, игрушки, много чего интересного. Их нужно иначе заинтересовывать.

Первый шаг – детский биатлон с пневматическим оружием. У меня сейчас есть определенные задумки совместно с СБР и обществом «Локомотив». Если мы даже из тысячи детишек уведем в массовый спорт 50 или 100 человек, а один станет членом юниорской или областной команды, то это будет большая победа. Гораздо легче воспитывать здорового ребенка, а не избавлять его от вредных привычек. Во многих регионах, где не самая здоровая обстановка, нужны секции, кружки, школы. Тем более биатлон набирает рейтинги.

– У вашего сына любимая игрушка – винтовка?

– Нет. Он сейчас попросил привезти ему бетономешалку: видимо, увидел заправочный комплекс. Вчера в Москве заходила в магазин и купила. Максим любит конструкторы. Он парень сообразительный, развивается очень быстро. И мы вместе с ним из кубиков строим дома или города. Ему также все интересно, что связано с машинами, самолетами, поездами. Очень любит, когда я читаю ему книги. Мультики смотрит. Последнее увлечение – «Большой Ух». «Все, не могу больше терпеть! Показываюсь!» – он прямо так выдает фразы. В прошлом году мы засматривались «Домовенком Кузей», и он тоже потом сыпал крылатами фразами.

– Сына отдадите в спорт?

– Он будет выбирать сам. Профессиональный спорт начинается в более зрелом возрасте, когда человек может самостоятельно сделать выбор – лет в 15-17. Если у него будет желание, и я буду видеть, что он к этому тянется, то я поддержу. В этом году будет седьмой по счету «Кубок малыша» в Вожеге, и мы, наверное, сделаем беби-спринт для тех, кто ходит в детский сад.

Я хочу привести Максимку. Будем вместе со всеми кататься. Он летом у меня спрашивал: «Когда будем на лыжах кататься?» – «Видишь, снега нет» – «А когда будет?» – «Осенью». В Вологодской области он вместе с дедушкой сопровождал меня на тренировках. Я ехали впереди, а они за мной на машине. Я как-то остановилась передохнуть, а он подъехал и попросил: «Мама, покатай меня». Я посадила его на спину и километр-полтара по ровному участку катала.

– Он же весит больше винтовки.

– Килограмм пятнадцать. Я так шучу на тренировке: «15 кг счастья».

***

– Самая запомнившаяся гонка в вашей карьере.

– Командная гонка на ЧМ-1998 среди юниоров в Квебеке. Бежали с Олей Зайцевой и выиграли. Следующий этап – 2001 год, когда я впервые попала на чемпионат мира и победила в эстафете. У меня было такое волшебное состояние: «Я – чемпионка мира!» И, конечно, Олимпиада в Турине. Те эмоции, которые были после финиша, я буду помнить всю жизнь. Мы плакали, обнимались. Мы были командой, единым кулаком. Хэппи-энд – Ванкувер. Я после возвращения показала хорошую скорость на трассе.

– Про вас говорили: мол, никогда не бегали личные гонки с такой отдачей, как эстафеты.

– Мне мама часто говорила: «Хоть раз пробеги свою гонку, как бежишь в эстафете. Пожалуйста».

- Она вас не отговаривала от сегодняшнего шага?

– Многие люди даже говорили: может быть, подумаешь. Но родные и близкие были счастливы: ура, наконец-то мы хоть тебя будем видеть. И еще многие говорили: молодец, вовремя нужно остановиться. У меня нет травм, я ухожу не по какой-то физической немощи. Я сейчас вхожу в четверку нашего рейтинга СБР. Мой тренер, Александр Петрович, говорит мне: «Ты пойми, так вообще никто не уходит, взяла летом объявила, что заканчиваешь, и все». Я говорю: «Александр Петрович, ну я , видимо, такой человек. Я не умею размазывать, не могу быть статистом.

– Вы приняли предложение Новосибирского университета. Можно ли сказать, что будете преподавать?

– У меня есть диплом специалиста по спорту. Я могу преподавать, могу делать все, что связано с физкультурой. А предложение поступило случайно – в прошлом году. Был день железнодорожника в Новосибирске, я зашла поздравить государственный университет путей сообщения, а ректор совершенно серьезно мне сказал: «Если вы надумаете заканчивать, то приходите преподавать в наш университет». Я готова помогать, готова встречаться с людьми, мне это интересно.

– Как подруги по команде восприняли ваше решение?

– Я говорила только Ольге Вилухиной и Ольге Зайцевой. Причем Зайцевой я сказала, что буду заканчивать, а Вилухиной – что, скорее всего, закончу.

- И как они восприняли?

– С грустью.

– И как же ваша четвертая Олимпиада?

– Я могу к вам присоединиться, покомментировать.

– Но наверняка мечтали выступить в Сочи?

– Мечта была, но, наверное, такая судьба. Я безумно люблю биатлон, но надо вовремя остановиться и сделать правильный выбор.

– Когда весной уходили на самоподготовку, допускали, что можете уйти?

– На тот момент я готовилась. Я не уходила в неизвестность, не лукавила, но в середине лета устроила себе мозговой штурм. И когда наши тим-менеджеры стали писать: «Аня, девчонки, с кем вы будете жить в новом сезоне?», поняла – пора конкретизировать свои планы. Я никогда не буду занимать чужое место. Не умею врать. Наверное, это тоже мой недостаток.

Карта памяти. Анна Богалий