«Матч ТВ» не покажет «Зенит» – «Динамо» из-за эстафеты. Губерниев объяснил: биатлон популярнее футбола – и он прав
Дмитрий Губерниев снова в центре движухи – теперь он провозгласил победу биатлона над футболом в рейтингах «Матч ТВ».
Если вы еще не знали, в ближайшее воскресенье – 12 декабря – главный спортивный канал не покажет ключевой матч РПЛ «Динамо» – «Зенит», в котором определится лидер на всю зимнюю паузу. Вместо футбола (матч начнется в 14:00 по Москве) эфир «Матча» заполнит биатлон – трансляция мужской эстафеты назначена на 13:25.
«Многие спрашивают, почему в прямом эфире будет биатлонная эстафета, а не «Динамо» – «Зенит». Но ответ очень простой: просто потому, что биатлонная эстафета популярнее футбола. Потому что биатлон смотрят все, биатлон страну объединяет.
Более того, футболисты будут смотреть биатлон в перерыве матча, чтобы приобрести кипучую энергию и выйти на второй тайм. У футбола есть «Матч Премьер», много других замечательных каналов, а биатлон – общенациональный вид спорта, который объединяет страну, державу, мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Объединяет всех. Именно поэтому на «Матч ТВ» в воскресенье будет биатлон – родимый, всенародно любимый и признанный», – похвалился Губерниев в своем телеграм-канале.
«Популярность лыжных гонок и биатлона продолжает расти – этому способствуют успехи наших спортсменов! Уверен, что приняли правильное решение о подробном освещении с мест событий не только биатлонных, но и лыжных гонок. Будем и дальше развивать это направление!» – почти одновременно с Губерниевым отчитался генпродюсер «Матч ТВ» Александр Тащин, приложив познавательную инфографику.
Мы решили проверить слова Губерниева и Тащина официальными данными – их собирает компания Mediascope. Вот так на официальном сайте описана технология измерения телевизионных рейтингов.
«Телевизионная панель Mediascope насчитывает более 20 тысяч человек по всей России и репрезентирует все население страны старше 4 лет – по своему размеру ТВ-панель компании занимает пятое место в мире. В домах и на дачах участников телеисследования установлены специальные устройства – ТВ-метры, которые в автоматическом режиме собирают информацию о просмотре телевизора. Контент и реклама, которые увидели респонденты, распознаются с помощью технологии audio matching, которую используют ТВ-метры.
В некоторых проектах Mediascope используются single-source панели – они состоят из респондентов, которые одновременно участвуют в нескольких исследованиях: ТВ и интернет-измерениях. Такие панели применяются, например, в проекте Big TV Rating – исследовании потребления телеконтента и рекламы сразу в нескольких средах: в линейном эфире и на десктопных устройствах в интернете. Данные для таких проектов собираются, в том числе, с помощью роутер-метров. Это специальные устройства, которые помогают анализировать медиапотребление на всех устройствах в домохозяйстве, которые подключены к интернету».
Что ж, перейдем к данным из отчетов Mediascope в категории «Лидеры в жанре спортивные программы» – здесь собраны данные в двух возрастных категориях: 4+ и 18-54 лет. Кстати, в 2017-м Тина Канделаки (на тот момент генпродюсер «Матч ТВ») повторяла, что у ее канала собственная целевая аудитория:
«С 1 января 2017 года ЦА нашего спортивного канала — это мужчины в возрасте от 18 лет и старше. На реакцию именно этой группы мы рассчитываем при производстве программ».
К сожалению, в открытых данных Mediascope не делит статистику по половому признаку, поэтому не сможем отсечь (как хотелось бы Тине) женскую аудиторию от тех зрителей, которые смотрели биатлон и футбол.
Теперь серьезно – чтобы проверить слова Губерниева, мы выбрали три точки для измерения.
1. Матч первого круга «Зенит» и «Динамо» сыграли 29 октября – и эта трансляция попала на «Матч ТВ» (повезло – биатлонный сезон тогда еще не стартовал).
На тот момент их игру еще не считали решающей в гонке за чемпионство. Возможно, поэтому эфир не собрал высоких цифр ни в категории 4+ (рейтинг – 1,2%, доля – 4,5%, охват – 4,7%), где проиграл женскому фигурному катанию на Первом канале, ни в категории 18-54 – здесь зажгли смешанные единоборства на РЕН-ТВ с рейтингом 1,4% и долей 7,7%. А «Зенит» – «Динамо», кстати, заняв третье место, уступил еще и матчу «Ростов» – «Спартак».
Но была у той игры «Зенита» и «Динамо» и маленькая победа – она стала самой популярной спортивной программой недели для московской аудитории 4+.
Наверное, нужно разобраться в терминах, которыми оцениваются телевизионные цифры – все они измеряются в процентах.
Рейтинг – это среднее количество зрителей в процентах от общего населения страны, а доля – от всей телеаудитории (включившей телевизор в данный момент). Наконец, охват – количество человек, посмотревших программу на протяжении минимум одной минуты – тоже в процентах от всего населения.
И вот важное замечание самого Губерниева из январского интервью Sports.ru: «На телевидении считают не рейтинг (процент от всех телевизоров страны), а долю – процент от смотрящих телевизор в этот момент. Это главное. Почему не рейтинг? Потому что телевизор смотрят то больше, то меньше – сейчас много других каналов информации: интернет, соцсети и так далее – телесмотрение размыто, но у биатлона стабильная аудитория».
2. Следующий слот, который нас интересовал – неделя с 22 по 28 ноября, когда на «Матч ТВ» стартовал сезон биатлона.
В категории 4+ весь подиум безоговорочно забрала фигурка (звенел московский этап Гран-при), а биатлон уверенно занял 4-е (мужской спринт) и 6-е (мужская индивидуалка) места, зажав в тиски трансляцию лыжной гонки преследования.
Футбол – только на 7-м (ЦСКА – «Зенит») и 8-м («Спартак» – «Наполи») местах. Почти в тех же цифрах и программа «Биатлон с Дмитрием Губерниевым».
Интересно, что в категории 18-54 уже не все так однозначно: самая рейтинговая трансляция – матч «Спартак» – «Наполи», в топ-3 еще один футбол, а биатлон 4-й и здесь.
3. Наконец, решающая схватка футбола и биатлона – неделя с 29 ноября по 5 декабря, на которую пришлись первые эстафеты в Кубке мира.
Да, на этом отрезке не случилось топового футбола: самой популярной в категории 4+ стала трансляция матча «Зенит» – «Ростов» (только 9-е место), а категории 18-54 активнее смотрели игру «Уфа» – «Спартак» (8-е место). Кто-нибудь знает, почему дети боятся смотреть на «Спартак»?
Почти все остальные призы действительно забрал биатлон. Вот статистика в категории 4+:
А вот в категории 18-54:
Эстафеты действительно самый любимый и популярный у телезрителей формат лыж/биатлона. Превзойти эти цифры может только важный футбол сборных (у матча Хорватия – Россия, например, рейтинг был 5,3%, а доля 18,9) или женская фигурка на Первом, но не такой статусный матч в российском футболе, как «Зенит» – «Динамо».
И в этом вряд ли виноват Губерниев.
Фото: instagram.com/guberniev_dmitry ; кадр программы «Матч ТВ»
Вот Локо-Спартака другое дело.